Старикам тут не место (No Country for Old Men), 2007 — рецензия (обзор)

Жадность и ее последствия, или Хохот судьбы над Западным Техасом

Льюэллин Мосс (Бролин), охотясь на антилоп в западном Техасе, аж никак не ожидал наткнуться посреди прерии на кучу трупов и увесистый чемоданчик с парой лимонов баксов. Чемоданчик Лью приватизировал, вот только серьезные люди бандитской наружности аж никак не пожелали смириться с потерей.

И теперь по следу чемоданчика и Лью идет сама Смерть. В лице психопата-убийцы Антона Чигура (Бардем). Неостановимого и безжалостного. Теперь под угрозой не только сам Мосс и его жена. Но и каждый, кому не посчастливилось встретиться с убегающим от Смерти Льюэллином.

 

Братья Коэн – режиссеры «Перекрестка Миллера» (http://perekat.kiev.ua/перекресток-миллера-millers-crossing-1990/ ), «Баллады Бастера Скраггса»  (http://perekat.kiev.ua/баллада-бастера-скраггса-the-ballad-of-buster-scruggs-2018/ ) и еще кучи фильмов, продюсеры сериала «Фарго» (http://perekat.kiev.ua/фарго-fargo-сериал-2014/ ), сценаристы «Шпионского моста» (http://perekat.kiev.ua/шпионский-мост-bridge-of-spies-2015/ ) — весьма ценимые Голливудом кинематографисты. Однако первая половина 200-ных вошла в их историю как период «торможения или простоя режиссеров». Но, по-видимому, постановщики просто копили силы. Ответив критикам убойным ударом, в лице нашего сегодняшнего героя. Четыре Оскара. Два Золотых Глобуса. Три BAFTA. Не считая кучи наград пониже рангом: всего под сотню призов.

Шедевр? Как минимум лента весьма достойная.

В первую очередь фильм радует атмосферой. По большому счету, перед нами вестерн под соусом криминального триллера, в антураже 80-х годов 20-го века. С непременными шляпами-стетсонами, положительным героем-ковбоем, верящим в себя и не замечающим препятствий. Инфернальным свихнувшимся злодеем. Мудрым, усталым шерифом, не способным помешать судьбе. Бескрайними, выжженными солнцем пустынными просторами Техаса и местными разборками на мексиканской границе. Провинциальными буднями одноэтажной Америки, столь нежно «любимой» Коэнами.

Во вторую, стоит отметить динамику и напряжение. Ожидание неприятностей нависает над протагонистом и зрителем буквально с первых кадров. И довольно скоро начинает оправдываться. Погони, где главного героя загоняют в углы разнообразными способами, а он пытается из этих углов выбраться. Захватывающая перестрелка. Ожидание очередного визита посланца Костлявой. И снова стрельба. И опять саспенс.

Но что еще приятнее, экшен регулярно прерывается непременным для Коэнов черным юморком. И беседами, а также ситуациями с приятным философским налетом. За них в основном отвечает шериф Эд Том Белл и выходят они, когда с легким, а когда и не очень оттенком грусти. Размышления о старости, стариках и упадке нравственности. Преступниках и их жертвах. Пенсии, любви и ответственности. Деньгах, их власти над людьми. Жадности, стремлении к халяве, а также их последствиях (хотя, многие ли поступили бы иначе, чем Лью?). Необходимости думать головой, если уж ввязался в смертельно опасное предприятие, и хорошенько проверять добычу. Плюс перед героями и нами периодически мелькают улыбки (а чаще оскалы) судьбы, слышен ее здоровый детский хохот. Полным полно случайностей, формирующих нашу жизнь (и смерть). Начиная от пути раненной антилопы, продолжая шоссе, по которому поехал Чигур при первом поиске, и заканчивая столкновением в самом финале.

Картина снята по одноименному роману Кормака Маккарти.

Следующее преимущество ленты – актерские работы.

Вне конкуренции тут Хавьер Бардем («Ганмен») и свихнувшийся киллер Антон Чигур. Его «двинутость» нам заявляют с самого начала, и Антон ни разу ни дает повода в ней усомниться. Абсолютная аморальность и беспринципность (точнее один все-таки имеется: выигравший уходит живым). Безжалостность. Удовольствие от игры людскими судьбами. Чигур не человек – это машина для убийства. Инструмент судьбы. Стихийное бедствие. Чистое Зло. Заслуженный Оскар за мужскую роль второго плана (хотя «вторым планом» персонаж Бардема назвать было бы неверно).

Джош БролинОхотники на гангстеров», «Эверест»,  «Убийца», «Дело храбрых», «Мстители: Война бесконечности», «Мстители: Финал«) и его Льюэллин. Образ у Джоша (обзор творчества тут http://perekat.kiev.ua/человек-в-черном-с-железной-хваткой-св/ ) вышел впечатляющим. Сварщик, ветеран Вьетнама, настоящий ковбой – немногословный, уверенный (вот только в наши дни даже ковбойской уверенности может быть недостаточно). Нормальный суровый техасский мужик, сильный, склонный как к труду, так и к войне, причем не убийца бездушный, а вполне человечный персонаж (вспомните ситуацию с водой – хотя тут конечно, постановщикам незачет – вот такое воздаяние вы видите за хороший поступок?).

Томми Ли Джонс («Линкольн»,  «Преступник», «К звёздам«) и его шериф Белл. Тоже отличный образ. Умудренный, спокойный, думающий, способный как на острую шутку, так и на душевные слова поддержки. Кондовый служитель закона в третьем поколении – опора и основа американской провинции.

Вуди Харрельсон («Голодные игры», «Настоящий детектив», «Планета обезьян: Война», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» , «Хан Соло. Звёздные войны: Истории», «Веном», «В погоне за Бонни и Клайдом«) и его Карсону Уэлсу много времени постановщики не выделили. А самое обидное — не дали показать крутость персонажа, а она там явно имелась.

И даже жена Лью — Карла Джин Мосс (Макдональд  «Подпольная империя») которой тут совсем чуток, запоминается и раскрывается перед зрителями, превращаясь по ходу фильма из сварливой бензопилы «Дружба» в любящую и заботливую женщину.

Ну и последний интересный аспект Old Men – «нежданчик», а также смена ключевого героя картины. Долгое время на переднем плане Льюэллин Мосс, однако, лишь со временем мы осознаем, что на самом деле главным героем картины является вовсе даже шериф.

Все вроде хорошо, однако людям, слабо воспринимающим чернуху, стоит учитывать мрачность фильма. Коэны не церемонятся ни с героями, ни со зрителем. А также недоговоренность финала. Те, кого бесит приоткрытый конец, могут остаться не до конца удовлетворенными. Да и хронометраж можно было бы чуток ужать, места лента подзатянута.

Эрго. Приятный криминальный триллеро-вестерн о жадности и ее последствиях, радующий атмосферой и актерскими работами. А вот чернушность и недоговоренность я бы к его достоинствам не отнес.

Режиссер: Итэн Коэн, Джоэл Коэн

В ролях: Томми Ли Джонс, Хавьер Бардем, Джош Бролин, Вуди Харрельсон, Келли Макдональд, Гаррет Диллахант, Тесс Харпер, Бэрри Корбин, Стивен Рут, Роджер Бойс

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.