Территория, сериал, 2020

Чудное путешествие, или Возвращение наследника/Будьте здоровы – не икайте

Отправляясь на поиски пропавших в этно-экспедиции родителей, Егор Чудинов и его дядя Николай даже не представляли с чем столкнутся во глубине Пермского края.

Местах, населенных староверами и сектантами, женящимися на своих и постепенно превращающихся в уродов.

Местах, где живы духи, лешие и древние верования народов чудь. Где верховодят колдуны, а ведьмы выращивают северных бесов, вселяющихся в людей.

Местах, откуда выбраться гораздо сложнее, чем попасть.

 

«Жатва», «Плетенные человеки» и «Солнцестояния» (http://perekat.kiev.ua/midsommar-солнцестояние-хоррор-ужасы-2019/ )? Ха! Забудьте! Если бы вы знали, что творится в отдаленных областях матушки-России. И я не о беспробудном пьянстве и вымирающих деревнях. А о более древних ужасах, основанных на коми-пермяцкой мифологии, с которыми решили познакомить пресыщенного зрителя постановщики «Территории» (сериала, вышедшего на канале, недавно порадовавшего зрителя пронзительной «Эпидемией»).

Сериала, играющего на поле фольклорно — этнографического хоррора.

Во первых строках письма хочется отметить атмосферу глубинки (как тут только люди живут). Мрачную, депрессивную, убогую, без единого лучика света. Понурые деревни. Старые разваливающиеся хаты с проломленными крышами. Ржавеющие трактора и грузовики. Тишина, пустота и безлюдие. А если «гомо почти сапиенс» появляются, хочется, чтобы они спрятались обратно. Вырождающиеся поселения староверов с их браками между собой, приносящими уродливые плоды. Бойкие «археологи» со стволами, ищущие золото. Гоповатые юноши на мотоциклах. Когда настороженное, а когда враждебное отношение сельских к городским. Странноватые представители власти. О благах прогресса тоже стоит позабыть. В здешних краях «все как при царе Горохе».

Людские копошения происходят на фоне шикарной, величественной природы с вековечными лесами, огромными валунами и коварными болотами. Контраст между восхитительными пейзажами и отрыжкой людской цивилизации добавляет в блюдо изрядно остроты.

Не позабудут постановщики поразмыслить о детских психотравмах, гордыне, большой любви, жажде власти, готовности ради силы идти на любые злодейства.

Но, как оказывается, кроме вполне ожидаемых проблем «смычки города с деревней», героям предстоят встречи, которые современный цивилизованный человек даже представить не может.

В здешних краях не обращаются к врачам, тем более что до них «за семь верст киселя хлебать». Вместо них обереги, обряды да окуривания, колдуны да бабки-знахарки. И главное не перепутать их с ведьмами, а то после такого заблуждения можно и не оправиться. Здесь леший водит по чаще не принесших ему подаяния, а проклятия падают, будто кирпич на голову. Звучат слова мертвого языка, а вымершая народность оказывается не то чтобы совсем вымершей. Что говорить о бессмертных жрецах. Здесь сглаз, наговоры, порча, нетривиальные методы борьбы с ведьмами — не сказочные элементы, а реальность. Здесь возможно призвать Медвежьего шамана, а бесы-пророки, способные заткнуть за пояс «похитителей тел», могут стать ценным источником сведений.

21 век на дворе говорите? Икотке расскажете.

Качественно закручивается интрига происходящего. Мы буквально по капле получаем информацию о том, что случилось с родителями Егора Чудинова (фамилия говорящая). Рассыпаются фразы местных жителей, намеки, недомолвки и оговорки о мистической стороне происходящего. Причем, относить ли их на долю потустороннего, или списать на шизофрению, долгое время непонятно. Постоянно возникают новые персонажи, пересекавшиеся с «предками». К середине проекта нас даже порадуют видениями, связанными с судьбой Чудиновых.

А ближе к завершению вечер окончательно перестанет быть томным: на лесной сцене появится еще один смертельно опасный персонаж. Но даже он не станет последним сюрпризом от постановщиков.

Актеры оставили противоречивое впечатление.

Егор у Глеба Калюжного вышел чересчур отмороженным. Вечные наушники, отсутствующий взгляд, резкие, неоправданные эмоциональные всплески. Вроде и шлейф у образа любопытный, жуткая детская психотравма, желание, во что бы то ни стало отыскать пропавших родичей. Но при всем этом молодой музыкант и актер не дотянул.  

Девчонки смотрятся получше, хотя образы особой глубиной не отличаются. Студентки, вдвоем отправившиеся в фольклорную экспедицию в самую глушь. Смелые барышни.

Надя – более спокойная, задумчивая, всерьез увлеченная собиранием наговоров, обрядов, искренне верящая в существование потустороннего.

Таня – оторва, не лезущая за словом в карман, прямая как рельса. Впечатляюще выглядят изменения, происходящие с персонажем (гримерам также не забыть сказать спасибо).

Андрей Мерзликин («Качели», «Шерлок Холмс», «Родина», «Танки») на фоне детворы смотрится настоящим аксакалом цеха. «Нудный», обстоятельный товарищ с оптимистичной профессией патологоанатома. Когда надо и в торец засветить может, и спину подставить, и девицу утешить. Разве что племяннику слишком много позволяет.  

Да и участковый (Розин) хорош  – колоритный такой мужик.

Практически все персонажи на протяжении сериала зрителя удивят. И не один раз. Особенно это касается завершения проекта.

Позабавило «запикивание» матов. Типа у нас все как в жизни, но перед цензурой реверанс сделаем.

Как и поразительная холодостойкость молодежи, после купания в ледяной реке, часами бодро снующей в той же одежде по температуре ниже нуля.

Временами темп сериала подбуксовывает, отношения героев формируются очень уже резво, да и действуют персонажи порой глуповато, но на эти нюансы можно не обращать внимания.

Эрго. Относительно недорогой хоррор-проект (впрочем, ужастики никогда не требовали больших бюджетов), играющий на саспенсе, фольклоре, интриге и красотах пермской природы. В целом делающий это довольно удачно.

Режиссер: Игорь Твердохлебов

В ролях: Андрей Мерзликин, Глеб Калюжный, Анастасия Чистякова (II), Алексей Розин, Ксения Отинова, Клавдия Коршунова, Николай Шрайбер, Сергей Колесов, Евгений Мундум, Константин Итунин, Олег Ягодин, Алексей Корсуков, Вера Чугайнова,

P. S. Жители того самого Пермского края на постановщиков ругаются – по мнению аборигенов коми-пермяцкую мифологию передать не получилось. Впрочем, остальные зрители это вряд ли заметят.

 

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.