Долгое путешествие Ледяного капитана, или Дружеский визит к Спутнику
Нил Армстронг (Гослинг) любил летать и частенько посматривал в сторону необъятных космических просторов. А еще он был отличным инженером и хладнокровным человеком, способным без лишних нервов справиться с внештатной ситуацией.
Посему его решение подать документы во 2-й набор астронавтов НАСА выглядело абсолютно логичным. Как и выбор руководства, в 1969 году назначившего Нила капитаном «Аполлона-11». Космического корабля, несущего трех астронавтов в исторический полет к спутнику Земли.
В последнее время зрителей буквально завалили кино и телефильмами, связанными с Космосом. Причем, снимают такие ленты как американские, так и российские кинематографисты. Такое впечатление, что начался новый виток космической гонки. На этот раз на экранах. «Гагарин. Первый в космосе» (http://perekat.kiev.ua/гагарин-первый-в-космосе-2013-рецензия/ ), «Салют-7» (http://perekat.kiev.ua/салют-7-2017-рецензия-обзор-космос/ ), «Время первых» (http://perekat.kiev.ua/время-первых-2017-леонов/ ) – реальные или изрядно приукрашенные истории освоения великого вакуума. Из цитадели демократии на это отвечали в основном околофантастическими проектами, такими как «Гравитация» (http://perekat.kiev.ua/гравитация-gravity-2013-рецензия-обзор/ ), «Прометей» (http://perekat.kiev.ua/прометей-3d-рецензия-обзор/ ), «Интесталлар» (http://perekat.kiev.ua/интерстеллар-interstellar-2014-рецензия-обзор/ ), «За пределами/Выжившая/Существующая/Род человеческий» (http://perekat.kiev.ua/за-пределамивыжившаясуществующаяр/ ), «Пространство» (http://perekat.kiev.ua/пространство-экспансия-the-expanse-сериал/ ), «Марсианин» (http://perekat.kiev.ua/марсианин-the-martian-2015/ ). Но вот, наконец, и штатники решили напомнить массам о своих реальных космических достижениях (до этого за последнее время на приукрашенную реальность из околокосмических фильмов опирались разве что «Скрытые фигуры»).
Получилось, в общем неплохо.
Перед нами классический байопик об известном человеке, охватывающий 8 лет его жизни. От полета на ракетоплане North American X-15 в 1961, до исторической высадки на Луне и возвращения на Землю.
Основная нагрузка в таком кино чаще лежит на главном герое. Я никогда не считал Райана Гослинга («Перелом», «Драйв», «Охотники на гангстеров» , «Игра на понижение», «Ла-Ла Ленд», «Бегущий по лезвию 2049») особо талантливым лицедеем. Слишком уж одинаково-невозмутимо-грустным выглядит Райан почти во всех своих ролях. Однако в First Man этот его вечный самурайский («Ос! И сакуры в цвету») образ пришелся на удивление к месту. Ведь Армстронга не зря называли «Ледяным капитаном». Невозмутимый, хладнокровный, не выпускающий эмоций наружу, уверенный в себе лидер и специалист. Настоящий профессионал, способный успокоить коллег, придать им уверенности, одолеть сбой системы, остановить бешеное вращение и впервые посадить аппарат на внеземную поверхность. При этом Нил жутко замкнут, переживает утраты, психологические проблемы и беды в одиночку, не способен поделиться горем, уходит в себя, несет крест, ни с кем не делясь тяжкой ношей. Причем в «Человеке» у Гослинга даже вышла парочка сцен, где можно разглядеть внутреннюю игру, отблески эмоций, чувства, выглядывающие из амбразур глаз. Неужто, наконец, начинает развиваться как актер? Дай то бог!
Отлично смотрится линия отношений Армстронга с супругой. Женщиной, тянущей на себе всю тяжесть воспитания детей, обустройства дома, почти без участия вечно отсутствующего мужа, плюс обеспечивающей ему надежный тыл и необходимую моральную поддержку. Это, будет честными, работа требующая не намного меньше сил, чем полеты на Луну. Заметим, Карен была ребенком не только Нила, но и Дженет, и любила ее женщина аж никак не меньше мужа. Но отыскала в себе силы не замкнуться в горе, осознав, что она нужна не мертвым, а тем, кто остался в живых. Хорошая актерская работа Клер Фой.
Но есть в First Man интересные моменты и помимо главного героя. Мощно показано ускорение, накрывающее пилотов во время запуска космического корабля. Прям физически ощущаешь эти гигантские скорости. Большинство космических сцен нам демонстрируют изнутри корабля, от первого лица, «из глаз». Да, в результате здесь мало картин прекрасного космоса, не «Гравитация» отнюдь и не «Пространство». Но взамен мы получаем шикарное погружение и сопереживание персонажу. Ощущая себя на борту корабля, в шкуре человека, закрытого в небольшом помещении посреди ледяного вакуума. Испытывающего постоянные стресс при нештатных ситуациях, в которых, мягко говоря, далеко не все зависит от тебя.
Хороши игры со звуком, когда взамен рева двигателей, постоянной тряски и пламени за иллюминатором вас накрывает абсолютная тишина космоса. И наоборот.
Стоит также отметить любимый прием оператора «Человека», частенько демонстрирующий нам кадры, залитые по краям тьмой, со светлым, жизнеутверждающим центром. Это вам и стремление главного героя к цели, и надежда на лучшее.
Интересный ход.
Да, непредсказуемости от фильма про полет Армстронга ожидать не стоит, хорошо известно, что все закончится хорошо. Да, лента кажется подзатянутой (почти два с половиной часа), и «самому главному полету» уделяется максимум треть фильма. Но выбросить из нее особо ничего не получается. С другой стороны можно было конечно пойти по пути, показанному нам в «Салюте-7», или «Времени первых», когда реальные небольшие перипетии и сложности раскручиваются в глобальные судьбоносные моменты. Но такой подход гарантированно вызвал бы недовольство части аудитории, не любящей излишнее приукрашивание в лентах снятых «по реальным событиям». В результате режиссер «Человека» Дэмьен Шазелл (автор нашумевшего «Ла-Ла Ленда» с тем же Гослингом) решил поступить по-другому, сделав акцент на предыстории и раскрытии образа Армстронга. Имел полное право.
Эрго. Подробный (местами чересчур) рассказ о восьми годах жизни первого человека на Луне – неплохо раскрывший и личную и профессиональную сторону Армстронга. С приятной работой Гослинга и интересными кинематографическими приемами, типа повествования от первого лица и отличного погружения в суровые будни работы астронавтов.
P. S. В прокате First Man провалился, собрав 100 лимонов при 59 бюджета. В вину картине ставят отсутствие сцены с постановкой американского флага??? Тут наблюдаем классический случай патриотизма, доходящего до маразма (впрочем, это довольно частый, порой преобладающий случай).
Холодность ленты (а чего вы хотите от фильма о «Ледяным капитане»?).
И ошибки маркетологов, заставивших ленту конкурировать в прокате с «Веномом» и «Звезда родилась». Тут, пожалуй, соглашусь.
Режиссер: Дэмьен Шазелл
В ролях: Райан Гослинг, Клер Фой, Пабло Шрайбер, Кристофер Эбботт, Итэн Эмбри, Киаран Хайндс, Джейсон Кларк, Кайл Чандлер, Кори Столл, Шей Уигэм