Центурион (Centurion), 2010 — рецензия (обзор)

Убежим от злых пиктов, или Приключение без эпика

117 год н.э. Северная Британия. Дела у Римской империи здесь идут неважно. Пикты, знаете ли. Противный народ, что вы! Сопротивляются свету просвещения как звери. Вырезают гарнизоны и дозоры. Пытают и приносят в жертву попавших в плен легионеров.

Одним из таких парней оказался центурион Квинт Дий, сын известного в империи гладиатора, завоевавшего свободу своим мечом. Квинт сдаваться не привык и надолго в плену не задержался, сорвавшись в бега. С погоней на хвосте.

А тем временем вглубь Туманного Альбиона отправляется IX Испанский легион под командованием жутко популярного среди солдат Тита Флавия Вирила, ведомый проводницей из местных, немой следопыткой Этайн. Цели сынов Ромула просты — «отрезать голову змее» — уничтожить харизматичного предводителя пиктов Горлакона. У которого имеются свои планы относительно бравых легионеров.

Вскоре все участники этой истории сойдутся вместе. Вот только выживут после этой встречи далеко не все.

 

Судьбе 9-го легиона посвящено немало исследований, книг и фильмов (если в двух словах – никто ничего толком не знает). Одной из популярнейших в наших пенатах на эту тему была книга Сатклиф и фильм по ее мотивам, увидевший свет в 2011.

Но за год до этого вышла еще одна картина все о том же злосчастном легионе. Наш сегодняшний герой, оставляющий странноватое впечатление.

Постановщики замешали спорный винегрет из намека на пеплум, бодрых приключений в духе Апокалипто , романтической истории, сдобренных сожалением об уходящем имперском величии.

Основная часть ленты выглядит ученическим оммажем адреналиновому творению Гибсона (впрочем, Орел тоже немало времени уделил погоне). Перед нами бюджетная приключенческая история со спасательной операцией в спецназовском духе (когда героев на смертельное дело вдохновляет парой слов абсолютно левый для их легиона центурион, которому они не подчиняются), и долгой-долгой погоней, сопровождаемой периодическим закадровым текстом от ГГ. Такие ленты имеют право на жизнь: заснеженные горы, часто и подолгу снимаемые с дрона — живописны, герои самозабвенно мерзнут и носятся по этим самым горам как сайгаки, время от времени пуская кровь себе и врагам. Персонажи изрядно гипертрофированны, кровища нарочито и бурно выплескивается фонтаном из ран и оставляет ощущение специально подкрашенной. Постановщики усердно показывают зверства того времени, щеголяя отпиливанием голов, выпусканием кишок и прочими неаппетитными трэшевыми подробностями. Также в наличии питье свежей оленьей кровушки и потребление полупереваренного мха из желудка травоядного.  

Стилистика клиповая и рваная, предыстории минимум, на знакомство с персонажами по паре слов и в лучшем случае одно действие. Но, главное не ждать от фильма эпичности классических пеплумов, ее тут нет и близко, несмотря на заявленное присутствие в кадре тысяч статистов (брехня) и одного условно крупного сражения. Которое сводится к стычке максимум нескольких сотен бойцов. Остальной легион умирает за кадром.

В римской истории бывало всякое – парфяне, Спартак и Квинтилий Вар http://perekat.kiev.ua/wp-content/uploads/2014/01/Имрахиль_Лисовой_Германский_лагерь2.mp3 и http://perekat.kiev.ua/wp-content/uploads/2014/01/Имрахиль_Мандельштам_-Варр-легионеры.mp3  не дадут соврать, непобедимые римские легионы били регулярно и со вкусом. Однако варварским племенам это удавалось нечасто (организация брала верх над храбростью и численным превосходством), а уничтожить цельный легион одним ударом чуть ли не за  час, и вовсе что-то на грани фантастики. Особенно забавно действия Горлакона смотрятся после заявлений о его партизанской тактике. Шикарная партизанская тактика – лобовая атака готового к бою полнокровного легиона. Отдельное «фе» за «держать строй» перед катящимися камнями – пропустили, на пару шагов вверх поднялись и тогда уже держим.

 А уж после этой самой стычки с нами остается и вовсе по десятку бойцов с каждой стороны – бедненько, но чистенько. Опять же – любопытно смотрится решение Дия убегать от равного по количеству противника, когда засада напрашивалась почти сразу, к гадалке не ходи.

Боевка традиционно сумбурна, снята мельтешащей камерой, которая останавливается лишь для демонстрации очередного слэшерного момента с кровищей. Лучше бы приличного боевого хореографа наняли.

Погоня недурна, напряжение имеется, но до лучших образцов жанра типа уже упомянутого Гибсона, не дотягивает. Особенностей варварских племен, которые частенько становятся еще одним любопытным аспектом исторических лент, минимум-миниморум. Два слова о синей раскраске пиктов, два об их неутомимости. И фатит.

Моральная основа тоже не становится опорой ленте. Постановщики, безусловно, упоминают проклятых имперцев, ведущих себя как звери с вольными кельтами, пардон пиктами. В наличии рассказы о зверствах римлян, ставших фактически чуть ли не главным сюжетообразующим моментом ленты. Но показать их нам хотя бы флеш-беками не удосуживаются, посему четко стать на сторону обиженных у зрителя выйдет слабо. Тем паче, когда эти самые обиженные действуют с позиции силы, режут головы, как опята и активно пытаются обидеть нашего бубочку-центуриона.

Зато тоски по римской империи, сожалений (точнее предчувствия послезнания) по ее упадку – хватает.

Работа Фассбендера («Бесславные ублюдки», «12 лет рабства», «Советник», «Люди Икс: Апокалипсис», «Прометей», «Чужой: Завет», «Кредо убийцы» , «Снеговик», «Убийца») в результате становится одной из немногих удач картины. Сын гладиатора, перенявший у отца умение биться до конца и держать слово. Приверженец идеи о том, что в жизни превыше всего долг (до определенного момента)  и честь. Смелый, непоколебимый, гордый, неутомимый – настоящий римлянин. Отличный командир – замыкающий колонну, приглядывающий за подчиненными, подбадривающий их, стоящий горой за каждого солдата. Майкл создал эдакий идеал центуриона на все времена (даже Ворену потягаться тяжеловато).

Неплох командир легиона (упорно называемый генералом – термин, появившийся на столетия позже) Вирил (Уэст («Прослушка», «Джон Картер», «Tomb Raider: Лара Крофт»). Натуральный слуга царю (пардон, императору), отец солдатам. Жутко любимый легионерами парень, позволяющий себе пьянки с подчиненными, драки с солдатами (надеюсь из другого легиона) и состязание на руках. Верится в такого легата слабо, но смотрится вполне мило.

А вот за то, что Тит Флавий на разведку подзабил (положившись на приданные кадры) – незачет с занесением в грудную клетку.

Героев на пальцах пересчитать, и запоминаются они слабо.

Разве что Кирпич (Каннингем («Боевой конь», «Код доступа «Кейптаун» , «Электрические сны Филипа К. Дика», «Задача трёх тел») – старый солдат накануне пенсии, да и то больше за счет бородатой примелькавшейся физиономии Каннингема.

Да Такс (Филд («Форд против Феррари», «Периферийные устройства»), своими ехидными лисьими повадками в духе Локи.

Этайн (Куриленко («Обливион», «Чёрная вдова») весь фильм носит на лице одно и то же выражение напряженного внимания. Непонятно к чему.

Ариана (Путс («V — значит Вендетта», «Ночь страха»,  «Need for Speed: Жажда скорости», «Отец», «Дальний простор») – романтический интерес протагониста. На фоне Этайн смотрится живой, полной эмоций барышней. Но актерских подвигов, будем честными, не совершает.

Горлакон (Томсен («Банши», «Двойник», «Чёрный список») радует шикарными усами и осознанием ответственности перед пиктами. Другой бы самолично в погоню ломанулся.

Эрго. Простенькое бюджетное приключение с нарочитыми героями, брызжущей во все стороны подкрашенной кровью, хорошим образом Фассбендера и вменяемой погоней.

Режиссер: Нил Маршалл («Мир Дикого Запада»)

В ролях: Майкл Фассбендер, Ольга Куриленко, Доминик Уэст, Джей Джей Филд, Андреас Висневски, Дэйв Леджено, Аксель Кэролин, Даффер Лабидин, Ли Росс, Дэвид Моррисси, Саймон Чадвик, Ульрих Томсен, Райан Эткинсон, Пол Фримен, Оуэн Мэкен

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.