Мудрый Волшебник с бездонными глазами или Молчаливый гений кино. Олег Иванович Янковский

JankovskyjОдин из лучших советских (а значит и мировых) актеров за всю историю кинематографа. Сын кавалера Георгиевского креста. Один из немногих артистов «с умным лицом». Столп великой захаровской команды, оставившей нам четыре потрясающие кинематографические работы. Человек, «способный взглядом выразить немыслимую амплитуду: от мерзавца до святого». Орденоносец, лауреат огромного количества призов и премий.

За его плечами более 80 ролей в кино, несчетное количество театральных работ.

И огромная зрительская любовь.

 

Олег Иванович Янковский родился 23 февраля 1944 года в городе Джезказган (Казахстан).

Мальчик рос подвижным и спортивным. Особое место в его жизни занимал футбол.

В 1951 году семья (в лице родителей и двух старших братьев) перебралась в Саратов.

А через несколько лет в полной мере проявилась театральная «карма» Янковских. Первым служителем Мельпомены стал старший брат – Ростислав, который в 1957 переехал в Минск, где стал выступать на сцене русского драмтеатра. Через год он забрал к себе 14-летнего Олега, который очень скоро дебютировал эпизодом в спектакле «Барабанщица».

На тот момент театр еще не очень прельщал младшего Янковского. Царил его величество Футбол.

Однако равномерно распределить силы Олег не сумел. Начала страдать успеваемость в школе, а также игра на сцене.

В конце концов, Ростислав не выдержал, и наложил на игру в футбол строгий запрет. Возможно, именно тогда советский ножной мяч потерял весьма перспективного адепта.

Через некоторое время братья вернулись под материнское крыло, а вскоре младшему пришло время прощаться с детством, и выбирать профессию. Сперва Олег склонялся к медицинскому институту, но наткнулся на объявление о приеме в театральное.

Сперва казалось не судьба. Экзамены в этом году он уже пропустил. Но решил заглянуть в приемную комиссию, узнать об условиях поступления на следующий год.

Там, спросив фамилию, огорошили парня известием, о том, что он уже зачислен в училище.

Как выяснилось позднее, экзамены в училище тайком от семьи успешно сдал средний брат – Николай. Но узнав о твердом решении Олега учиться, не стал мешать младшенькому.

Там же, в училище, Янковский встретил женщину, с которой не расставался до самой смерти — Людмилу Зорину. Она не только стала его единственной и неповторимой музой, но и опосредованно повлияла на его роман с кинематографом.

Именно Людмила, после училища приглашенная в Саратовский драмтеатр, поставила условием своего приезда, место в театре и для мужа.

В 1968-м во время гастролей театра во Львове, Янковский, муж звезды Саратовской драмы, исполнитель эпизодических ролей, один из сотен тысяч молодых советских артистов, во время обеда в ресторане попадется на глаза режиссёру Владимиру Басову. Как раз ищущему актера на роль Генриха Шварцкопфа в 4-серийном фильме «Щит и меч».

Юноша «с типичной арийской внешностью», и нетипичным для артиста умным лицом, оказался подарком для Владимира Павловича.

Пускай у него не было ни малейшего киношного опыта, и крайне мало театрального, зато, как выяснилось, он отлично ловил трагический нерв роли, и великолепно подходил для киноэкрана.

Это лишь подтвердил второй фильм Олега «Служили два товарища» (1968). Фильм, где он прошел школу молчания и работы глазами. Это стало визитной карточкой молодого Янковского. Глаза, отлично раскрывающие внутренний мир персонажа, и чертовски выразительное молчание.

Эти две ленты сделали актера знаменитым, открыв ему путь к огромному количеству потрясающих персонажей, которыми Олег Иванович, не тратя времени, начал делится со зрителем.

Еще в 60-х миру были явлены журналист Сергей Новиков из «Жди меня, Анна» (1969), драме «о тружениках тыла» по повести Юрия Нагибина «Далеко от войны».

И Георгий Скорина из биографической «Я, Франциск Скорина…» о великом белорусском просветителе.

 

70-е в первую очередь ознаменовались переходом нашего героя в московский театр имени Ленинского комсомола (Ленком) по приглашению Марка Захарова (1973). Это союз продлится множество лет, и станет знаковым для советского кино.

И новой плеядой отличных кинематографических образов. Сам актер упоминал около сотни своих ролей, Кинопоиск насчитал 84.

Вспомним хотя некоторые из них.

Алексей Платов в «Расплате» (1970), драме о предательстве и воздаянии.

Николай Сергачев  из «Гонщиков» (1972), душевной истории о ралли, дружбе, и взаимопомощи, с шикарным дуэтом нашего героя и Евгения Леонова. Это не учитывая десятка мастеров спорта, принимавших участие в съемках.

Леонте Чеботару в «Гневе» (1974), исторической ленте о Татарбунарском восстании в южной Бессарабии 1924 года.

Алексей в «Зеркале» (1974) первой совместной работе Янковского с Тарковским, причем при участии маленького сына Олега – Филиппа.

Нехороший человек по кличке «Князь» в лубочном мини-сериале «Сержант милиции» (1974).

Кондратий Рылеев в печально-романтической «Звезде пленительного счастья» (1975).

Евгений Пряхин в «Чужих письмах» (1975) психологической зарисовке о поколении «чужих детей».

Сергей Попов из «72 градуса ниже нуля» (1976), полярной приключенческой ленты о спасении антарктической станции «Восток».

Тихон Соколов в «Сладкой женщине» (1976), меркантильном бенефисе Натальи Гундаревой.

Сакулин в «Обратной связи» (1977), партийной ленте, запомнившейся мощным актерским составом (Ульянов, Лавров, Гурченко, Гундарева) и смачно показанными «подковерными» интригами.

Сергей Камышев из «Моего ласкового и нежного зверя» (1978), экранизации чеховской «Драмы на охоте», приобретшей нехилый цыганский антураж.

Кандидат наук Виктор Веденеев в «Повороте» (1978), глубоком рассказе о водителе, насмерть сбившем старушку.

Волшебник из «Обыкновенного чуда» (1979), первой ленты Захарова из плеяды его  шедевральных работ, взрастившей целое поколение. Фильм полный волшебства и будней, печали и оптимизма. Крылатых фраз, тут же растасканных на цитаты. И отличных актерских работ. Что сказать о роли Янковского? Пусть скажет режиссер. Захаров: «если бы не было Волшебника, потом не было бы и Мюнхгаузена, Свифта и Дракона».

И сразу же вторая: «Тот самый Мюнхгаузен» (1979). Вершина, пик захаровской команды. Как на меня, фильм входящий минимум в двадцатку лучших лент всех времен и народов. Каждая сцена – гениальна. Каждая роль шедевр. Но даже на этом фоне Янковский блистателен. Кстати, что забавно автор пьесы «Самый правдивый» (которая легла в основу фильма) Григорий Горин был против кандидатуры Янковского. Однако Захаров настоял, и как только началась работа, Горин практически сразу позабыл о своем недоверии, сказав: «Какая была бы ошибка, возьми мы другого актёра!».

Джек Степлтон в «Собаке Баскервилей» (1981). Комментарии излишни. Вряд ли найдется тот, кто не смотрел эту великолепную ленту из цикла «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Игорь Брагин во «Влюблён по собственному желанию» (1982), доброй мелодраме о «вызывании» любви.

Сергей Макаров из «Полетов во сне и наяву» (1982), истории кризиса среднего возраста в контексте поколения 80-х, исповеди «лишних людей».

«Дом, который построил Свифт» (1982), третья совместная работа Захарова и Янковского. Быть может чуть послабее, по сравнению с безупречным «Мюнхгаузеном» (вытянуть подряд два одинаково шедевральных фильма вообще редко кому удается), но все равно мощнейшее кино, поднимающее очень сложные вопросы.

Андрей Горчаков в «Ностальгии» (1983) Тарковского. К этому режиссеру у меня отношение весьма неоднозначное, посему предоставляю вам судить о картине самим.

«Два гусара» (1984), экранизация повести Л.Н.Толстого. На счету Янковского две роли: Турбины, и отец и сын.

Алексей Дмитриев  из «Храни меня, мой талисман» (1986), изящной психологической драмы с аллюзиями на судьбу Солнца русской поэзии.

Василий Позднышев в тяжелой «Крейцеровой сонате» (1987), еще одном обращении к творчеству Л. Толстого. Сам Олег Иванович считал эту свою работу одной из лучших.

Воробьёв в «Филере» (1987) Балаяна (после Захарова явно самый близкий Янковскому режиссер), с еще одной потрясающей ролью нашего героя.

«Убить дракона» (1988), лента, завершающая условный захаровский цикл. Лента, пронзительная до слез. Страшная до крика. Откровенная до дрожи. Вскрывающая человека, как консервную банку с подгнившей тушенкой. Выворачивающая на белый свет все его грешки, кошмары и постыдные тайны.

И при этом оставляющая человеческому роду такую необходимую ему надежду. Янковский безупречен.

 

90-е годы, были по понятным причинам менее урожайны, но все равно есть, что вспомнить. Например:

«Паспорт» (1990), грустную комедию Георгия Данелия.

«Цареубийцу» (1991), где Олег вновь исполняет две роли: Алексея Смирнова и самого императора всероссийского (правда, в отставке) Николая II.

«Роковые яйца» (1995), чересчур топорно-смелый взгляд на роман Булгакова.

«Ревизор» (1996), гротескно-балаганная версия комедии Гоголя.

«Китайский сервиз» (1999), забавная музыкальная комедия про мошенников.

Негусто после изобилия советского периода? Что делать, время такое.

 

21 век начался для Янковского получше, чем бурные 90-е.

Единственный опыт для Олега в качестве режиссера, и одновременно главная роль в «Приходи на меня посмотреть» (2000). Немножечко грустной, но при этом очень доброй новогодней мелодраме. Жаль, что до режиссуры Янковский больше так и не добирался. Первый блин оказался вполне съедобным.

«Любовник» (2002), с мощным дуэтом Олега и Сергея Гармаша. Гран-При «Кинотавра»-2002, премии международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне, Золотой овен. В общем, неплохо получилось.

«Шут Балакирев» (2002), фильм-спектакль под режиссурой Марка Захарова. В активе Янковского еще один император, на этот раз лично Петр Великий.

«Бедный, бедный Павел» (2003), эта лента, поставленная по пьесе Д. Мережковского «Павел I», рассказывает о судьбе одного из самых недооцененных историей российских императоров. Персонаж Олега — граф Пётр Алексеевич Пален.

«Доктор Живаго» (2005), 11-серийная версия романа Пастернака, обладателя нобелевской премии. Отличный каст, но изрядно затянуто.

«Райские птицы» (2008), еще одна совместная работа нашего героя и Романа Балаяна. К сожалению, последняя. СССР начала 1980-х. Диссиденты, «самиздат», КГБ. С одной стороны эмоционально сильное ретро. С другой – слабенькая с технической стороны «живая фантастика».

«Анна Каренина» (2009) Сергея Соловьева, очередная в фильмографии Янковского экранизация Толстого. В роли Анны — Татьяна Друбич.

Финальной работой Олега в кино стал митрополит Московский Филипп  в ленте «Царь» (2009). Мощно, атмосферно, эпично, эпохально. Когда у режиссера ленты спросили, почему именно Янковский, Лунгин ответил: «Потому что лучше актёра у нас сейчас нет».

20 мая 2009 года, три дня спустя после показа «Царя» на Каннском фестивале Олега не стало.

Рак.

Мало кто знал о его болезни, хотя диагноз поставили еще в конце 2008-го. Рак поджелудочной железы на поздней стадии. В конце апреля Янковскому стало хуже, он отправился в клинику, но сделать уже ничего было нельзя.

Олег Иванович лег в землю 22 мая 2009 года на Новодевичьем кладбище.

 

Волшебник, творящий магию кино. Человек, способный учится всегда и у всех, включая своего кота. Актер, бесподобно играющий молча, одними глазами (Горин: «молча же смотреть на этот мир не может никто лучше Янковского»). Символ людей думающих, мятущихся, ищущих. Творцов.

Гений актерской профессии. Великий. Таких лицедеев больше не делают. Совсем.

Его волшебство дарило нам массу эмоций. Позволяло стать лучше, чище, светлее.

Вспомнить, о том, что человек это не просто жрущая биомасса, а существо, «восприимчивое к разуму».

Земля ему пухом.

А с нами останутся его герои.

Герои, глядя на которых, хочется стать лучше.

Запись опубликована в рубрике ЛЮДИ КИНО с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

3 комментария: Мудрый Волшебник с бездонными глазами или Молчаливый гений кино. Олег Иванович Янковский

  1. нина говорит:

    Inra, Вы написали потрясающую статью ; рассказали о становлении актёра
    О.И. Янковского как театрального , так и кино — ; представили список лучших киноработ с точной характеристикой, отражающей талант исполнителя;
    яркими точными словами дали оценку творчества и личности человека и актёра.
    Спасибо бесконечное ; говорю Вам как зритель, глубоко почитающий (-ая)
    талант киноактёра Олега Янковского.
    P.S. За перечень работ отдельное спасибо — о некоторых фильмах вообще не знала, посмотрю обязательно.

  2. Olga говорит:

    Светлая память великому советскому актёру, Олегу Ивановичу Янковскому. Его работы навсегда остануться в истории мирового кинематографа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.