О тяжкой женской доле или Жестокое правосудие
1386 год. Франция.
Угрюмого Жана де Карружа и яркого Жака Ле Гри, несмотря на всех их несходство, можно было назвать хорошими товарищами. Они даже спасали друг другу жизнь.
Однако вскоре стряслось несколько конфликтов из-за земли и должности. А затем супруга Жана Маргарита обвиняет Ле Гри в изнасиловании.
Каждый видит ситуацию по-своему и не может предоставить никаких доказательств своих слов.
А значит, дело сможет решить лишь Божий Суд.
Ридли Скотт («Черный ястреб», «Хороший год», «Прометей», «Исход: Цари и боги», «Марсианин», «Чужой: Завет») любопытный постановщик, допускающий огромные отступления от фактов в своих «исторических» фильмах. Посему The Last Duel ожидалась одновременно с интересом и опасением.
Картина поставлена по монографии Эрика Джагера «Последняя дуэль: правдивая история испытания битвой в средневековой Франции» — рассказе о последнем юридически санкционированным судебном поединке в истории Франции.
К счастью, несмотря на некоторые нюансы, лента вышла знатной.
В первую очередь хочется выделить атмосферу средневекового быта нетитулованного французского дворянства.
По отношению к которому упорно используют английский термин сквайр (esquire от лат. Scutarius «щитоносец»). С ходу вопрос к затокам – как в целом называли нетитулованных дворян во Франции — шевалье? Или есть более корректное обозначение. Особенно если учесть что один из оппонентов получил рыцарское звание незадолго перед поединком, а второй и вовсе остался без него.
Война (о ней позднее) и мир. Женитьба. Торги за приданое. Свадьба, обряд, забавные танцы. Первая брачная ночь с освящением ложа. Вассальная присяга. Пиры и пригляд за хозяйством. Попытки свести концы с концами в финансовом смысле. Обычаи, типа оставление оружия за порогом или мытья ног мужу. Приземистые замки и покои, освещенные десятком свечей. Достижения медицины того времени, заботящейся о дисбалансе четырех гуморов и твердо уверенной в том, что после изнасилования забеременеть нельзя (наука утверждает!). Судебные заседания и графские «тусовки». Скотт не был бы Скоттом, если бы не завернул современные тенденции в исторический антураж. То у него священники активно работают сексопатологами, рассказывая о том, что женщина должна получать удовольствие во время секса, иначе не забеременеет. То прямо во время многолюдного суда начнутся расспросы о том, испытывает ли дама «маленькую смерть» (оргазм) при соитии? То во время пира у графа начинается оргия, больше соответствующая не темному чопорному 14-му, а «вольным» 17-18 векам.
Ну и антуражные наряды, само собой. От различных доспехов до шикарных дамских платьев.
Без отголосков сражений постановщики нас не оставят. Битв тут немного, но они врезаются в память за счет своего жестокости. Вспышки мясорубок по минуте-другой на каждую. Грязно, натуралистично, кроваво. Ну и почти десятиминутный финальный бой. Схватка насмерть с применением копий, мечей, топоров и кинжалов. С учетом мощной задоспешености противников. Без остановки, без пощады, самые подлые приемы. Один из самых сильных киношных поединков бойцов в тяжелых доспехах.
Во вторую – тройной подход к вопросу, по примеру незабвенного «Расемона». Три примерно сорокаминутных субъективных блока от лица каждого из главных героев повествования: Карружа, Ле Гри, Маргариты.
Происходящее оказывается, каждый из персонажей видит по-своему. Прямых повторов сцен немного, Ридли всячески старается, чтобы зритель не заскучал. И даже то, на что мы уже смотрели, подается под другим углом. Точки зрения каждого героя отличаются. Когда в едва уловимых деталях, а когда всерьез. Смещаются акценты, мы можем разглядеть то, что раньше оставалось за кадром. Пронаблюдать, как именно воспринимал ситуацию тот или иной протагонист. Забавный пример с чеканной фразой о примирении. Этот афоризм каждый из мужиков приписывает себе, тогда как на самом деле он не принадлежал никому из них. Больше всего различается восприятие собственных заслуг и женского образа. Для мужа это преданная и любящая супруга, к которой он хорошо относится, срываясь буквально один единственный раз и быстро исправляясь. Для Ле Гри симпатичный объект страсти, почти откровенно флиртующий с ним, но по женскому обычаю скрывающий свое собственное желание. И все поведение дамы, ее глаза испуганной лани с намеком на обещание внутри, об этом говорит. Для Маргариты все выглядит иначе. Совсем. Наблюдать за нюансами взглядов, наклонов головы, по-разному воспринятых слов, увиденных поступков чертовски любопытно.
Режиссер почти открыто становится на сторону дамы, объявляя ее версию настоящей правдой. Как на меня лишнее.
Карруж (Дэймон («Талантливый мистер Рипли», «Элизиум», «Охотники за сокровищами», «Интерстеллар», «Марсианин», «Великая стена», «Тор: Рагнарёк», «Ford против Ferrari»). Угрюмый, упрямый, эгоистичный, вспыльчивый сухарь с изуродованным лицом. С ним не весело, как тонко подмечает сибарит-граф. Не особо умный любитель лошадей. Рачительный, скаредный хозяин. Отважный воин и средний командир. Человек чести, жаждущий признания. Старающийся поступать правильно, готовый для этого идти на жертвы, переносить гнев сильных мира сего. Долгое время считающий Ле Гри другом, отчего-то переменившим отношение на противоположное, а жену своей собственностью.
Ле Гри (Драйвер («Дж. Эдгар», «Линкольн», «Звёздные войны 7: Пробуждение силы», «Молчание», «Звездные войны 8: Последние джедаи», «Черный клановец», «Звёздные войны: Скайуокер. Восход»). Красавец-мужчина (по мнению дам, на вкус и цвет… ). Ловелас, доверенное лицо графа. Умен, начитан, образован, знает несколько языков, в частности латынь, «на ты» как с буквами, так и с цифрами. Не зря готовился к жизни в церкви. Талантливый льстец, считающий себя неотразимым. Полностью погрязший в социальных межполовых играх того времени, когда леди в любом случае обязана показывать несогласие и сопротивление, заявить протест. Но это отнюдь не значит, что соитие происходит против ее воли. Твердо и искренне убежденный в своей правоте.
Маргарита (Комер («Убивая Еву», «Звёздные войны: Скайуокер. Восход», «Главный герой»). Очаровательная девица отданная папашей замуж фактически за первого подходящего приличного жениха с именем. Любовь? Забудьте за эти глупости. Причем и сама Маргарет аж никак не стремится к великому чувству, несмотря на все прочитанные женские романы. Есть мужское плечо и ладно. Неглупа, любит читать, знает языки, отлично проявляет себя в ведении хозяйства. Секс не интересует, удовольствия во время него не испытывает. Никаких чувств к Ле Гри тоже, впрочем как и к мужу. Жаль, беседу за фуршетным столом и видения (или реальный визит Марго?) Ле Гри нам с точки зрения Маргариты не показали.
Рискнувшая на самые отчаянные действия, чтобы наказать насильника. Мало того, что все ее нижнее белье выставили на обозрение общества, а от нее отвернулись все подруги. Главное, что в случае проигрыша мужа, она будет наказана за ложное свидетельство. Не штрафом или ссылкой в монастырь. А моментальным сожжением на костре.
Комер, до этого виденная мной в образах убийцы-психопатки и своего-парня отлично справилась с ролью прекрасной трепетной лани со стальным характером, меняющейся в глазах мужчин от верной жены до коварной соблазнительницы.
Также можно упомянуть графа Пьера Алансона (Аффлек («Час расплаты», «Козырные тузы», «Операция «Арго», «Исчезнувшая», «Город воров», «Закон ночи», «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», «Чудо-женщина», «Лига справедливости»). Развратного пресыщенного аристократа, проводящего время за пирами и груповушками с фрейлинами жены. Блондинистый Аффлек тут полностью на своем месте.
Теперь о морали ленты, кто-то назовет ее модно-me-too-шной и феминистичной, кто-то одной из главнейших в мире. Она проста как пять копеек – не обижайте женщин.
Причем стоит помнить, что со времен средневековья многое в отношениях мужчин и женщин изменилось. Однако множество моментов, показанных в фильме, пускай чуть смягченных, благополучно дожили до наших дней.
Основная проблема ситуации в том, что мужики видят в женщине не человека, а племенную кобылу (Скотт по примеру Михалкова с его воробышком говорит об этом в открытую, стараясь буквально разжевать зрителю свой посыл). В лучшем случае симпатичный объект действия, обязанный раскрыть объятья напористому, успешному самцу и удовлетворить все его желания. Для виду и по обычаю можно посопротивляться, что лишь добавит в блюдо остроты.
Сложно даме в патриархальном обществе без мужчины-защитника. А уж тем более в темное средневековье, когда в изнасиловании видели преступление не против женщины, а против собственности ее опекуна. И большинство девиц молча переживали свой позор, оставляя произошедшее в тайне, а насильника безнаказанным.
Кроме этой.
Эрго. Атмосферное путешествие в средневековье, посвященное нелегкой женской судьбе в темные времена и не только. Почти без сражений, зато с интересной структурой, качественными актерскими работами, важной моралью и антуражем тех времен.
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Мэтт Дэймон, Адам Драйвер, Джоди Комер, Харриет Уолтер, Бен Аффлек, Алекс Лоутер, Мартон Чокаш, Уильям Хьюстон, Оливер Коттон, Орелиен Лорнье