Молчание (Silence), 2016 — рецензия (обзор)

Испытание веры, или Сын Божий на просторах Ниппона/

Или́, Или́! лама́ савахфани́?

Середина 17 века. Два молодых иезуита Родригес (Гарфилд) и Гаррпе (Драйвер) приплывают в Японию в поисках своего учителя отца Феррейра (Нисон). В Стране Восходящего солнца неспокойно. Особенно для последователей Иисуса. Власти заставляют христиан отрекаться от своей веры, а в случае отказа – убивают. Во всей Японии не осталось ни одного действующего священника. Кроме двух «зеленых» отцов, прибывших сюда на свой страх и риск. Им приходится скрываться в прибрежных деревнях у тайных христиан, питаться впроголодь и мерзнуть на холодном японском ветру.

Но главной опасностью остается угроза предательства и появления на побережье воинов здешнего вельможи, заработавшего за упорное преследование христиан прозвище Инквизитор.

 

Картина снята по одноименному роману Сюсаку Эндо. В 1971 году он уже появлялся на экранах, поставленный японским режиссером М. Синодой.

Книгу Эндо режиссер Мартин Скорсезе («Подпольная империя» (http://perekat.kiev.ua/7136/ ), «Хранитель времени» (http://perekat.kiev.ua/хранитель-времени-3d-рецензия-обзор/ ), «Волк с Уолл-стрит» (http://perekat.kiev.ua/волк-с-уолл-стрит-the-wolf-of-wall-street-2013-рецензия-обз/) прочитал еще в конце 80-х годов. Первый вариант сценария появился в 1991. Съемки картины начались через 24 (!) года на Тайване (тут снимать гораздо дешевле, чем в Японии). Подобных долгостроев за всю историю кино наберется немного.

Куча тяжб между правообладателями, режиссером и студиями. Отказ всех предполагаемых на главные роли актеров, уставших от чересчур длительного рождения фильма. В общем, судьбу «Молчания» легкой не назовешь.

Как и содержание картины.

Причем я сейчас не говорю о «нормальном средневековом зверстве», без которого не обошлась (да и не могла обойтись) лента Скорсезе. О пытках и казнях (которых в фильме гораздо меньше, чем могло быть при таком сюжете).

А скорее об общей картине, так впечатляюще демонстрирующей людскую натуру (все равно – западную или восточную). Людей постоянно смешивающих высокие, духовные порывы и банальную борьбу за власть. Людей так искренне ненавидящих и так безучастно убивающих. Людей, цепляющихся за символы и зачастую забывающих о том, что стоит за ними. Людей, так тяжело понимающих, что такое любовь.

Причем по большому счету, почти каждый из персонажей прав. Представители практически любой  крупной религии (особенно монотеистической) неизбежно несут свою истину всем, до кого дотянутся. Будучи полностью уверенными в своей непогрешимости. Абсолютно не принимая в расчет собственные верования и желания туземцев.

Те, к кому они тянутся, в свою очередь, в изрядной своей части будут активно сопротивляться пришельцам, поскольку, вы будет удивлены, у местных уже есть свои боги, духи и верования. А уж тем более, если вспомнить, что церковь и государство долгое время были близки, практически как Ленин  и партия. А значит, принимая новую веру, вы подпадали под прямое влияние новых церковных структур. Втягивались в политические дрязги и разборки своих свежих единоверцев. Становились младшим (самым младшим) братом в очень разношерстной и недружной семье.

Что уж говорить о тяжелейшем внутреннем выборе героев. Выборе между жизнью и смертью. Причем не своей. Выборе между собственными убеждениями и ужасной гибелью десятков людей. Между внутренним сломом, предательством всего, что составляет твою личность и искореженными судьбами других. Причем для зрителя до последнего не понятно, чем именно завершатся муки выбора персонажа. Ведь могло случиться и так и эдак. И венец непреклонного паладина, и печальная слава отступника.

Также постановщик уделил массу времени размышлениям о символах веры. Являются ли они неприкосновенными священными предметами, или всего лишь якорем для человеческой психологии. Стоят ли они жизней, боли и страданий, или истинный символ веры находится в душе человека.

Вопросам христианского греха и прощения (есть даже специальный персонаж, живущий по принципу: «не согрешишь, не покаешься»).

И, конечно, отношениям человека с богом. Отношения, на самом деле, не требующие ни храмов, ни священников, ни ритуалов. Причем на примере его ревностного и верного служителя. Служителя молодого, убежденного, доброго, любящего, но попавшего в обстоятельства, когда многие из его лучших достоинств становятся серьезными недостатками. В тяжелейшие обстоятельства, выворачивающие душу наизнанку, требующие максимального напряжения сил. Психологического перелома, определения того, что для тебя на самом деле важно.

Эндрю Гарфилд (а ведь растет мальчик!) справился с задачей на хорошем уровне. В «По соображениям совести» (http://perekat.kiev.ua/по-соображениям-совести-hacksaw-ridge-2016/ ) он мне, правда, понравился еще больше, но и его работа в Silence оставляет мощное впечатление. Незамутненная уверенность поначалу. Искренняя вера и осознание пастырского долга, причем, невзирая на все неудобства подпольного существования. Столкновение с жестокостью и смертью. Появление сомнений, возникновение вечного вопроса: как же бог может безучастно смотреть на страдания своих детей. Неуверенность, боль, удары судьбы, вызревание решения. Определение того, что есть иллюзии, а что настоящая вера. Понимание, что Господь в каждом из нас. Не зря все же Гарфилд изрядное время провел в иезуитской обители, много читал об ордене, общался с действующими священниками. В его отца Родригеса веришь.

Адам Драйвер «Дж. Эдгар» (http://perekat.kiev.ua/дж-эдгар-рецензия-обзор/), «Линкольн» (http://perekat.kiev.ua/линкольн-lincoln-2012-рецензия-обзор/ ), «Звёздные войны: Пробуждение силы» (http://perekat.kiev.ua/звёздные-войны-пробуждение-силы-star-wars-the-force-awake/ ), остался откровенно на втором плане, и сложить представление о его актерском потенциале вновь не получилось.

Лиама Нисона («Морской бой» (http://perekat.kiev.ua/морской-бой-рецензия-обзор/ ), «Схватка» (http://perekat.kiev.ua/схватка-рецензия-обзор/ ), «Гнев Титанов» (http://perekat.kiev.ua/гнев-титанов-3d-рецензия-обзор/ ), «Голос монстра» (http://perekat.kiev.ua/голос-монстра-a-monster-calls-2016/ ) в картине немного. Но даже те две-три сцены, в которых он участвует, вновь напомнили нам о его высоком лицедейском уровне.  А я, оказывается, откровенно соскучился по серьезным ролям Лиама (не все ж «Заложницей» пробавляться).

Будем честными, Японии как таковой Скорсезе уделил времени немного. Тот же буддизм не раскрыт ни на грош, и в жизни страны вроде как практически не участвует. Что есть неправда, и вообще весьма некорректно со стороны постановщика. А уж о существовании синтоизма режиссер и вовсе позабыл.

Но в прокате, собрав всего 16 лимонов при скромных 46-ти бюджета, лента провалилась не поэтому. Ну какому обычному клерку или работяге, озабоченному как выжить во все усиливающемся кризисе, интересны страдания какого-то там иезуита и прочих японских христиан? Тут времени отдохнуть, поглядев на подвиги супергероев, едва хватает. Понимаю, но о людях такая ситуация, будем честными, по-прежнему говорит не лучшим образом. Хлеб насущный это конечно очень важно, но хлебом душу не насытишь. Будь ты хоть клерком преклонных годов.

Эрго. Длиннющая (2 часа 40 минут), местами весьма тяжелая и неспешная история о человеке и его Боге. Человеке, осознавшем, как важно внимательно слушать себя и Его.

Режиссер: Мартин Скорсезе

В ролях: Эндрю Гарфилд, Адам Драйвер, Лиам Нисон, Таданобу Асано, Киаран Хайндс, Иссэй Огата, Синья Цукамото, Ёси Оида, Есуке Кубодзука, Каору Эндо

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.