Корабельные новости (The Shipping News), 2001 — рецензия (обзор)

kinopoisk.ru

Судьба неудачника, или Северный остров, дарящий развитие

Койл (Спейси) прослыл неудачником с самого детства. Тусклая, никчемная жизнь, тянущаяся как утративший всякий вкус жвачка. Однообразная работа.

Единственным ярким моментом стала встреча с Петел (Бланшетт), подарившей ему дочь. Однако счастье было недолгим, и Койл решает, наконец, сменить обстановку, уехав на Ньюфаундленд – родину нескольких поколений его предков.

Это место кардинально отличается от привычных больших городов, и Койл понимает, что его жизнь, наконец, может всерьез измениться. Вот только хватит ли сил у вечного лузера принять эти изменения?

 

Кевин Спейси («Обычные подозреваемые/Подозрительные лица», «Семь», «Время убивать», «Секреты Лос-Анджелеса», «Планета Ка-Пэкс») в конце 90-х начале 200-ных находился в рассвете сил и фокусе зрительского внимания, в одиночку поднимая любой проект на новый уровень. А уж если в основе ленты лежит хорошая история (фильм снят по роману Э. Пру, получившему в 1994-м Пулитцеровскую премию) есть шансы что мы получим действительно достойное кино. Именно так случилось с The Shipping News.

Перед нами история «нашего соседа», скучного дурачины-простофили, записного неудачника, напрочь потерявшегося в ритме большого города. Мягкого, доброго человека, тюти, неспособного постоять за себя. С детства гнобимого отцом. Лузера, смирившегося со своей бессмысленной жизнью (при этом, заметьте, все же имеющего квартиру и работу, позволяющую ее оплачивать).

История человека резко меняющего ареал обитания. Оставляющего бездушный мегаполис, где никому ни до кого нет дела, уезжающего на фронтир. Место, где природа безжалостна и опасна. Где люди заботятся и поддерживают друг друга. Где можно начать все с чистого листа. Найти свое собственное место. Открыть новые таланты. Стать кем-то другим.

При этом, с точки зрения человеческих отношений, Ньюфаундленд не является раем на земле. Тут имеют место быть классические провинциальные особенности. Некоторые люди считают себя кумом царю и сватом министру, поглядите хотя бы на Терта Карда (Постлетуэйт («Начало»). Редактор единственной в городке газеты, горделивый от собственной значимости, подленький, лебезящий перед начальством и давящий на подчиненных. Опасающийся нового фаворита хозяина, беспокоящийся за свое место, способный на любую гадость. Таких персонажей в провинции хватает (как и везде), но в небольших городках столкновение с ними происходит намного рельефнее и принимает характер беспощадных сражений до полной победы.

Вдобавок далеко не каждый сможет жить в условиях, когда твоя жизнь как на ладони, а каждое действие тут же становится достоянием общественности (момент, отлично обыгранный Хичкоком в «Птицах»).

Но даже при наличии всех этих нюансов «Новости» демонстрируют провинцию гораздо мягче, лояльнее и уважительней, чем это принято сейчас в американском кинематографе, считающем провинциальные городки филиалом Ада на земле (см. «Любой ценой», «Фарго») и т.д. Местная община грубовата, открыта, бесхитростна, но готова принять чужака и дать ему развить таящийся под спудом потенциал. Да, надо учитывать, что перед нами не США, а Канада, где всегда относились к людям более человечно. Да и Койл не является для этих людей совсем чужаком.

История семейства Койлов составляет еще одну важнейшую линию картины. Во-первых, еще раз спасибо за упоминание того, как происходило первичное накопление капитала во многих семьях, чьи потомки позднее стали респектабельными членами общества.

Во-вторых — за отличную линию с домом Койлов. Старые здания со временем накапливают некую энергию, становясь большим, чем просто смесь камней с деревом. Тем более, при таком варианте семейного бизнеса. Однако автор романа и сценария избежала соблазна поиграться в «Призраков дома на холме». Ей удалось передать атмосферу древнего дома, хранящего тайны, воспоминания, боль, не скатываясь при этом в банальный ужастик.

Дома живущего собственной жизнью, стонущего под ударами ветров и судьбы, ждущего последних потомков рода. Дающего им возможность завершить гештальт, избавившись от гнетущего наследия предков.

Отдельное спасибо за лаконичную, но атмосферную линию флеш-бэков.

И за суровую северную природу Ньюфаундленда («лето – это когда морошка зацветет»), создающую непередаваемую атмосферу северного фронтира.

Кевин Спейси шикарен. Запуганный, отчаявшийся, погруженный в себя человечек в начале. Постепенно, понемногу, едва уловимо начинаеющий меняться. Он не становится супергероем, спасающим сотни жизней. Не превращается мановением руки в мачо и «настоящего мужчину». Не занимает должность мэра городка и не получает миллионное наследство. Просто он становится чуть счастливее. Чуть свободнее становятся движения. Чуть радостнее улыбка. Чуть искристее глаза. Чуть развернутее осанка. То, что для другого было бы не заслуживающим внимания пустяком, для Койла выглядит как огромный шаг вперед. Понимание того, что его работа нужна и ценима. Осознание того, что он способен творить и преодолевать себя. Того, что «неудачник» — это не клеймо на всю жизнь. Того, что его могут любить. И даже бескрайняя вода становится не злейшим врагом, а местом, способным приносить радость. Настолько тонко, на полутонах, интонациях, мимике, сыграть важнейший этап развития «маленького человека» — надо иметь величайший, ограненный актерский талант.

Джулианна Мур («Голодные игры: Сойка-пересмешница», «Седьмой сын») здесь работает романтическим увлечением протагониста, но даже в этом, не особо позволяющем раскрыться персонаже, выдает неплохую сцену.

Кейт Бланшетт («Талантливый мистер Рипли», «Хоббит», «Охотники за сокровищами», «Тор: Рагнарёк», «8 подруг Оушена», «Тайна дома с часами») создала для нас отличный образ яркой, ветреной, стервозной «порыгуньи-стрекозы», меняющей мужчин как перчатки, до предела сексуальной, при этом имеющей явные психические отклонения. Продажа за 6 тысяч долларов – это уже явная «клиника».

Джуди Денч  («Дж. Эдгар»,  «007: Спектр», «Дом странных детей Мисс Перегрин», «Убийство в Восточном экспрессе», «Артемис Фаул«), поддерживая начинания главного героя, также играет скупо, грубо и не особо эмоционально, заставляя в очередной раз подивиться странности подхода обществу к изнасилованию. С какого перепугу за него должно быть стыдно женщине (тем более в варианте Агнессы), абсолютно неясно. А потом вы еще будете удивляться возросшему количеству женских пар. При таком поведении мужиков ничего неясного в их появлении нет и близко.

The Shipping News, невзирая на все смерти, боль, потери, переживаемые героями, получился очень позитивным фильмом. Фильмом, дарящим надежду на то, что каждый из нас способен отыскать свое место в мире, найти пару, «свою» работу, развить таланты, устранить последствия детских психотравм и комплексов. Стать настоящим Человеком, познавшим взаимную любовь, нужность и востребованность.

Вот только боюсь, остров  Ньюфаундленд не вместит всех, кому надо было бы изменить свою жизнь.

Эрго. Отличное кино о маленьком человеке и его развитии, с шикарной ролью Спейси, внушительной северной атмосферой и позитивным настроем.

Режиссер: Лассе Халльстрём

В ролях: Кевин Спейси, Джулианна Мур, Джуди Денч, Кейт Бланшетт, Пит Постлетуэйт, Скотт Гленн, Рис Иванс, Гордон Пинсент, Джейсон Бер, Ларри Пайн

P. S. В прокате, замечу, лента с треском провалилась. Отчего? Слишком много звезд, пожелавших немаленькие гонорары довели бюджет до без малого 40 лимонов, что для разговорной ленты заоблачная сумма. А вот что не понравилось публике, принесшей в копилку постановщиков лишь 25 лимонов даже не скажу. Неужто Койл показался массовому зрителю слишком уж неудачником, чтобы ему сопереживать? Или ждали перерождения в комиксоидном духе? Ваше мнение?

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.