Дитя человеческое (Children Of Men), 2006 — рецензия (обзор)

Апостол надежды, или Дети наше все!

2027. Людская цивилизация погрузилась в хаос, ведь уже 18 лет на свет не появился ни один ребенок. И лишь в Великобритании, превратившейся в тоталитарное государство, сохраняется некое подобие порядка.

Лондон. Тео Фарон (Оуэн) после смерти сына от гриппа и расставания с женой, влачит безыдейное существование, все плотнее подсаживаясь «на стакан».

Как вдруг однажды на него выходит прежняя супруга Джулиан (Мур), ставшая лидером террористической организации «Рыбы».

Ей нужно чтобы Тео раздобыл документы для беженки Ки (Ашити), стремящейся добраться до побережья Британии. Волей судеб Тео берется за дело, отправляясь вместе с Ки в путешествие, способное изменить судьбы человечества. 

 

Антиутопии уже не один десяток лет остаются весьма популярным жанром, принося зачастую приятные проекты, к примеру, такие как «Гаттака», или «Тайна 7 сестер».

Children Of Men не снискал особой славы у массового зрителя, но был довольно тепло встречен критикой и фестивальным киносообществом.

Вещь действительно интересная, впрочем, что не «зашло» мейнстримной публике, тоже понятно. 

Фильм вышел у Куарона («Гравитация», «Рома») медитативным (порой даже слишком), атмосферным и большую часть времени лишенным действия.

У постановщиков получилось практически без экшена и надрыва, очень обыденно показать жуткую картину гибели людской цивилизации. Причем на примере условно благополучной Британии. Мир гомо сапиенс рушится, это видно практически в каждом кадре. Иммигранты, то забрасывающие камнями поезда электричек, то сидящие в клетках, то толпящиеся за загородками. Горящие туши скота. Всеобщее искреннее горе по поводу гибели «самого молодого человека на земле». Секты, пытающиеся самыми безумными методами вымолить у Господа прощение. Трубы, закрывающие дымами небо. Льющаяся на землю отвратительная даже на вид жидкость, превращающая плодородный грунт в отравленную пустыню. Вечно паршивая погода. Кучи мусора на улицах. Серая, безысходная цветовая палитра картины. До зубов вооруженные вояки на каждом шагу. Облавы на иммигрантов. Наборы для самоубийств, официально раздаваемые властями. Террор и взрывы в кафе. Ковчег Искусств, спасающий полотна и скульптуры из охваченной безумием Европы. Натуральный фашизм со стороны властей по отношению к беженцам.

Эдакий будничный песец, подступающий все ближе.

С антуражем у работы Куарона все на высшем уровне.

Лента снята по одноименному роману англичанки Филлис Дороти Джеймс.

Темпоритм картины тягучий, плавный, неспешный, взрывается коротким действием один раз по истечении получаса, затем забавной погоней, завершая ленту убойно-ошеломляющей 10-минутной «военной» сценой. За финал ленты режиссеру можно простить упорное игнорирование экшена и неторопливое развитие событий. Вспышка насилия в иммигрантском гетто оказались одной из самых напряженных сцен современного кинематографа. Стычка восставших с войсками, поданная глазами главного героя, с его колокольни безоружного человека, жизнь которого может оборваться в любую секунду. Свидетеля военных зверств, направленных не только на боевиков, но и на штатских, женщин и детей. Ужас городского боя, показанный из самого сердца событий. Увенчана эта сцена ошарашивающим, религиозным моментом, на мгновение остановившим кровопролитие. Блеск!

Разве что крестное знамение было лишним, и так все понятно, что за манера разжевывать, да в рот зрителю класть.

Религиозные мотивы, вопросы веры занимают в ленте одно из главных мест. Причем веры не столько в высшие силы, сколько в самих людей. Отдельных людей, по мнению постановщиков, все же способных подарить человечеству надежду. Дай-то бог.

Клайв Оуэн («Профессионал», «Валериан и город тысячи планет», «Анон», «Гемини», «История Лизи«), на котором держится изрядная часть фильма, сыграл тут одну из лучших своих ролей. Бывший активист, после смерти наследника утративший запал, веру в свои силы и способность что-то изменить. Волочащийся по жизни без смысла и цели. Закладывающий за воротник.  Увлеченный энергией бывшей супруги. Вдруг обнаруживший, что для гомо сапиенс еще не все потеряно. Апостол новой надежды, бросившийся как в омут в безнадежную авантюру по спасению последнего людского шанса.

Джулианна Мур («Корабельные новости», «Седьмой сын», «Голодные игры: Сойка-пересмешница», «Женщина в окне», «История Лизи«) с ее активной, при этом питающей наивные надежды революционеркой-террористкой, тут выступает скорее мотиватором для главного героя.

А вот Майклу Кейну (обзор творчества тут http://perekat.kiev.ua/друг-джеймса-бонда-с-неоконченным-сре/ , «Три дня Кондора», «Престиж», «Начало», «Интерстеллар», «Довод«) за образ старого хиппи-битника с плантацией конопли, однозначный респект.

Тут даже Чарли Ханнэм «Тихоокеанский рубеж», «Багровый пик», «Джентльмены») засветился, правда, в патлатом гопнике я его, если честно, не опознал.

Поразмышляет режиссер о влиянии случая и веры на судьбы мира. По поводу фашиствующего тоталитаризма Британии будущего также неплохо пройдется. С одной стороны кто обвинит властителей бывшей Царицы морей? Своя рубаха ближе к телу, спасение утопающих дело рук самих утопающих и т.д. С другой – как-то неаккуратненько получилось, не находите?

Что озадачило, это чересчур большое количество зеленых английских просторов, где граждане здешнего тоталитарного государства могут спокойно жить, поживать, да добра наживать. Это в Англии, где и сейчас-то все находится под прицелом тысяч камер и недреманным оком бдительных пейзан? Не верю!

Эрго. Медитативная, неспешная антиутопия с отличной будничной атмосферой конца человечества, оставляющая все же надежду на то, что найдутся люди, способные дать нашей цивилизации шанс.

Режиссер: Альфонсо Куарон

В ролях: Клайв Оуэн, Джулианна Мур, Майкл Кейн, Клэйр-Хоуп Ашити, Чиветел Эджиофор, Чарли Ханнэм, Мишель Хуссэйн, Джон Шевалье, Рита Дейвис, Пэм Феррис, Дэнни Хьюстон, Питер Муллан, Темина Сани

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.