Джон Картер (John Carter), 2012
Ты уродлив, но ты прекрасен или Чисто, точно и быстро
Ветеран Гражданской войны 1861—1865 годов, капитан южан Джон Картер (Китч) не хотел на Марс. Он хотел найти пещеру с золотом, и чтобы его оставили в покое. Но как обычно, «не так сталося, як гадалося». Ни золота, ни тем более покоя он не получил. Сперва доставучий полковник, твердо уверенный, что Джон чего-то там должен стране, затем недружелюбные индейцы и вуаля! Вместо пещеры с драгметаллами, имеем пещеру без оных, на руках умирающего полковника, а тут еще невнятный лысый мужик на голову валится. Причем с явно агрессивными намерениями. Но, как известно, Господь создал, а полковник Кольт уравнял. В общем, мужику не повезло. Картеру, правда, тоже. Незачем хвататься за непонятные амулеты. И вот он на Марсе. Куда абсолютно не хотел.
Правда, обнаружились и плюсы. Вследствии низкой силы тяжести, вполне обычный на Земле (пусть и неплохо тренированный) человек здесь стал ну прям Суперменом. Одним махом семерых побивахом – это, во-первых, а во-вторых, запрыгнуть теперь Картер может куда угодно. Ну, почти куда угодно.
К сожалению, пока он своими новыми способностями овладел, уже оказался в плену у здоровых, зеленых, четырехруких марсиан. Существ крайне уважающих физическую силу, и весьма оригинально относящихся к воспитанию детей. А тут еще явление принцессы Деи Торис (Коллинз), представительницы одного из двух враждующих уже тысячи лет городов – Гелиума. Преследуемая, как несложно догадаться, солдатами из другого – Зоданга. И предстоит теперь Джону, мечтой которого было просто отдохнуть, разруливать сложную марсианскую политическую обстановку.
Да, кстати, прекрасные лысые мужчины с красивыми амулетами тоже не дремлют.
Пусть Эдгар Райс Берроуз (автор «Марсианских историй») не стал вровень с величайшими авторами-фантастами. Пусть его презрительно называют «писателем эры pulp-журналов». Пусть его книги считаются книгами для подростков. Неважно. Но кто знает, сколько из величайших, зачитывались приключениями Джона Картера. Сколько из них росли под влиянием мужчины чьи «стальные глаза полны огня и решительности». Ясно одно. Берроуз стал одним из корифеев приключенческой фантастики, показавшим, что этот жанр не обязательно должен быть перенасыщен научными терминами и высоколобыми прогрузами. Можно и по-другому. По крайней мере, такой подход имеет право на существование.
Попытки экранизировать Берроуза предпринимались на протяжении 80 лет. Сперва думали над мультипликационной версией, после были идеи игровых лент. Но каждый раз что-то мешало. Пока, наконец, в 2007 права не были куплены студией Диснея. Поручившей работу над фильмом дебютанту игрового кино, режиссеру-аниматору из Пиксара. Эндрю со товарищи с ходу взялся за переделку и доработку романа, дабы довести его до современных фантастических стандартов (изменения получились грандиозными). Актеры то бегали по пустыням, то выдыхали в павильонах, компьютерщики рисовали не покладая рук, костюмеры шили тысячи костюмов, и вот, наконец, результат.
Ожидал худшего (в последнее время фантастику снимают крайне неровно, после великолепной картины, вполне может выйти несусветный отстой. При прочих равных. Наиболее яркий пример «Звездная пыль» и «Золотой компас»). На самом деле получилась крепкая фентезийная приключалка. К сожалению, не без недостатков.
Сперва о плюсах.
Что я вам скажу за Магадан. Невзирая на то, что особой откровенностью наряды принцессы не страдали, она все равно выступила самым положительным аспектом картины. В отличие от страдающей берроузовской викторианской барышни, нам показали исключительно боевую особу. Коня на скаку, знаете ли. В избу тоже, если надо. При этом, невзирая на патетические речи о свободе и торжестве демократии, персонаж получился живой и радующий глаз. Показательно удивление Картера при знакомстве, казалось, уже ко всему привык, а тут она как отмочит!
По поводу графики. Неплохо. Корабли, напоминающие диковинных птиц (у Берроуза летающие корабли были классическими парусниками, только в воздухе). Города, выполненные в разных архитектурных стилях. Альбиносистые младшие братья Кин-Конга (в романе они ГОРАЗДО меньше размером). Но. Весь антураж изрядно проигрывает тому же «Аватару». Причем по определению. Ну не могут пустыни конкурировать с джунглями. Хоть ты изрисуйся на компьютере, хотя наснимайся в Мохаве какой-нибудь. Джунгли богаче. На Барсуме лесов нет. Планета умирает. В больших количествах исключительно песок. Хорошо хоть верблюды отсутствуют.
Отдельный респект за реактивную собачку-клота — Вула. Пусть он абсолютно непохож на прототип из романа, существо вышло абсолютно положительное.
Дальше. Тарки. Большие. Зеленые. Дикие. Воинственные. Просто пусечки. Кстати, Дотор Соджет (как называли Джона в орде) – это всего лишь имена двух убитых им таркских вождей (кстати, по фильму он грохнул всего одного четырехрукого).
Дефо, играющий Тарс Таркаса, был вынужден ходить, бегать и даже фехтовать на метровых ходулях, хотя полностью персонаж, естественно, дорисовывали на компе, используя движения и мимику актера.
Получились тарки на славу. Ко второй половине фильма начинаешь сопереживать этим зеленым тварям по полной. Тем более, что красные марсиане (собственно люди) так и остаются безликой массой. За исключением разве что забавного Кантос Канна (Пьюрфой), показавшего, что он может играть не только пуританских борцов с нечистью.
Повелитель Зоданга Саб Тан (Уэст), например, аж никак не тянет на серьезного Черного властелина, так, седьмой назгул максимум.
Плавно переходим к недостаткам фильма. Итак, терны. Главные антагонисты героев. Бессмертные повелители планет. Хозяева девятого луча. Существа, играющие в эти игры, когда Барсума еще не было. И шо? Где логика в их поступках? Где здравый смысл, где хотя бы капелька мозгов? Цели нет, кормимся планетами. Гениально. К примеру, их лидер Матаи Шанг (Стронг) весь из себя могущественный и долгоживущий. К чему была классическая экскурсия для Картера, (не раз виденная в низкопробной литературе), по типу «сейчас я тебя убью, а пока мои 40 слонов споют тебе песню». К чему сперва его щадить, а после пытаться зарезать? Действия тернов, причины их поступков, космогония этих существ, непонятны в принципе. Чем режиссер занимался 4 года? Может он и держал что-то в рукаве, в расчете на продолжение, не знаю. Факт в том, что линия тернов жутко провисает, и в результате сильно портит впечатление.
Кстати, у Берроуза в первом романе никаких тернов нет вовсе. Есть лишь хранители машины, с помощью девятого луча, производившие ту искусственную атмосферу, которая поддерживала на Марсе жизнь. Их двое, и они вполне смертны.
Пару слов о главном герое (Китч («Морской бой», «Уцелевший», «Настоящий детектив», «Дело храбрых» (мордахой похожего на Джонни Деппа в молодости. На четверку с минусом. Есть проблески, но видно, что мальчику еще учиться и учиться. Я бы скорее поставил на дальнейший карьерный рост Момоа (невзирая на похожий провал «Конана» в прокате).
И напоследок один, но немаловажный вопрос. Зачем они гахнули на это кино столько денег? Скромнее надо быть, товарищи, глядишь все бы закончилось хорошо. А так -потрачено 275 миллионов в производстве. 100 лимонов на рекламу. Сборы — $283 124 715, из которых США дали всего $72 724 715. Хотя изначально предполагалась трилогия, продолжения мы не дождемся, однозначно.
По-видимому, создатели картины перемудрили сами себя, запутавшись в навязчивой рекламной компании, гениальных маркетинговых сменах названия (проделанных из опасения, что мальчики не пойдут на принцесс, а девочки на марсиан). Потеряв в результате большинство и тех и других.
Эрго. Неплохая приключенческая фентезюха с недоработанными главгадами. Похоже, все-таки америкосы зажрались.
Режиссер: Эндрю Стэнтон
В ролях: Тейлор Китч, Линн Коллинз, Уиллем Дефо, Томас Хейден Чёрч, Марк Стронг, Кирен Хайдз, Доминик Уэст, Джеймс Пьюрфой, Брайан Крэнстон, Полли Уокер, Дэрил Сабара, Арки Аломар, Пиппа Никсон, Джеймс Эмбри, Филип Филмар, Эмили Тирни, Эдмунд Кенте, Руперт Фрейзер, Николас Вудесон, Кайл Эгнью, Дон Старк, Джош Догерти
Очень грамотный разбор. Полностью согласен. Однако если брать в сравнении с другими фильмами этого года, то Картер несомненная удача!