Повесть о токсичных отношениях, или Незримая угроза
Вряд ли можно было отыскать девушку, более несчастную в отношениях с мужчиной, чем Сесилия Кэсс (Мосс). Несмотря на богатство и славу ученого, Эдриан Гриффин (Джексон-Коэн) отказался донельзя токсичным партером, стремящимся контролировать Сесилию в любых мелочах.
В конце концов, девушка все же решается на побег из огромного особняка Эдриана. Кажется все позади, тем более, что вскоре Гриффин совершает самоубийство.
Однако буквально на следующий день Сесилия понимает, что на самом деле ничего еще не закончилось.
Роман Герберта Уэллса, написанный в 1897 году, добрый десяток раз гостил на киноэкранах. Новая Невидимка задумывалась как часть Темной вселенной Universal, повествующей о классических монстрах этой студии. Однако после провала «Мумии» (http://perekat.kiev.ua/мумия-the-mummy-2017-круз/ ) Темная вселенная, похоже, почила в бозе, и Invisible Man отправился в самостоятельное плавание (по крайней мере пока).
Вышло довольно мило (в смысле жутковато), хотя и не без погрешностей.
В первую очередь охота отметить параноидальную атмосферу картины, получившуюся на славу. Со стартовых минут постановщики, конкретно оператор с осветителем и композитором нагоняют на зрителя тревоги. Музыка, шум дождя, темный дом (с затемненными кадрами ребята малехо перебрали) с робкими проблесками света, героиня собирающаяся в побег. Уже здесь камермэн вводит в дело фирменную фишку этой картины. Камера ведет себя непривычно и некомфортно для зрителя. Вот в кадре испуганная героиня. А через секунду объектив выхватывает пустой угол комнаты или концентрируется на уходящем вдаль коридоре. Причем в то время, когда Кэсс находится в другом месте. Весь фильм камера периодически снимает героев издалека, из-за угла, с точки зрения неведомого наблюдателя, либо перемещает фокус с протагонистки в никуда, бродит взглядом независимо от героини. Отдаленно напоминает забавы с камерой в «Чужаке», хотя там был несколько иной подход к делу.
Дальше больше. Гробовая тишина, скрип половиц, сменяется взрывом саунда или звуком сигнализации. Взгляды вездесущих камер наблюдения – ловушками пустых (пустых?) комнат. Испуганное лицо протагонистки — скримером. Что интересно, затем на долгое время музыка вообще уходит в никуда, заставляя нас ловить каждый шорох. Отличный эффект присутствия. Обманутые ожидания. Постоянное напряжение. Потенциальная невидимая угроза из любого угла.
В общем, перед нами натуральный параноидальный триллер (по крайней мере ¾ картины).
Последние полчаса стилистика ленты резко меняется, вводя в дело элементы боевика, что смотрится ненатурально. Дело даже не столько в разрушении общей стилистики, а в логике действий главгада, внезапно выходящего под софиты (отчасти вынужденно, но во многом по своей воле), перечеркивая предыдущие коварные свершения. Возможно это не баг а фича, и постановщики намекают на то, что логика меняется не просто так (см. второй «финт» в доме у копа). Но вопросы остаются.
Как вы уже поняли, создатели ленты постарались обеспечить зрителю целых три нежданичка. И если первый весьма предсказуем (сцена в ресторане), то остальные два хороши. А без твистов в этом фильме не обойтись. Проблема в том, что от ленты под названием «Человек-невидимка» зритель особых неожиданностей не ждет, в общих чертах представляя весь сюжет (к 31 минуте любые сомнения в оправданности названия исчезают у зрителя, еще через пяток минут у героини). Возможно, постановщикам стоило отказаться от «манков», сменив имена, название, нагнав чуток таинственности. Тогда бы саспенс, создаваемый командой, заиграл свежими красками с самого начала (потеряв, правда в тоя части аудитории, что идет лишь на знакомые франшизы). А так изрядное количество напряжения уходит вместо пара в свисток.
Взамен постановщики подогнали зрителю остросоциальной тематики. Лента не столько о Invisible Man, его личности и трансформациях, а скорее о токсичных отношениях и насилии над женщинами. Сесилия – классический пример угнетенной дамы, а ее партнер – мужика, помешанного на контроле. И если такого уровня, как у Гриффина, эта мания достигает не всегда, то в меньшей степени присутствует практически во всех союзах (причем не только со стороны сильного пола).
Элизабет Мосс («Мы») справилась с ролью на ура. Затюканная, напуганная до смерти девица, шарахающаяся от любого шороха. Женщина, мужчина которой старается контролировать все до мелочей, включая мысли, считая ее своей вещью. Психологическое давление по максимуму. Посмотрите на пластику актрисы, ее походку, голову, вжатую в плечи, опущенный, полный ужаса взгляд. Запуганность высшего порядка. Плюс развитие образа, шикарная трансформация к финалу («не стоит обижать маленького пушистого зверька, особенно если он большой и злой»). Отличная работа, смущает лишь то, что Мосс, похоже, сроднилась с типажом и амплуа жертвы, что не есть хорошо. Впрочем, девочка взрослая, разберется как-нибудь.
Да, к подобного рода трепетным ланям (и прочим «митушницам») всегда имеется один банальный вопрос: че ж ты раньше то молчала или ноги не сделала, болезная? Чего довела до края? Любовь слепа? Или финансовый вопрос (обещание роли в фильме известного продюсера, кусок сладкого пирога за красивые глазки) все же играл малюсенькую роль в оттягивании решения?
Забавно то, что Сесилию вряд ли кто-то назовет красавицей. Скорее наоборот. Да, нам объясняют это тем, что она единственная из женщин Гриффина решилась на разрыв, однако остаются сомнения. При том уровне давления, что нам демонстрируют, наоборот, немногие остались бы с этим нарциссом-психопатом.
Джексон-Коэна («Призраки дома на холме») и его Гриффина (гениальность под руку с безумством?) в ленте совсем немного (а жаль), и развернуться, дать зрителю проникнуться своей злодейскостью, персонаж не успевает (хотя есть нюансы, по его невидимым действиям можно многое понять). Особенно учитывая финал. С которым связан один из главных вопросов ленты. Откуда силушка богатырская в руках взялась? Об усилителях речь вроде не шла?
Со второстепенными персонажами в ленте беда. Раскрыться им не дают. Что брату антагониста (Дорман («Профессионал»). Что корешу протагонистки амбалистому копу Джеймсу (Ходж («Скрытые фигуры»), проявившему слабенькие боксерские навыки. Что сестре. А больше никого и нет.
Да, как я уже сказал, последняя треть, несмотря на экшен (или благодаря ему?), выглядит послабее первых двух. Внутреннее напряжение перерождается во внешние действия. Проскальзывают немалые логические дыры, например, кто объяснит заторможенность героини во время разборок в больнице? У нее такие интересные штуки под ногами валялись, а они их упорно игнорировала, когда было самое время использовать.
Эрго. Невзирая на отдельные недостатки, нам подарили атмосферный параноидальный триллер с отличной главной ролью, мастерской работой оператора и недетским напряжением. Последняя треть послабее, но, в общем недурно.
Режиссер: Ли Уоннелл («Апгрейд»)
В ролях: Элизабет Мосс, Оливер Джексон-Коэн, Харриет Дайер, Элдис Ходж, Сторм Рейд, Майкл Дорман, Бенедикт Харди, Рени Лим, Брайан Миган, Ник Кичи
P. S. 7-9 лимонов бюджета, 125 миллионов сборов. Похоже, мы уже знаем, как будет сниматься следующая Темная вселенная.