Как важно быть серьезным (The Importance of Being Earnest), 2002 — рецензия (обзор)

Сватовство Эрнестов, или Романтичный английский каламбур

Конец 19 века. Англия. Парочке великовозрастных оболтусов Джону и Элджи хотелось быть не только теми, кто они есть.

Один – обстоятельный деревенский джентльмен, выдумал себе непутевого брата Эрнеста, для решения проблем которого частенько наведывался в Лондон. Живя там в свое удовольствие, как раз в стиле виртуального брата.

Другой – племянник суровой леди Брэкнелл, наделал кучу долгов и регулярно бросал высшее общество, отлучаясь из города развеяться, официально «как бы навестить» тяжело больного (и тоже виртуального) друга.

Когда их настигла настоящая Любовь, парни оказались в достаточно сложной ситуации. Слишком много было вокруг них наверчено лжи, недомолвок и неловких ситуаций. Чтобы выпутаться из них, сохранив своих возлюбленных, ребятам придется изрядно постараться.

 

Оскар Уайльд, известный в современном мире, как «тот у которого было что-то не то с ориентацией», славен на самом деле отнюдь не этим. А своим литературным наследием, среди которого встречаются как серьезные трагедии, так и искрометные комедии. Одна из них – пьеса The Importance of Being Earnest, впервые увидевшая свет в 1895 году в Лондоне. Кроме театральных постановок, у нее хватает и киношных версий, лучшей из которых стала, пожалуй, как раз версия 2002 года. 

Постановка, радующая волшебными уайлдовскими диалогами, шикарным актерским составом, атмосферой, иронией на тему нравов и обычаев старой доброй аристократической Англии.

Актеры играют в кайф, наслаждаясь забавными ситуациями, используя театральные приемы, позволяя искренне сопереживать непутевым персонажам.

Джек (Колин Фёрт («Шпион, выйди вон!», «Прежде чем я усну», «1917»). Мужчина с детективной историей происхождения. Богатый провинциальный джентльмен, которому поперек горла сидит скучная деревенская жизнь. Человек, в Лондоне преображающийся в записного гуляку, не платящего по счетам, меняющего имя, стиль жизни, в свое удовольствие отрывающийся в столице пару деньков. Чтобы затем возвратиться в унылый сельский омут.

Элджи (Руперт Эверетт («Звездная пыль») – авантюрист, беспутный «делатель долгов», вынужденный «держать себя в лапах» при общении с влиятельной тетушкой. Способный броситься за тридевять земель, прослышав об очаровательной мордашке.

А вот и та самая мордашка Сесили (Риз Уизерспун («Американский психопат», «Большая маленькая ложь», «И повсюду тлеют пожары»). Юная, романтичная дева, мечтающая о любви, верном рыцаре. «Моделирующая реальность», составляя целую историю любви со взлетами и падениями. Жаль, рыцарских галлюцинаций показать можно было и побольше. Они тут были полностью на своем месте.

Вторая звезда пленительного счастья — Гвендолен (Фрэнсис О`Коннор). Молодая особа, не склонная дожидаться с моря погоды в борьбе за свое счастье. Также не лишенная романтических ноток (возьмем хотя бы страсть к определенному имени), однако не собирающаяся довольствоваться ролью предмета, выдаваемого замуж. Судьбы юных дам, выступаемых предметами на «аукционе замужества», стали одной из теневых тем пьесы.

Ее каменноликая матушка леди Брэкнелл (Джуди Денч («Корабельные новости», «Дж. Эдгар», «007: СПЕКТР», «Дом странных детей мисс Перегрин», «Убийство в «Восточном экспрессе», «Артемис Фаул», «Белфаст«). Выглядящая как аристократка высшей пробы (с некоторыми грешками молодости, не без того), «строящая» молодежь похлеще прожженного сержанта. Денч единственная не позволяет себе ни малейшей иронии, весь фильм (за исключением одной мини-сцены в финале) сохраняя британский «покер фейс». Что на фоне остальных лицедеев смотрится еще забавнее.

Актерский ансамбль на высоте. Персонажи частенько попадают в веселые ситуации. Обедают в шикарных ресторанах. Лихорадочно пытаются выпутаться из нелепых положений. Строят важные жизнеопределяющие планы. Вступают в противостояния. Влюбляются. Открывают роковые тайны. Бегают от кредиторов. Живут комедийной, но вполне настоящей жизнью.

В названии пьесы скрыт каламбур – Earnest («серьёзный»), перекликается со знаковым для всех участников именем Эрнест.

Атмосфера не уступает лицедеям. Высшее общество Лондона с его вышколенными слугами, приемами, столичным укладом, пышными интерьерами, дорогими нарядами, кружащими вокруг богачей веселыми дамами. Деревенская пасторальная аристократия с воспитанницами и опекунами, священниками-художниками, огромными особняками, плаваньем на лодочках и уроками прямо на лужайке. 

Мужской молодецкий угар (хотя мальчикам уже 35-40 годочков – до сих пор не женаты, впрочем для богачей того времени это нормально). Женский романтизм, создающий из пустоты воображаемые образы, не имеющие никакого отношения к реальности. Неловкие ситуации, возникающие от нагромождения лжи.

По чопорным английским джентльменам и высокомерным леди ирландец Уайльд прошелся от души. По их эгоизму, ханжеству, двойной морали, желанию запретных плодов. Когда даже легкий намек или упоминание о «пошлых темах», о том, что не принято обществом, вызывают яркий блеск глаз и жгучий интерес.

Диалоги пьесы можно растаскивать на цитаты. Особенно отличается леди Брэкнелл, абсолютно серьезно выдающая перлы, достойные занесения в анналы. Впрочем, молодежь также старается не уступать аксакалке.

Эрго. Отличная комедия с шикарным актерским составом, приятной романтичной атмосферой, колкой иронией, мощными диалогами.

Режиссер: Оливер Паркер

В ролях: Руперт Эверетт, Колин Фёрт, Фрэнсис О`Коннор, Риз Уизерспун, Джуди Денч, Том Уилкинсон, Анна Мэсси, Эдвард Фокс, Патрик Годфри, Чарльз Кей, Кира Чаплин

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.