Кровавый алмаз (Blood Diamond), 2006 — рецензия (обзор)

Такова эта Африка, или Ребенок красной земли

1999 год. Сьерра-Леоне.

Дэнни Арчер (ДиКаприо) повидал в жизни всякое. Гибель родни, войну во всех ее видах, хлеб наемника, судьбину контрабандиста. Контрабандиста алмазов.

Посему когда он услыхал о том, что рыбак Соломон Ванди (Хонсу), захваченный бойцами Революционного Объединенного фронта, отправленный ними на алмазные прииски, нашел и сумел спрятать огромный драгоценный камень, Дэнни ухватился за эту информацию обеими руками. Пообещав Соломону за информацию о камне отыскать его семью, пропавшую в охваченной гражданской войной стране.

Однако на пути парочки к вожделенному алмазу стоят не только тысячи бойцов РОФ, смертельно опасные дороги пылающей в огне Сьерра-Леоне, но и полковник Кутзее (Вослу), командир целой армии наемников, и бывший покровитель самого Арчера.

 

Леонардо ДиКаприо («Остров проклятых», «Начало», «Дж. Эдгар», «Джанго освобожденный», «Великий Гэтсби», «Волк с Уолл-стрит», «Выживший», «Однажды в… Голливуде») за свою долгую актерскую карьеру (с 1988 года) непрестанно развивался как актер и создал немало ярких образов. Неординарные дети, мятущиеся поэты, слащавые любовники. Не забывал он и о крутых парнях.

Именно к этой когорте принадлежит Дэнни Арчер — белый парень в Африке. Отнюдь не герой и не пример для подражания, скорее наоборот. Уроженец Родезии, потерявший родителей в пламени очередной из бесчисленных войн, сотрясающих Черный континент. Отправившийся в армию, немало повоевавший, вступивший в ряды солдат удачи, решивший, в конце концов, работать на себя и занявшийся контрабандой алмазов – одного из сокровищ и одновременно бичей Колыбели человечества. Он многое повидал, уверен в себе, высокопрофессионален, «иронично-саркастичен». При этом циничен, эгоистичен, не лезет за словом в карман, негативно относится к людям. Перед нами отнюдь не терминатор. Обычный человек, переживший в детстве жуткую психотравму, убивавший, терявший друзей, разочаровавшийся в людях, достаточно тонко чувствующий. Порадовала тактика Арчера. В случае проблем он всегда в первую очередь старается унести ноги, не вступая в перестрелки, не корча из себя героя, стреляя лишь в крайних случаях. Зато когда дело доходит до этих самых случаев, проявляет себя на высшем уровне (обратите внимание на мелочи, типа того, что делает Дэнни сразу после пробуждения – проверяет «ствол» ). Лео активно играет мимикой, меняет эмоциональные состояния, манеру общения (вспомните хотя бы первую встречу с Мэдди и метаморфозу Арчера, узнавшего о профессии собеседницы). Причем тут он не увлекается яркими внешними действиями, как в ряде более поздних работ, выдерживая отличный баланс между внутренней и внешней игрой. Работа ДиКаприо одно из украшений картины (законная номинация на Оскар).

Второй протагонист картины рыбак Соломон (Хонсу («Стражи Галактики», «Седьмой сын», «Тарзан. Легенда», «Сосны«, «Аквамен», «Капитан Марвел», «Шазам!»). Классический пример аборигена – спокойного, работящего, растящего детей, стремящегося обеспечить им лучшую жизнь. Попавшего вместе с родными в жернова конфликта, стремящегося отыскать семью. Эдакая спокойная сила, способная, если ее раздраконить перегрызть глотку любому за своего ребенка. Понятно, на фоне Арчера Соломон выглядит чуток бледнее, но у него изначально вторая скрипка, и отыгрывает он ее качественно, выдавая сильнейшие эмоциональные сцены.

Третий значимый образ ленты – журналистка Мэдди Боуэн (Коннелли («Ной», «Человек-паук: Возвращение домой», «Дело храбрых», «Алита: Боевой ангел»). Акула пера, с зачатками адреналинового маньяка, настоящий репортер, зубами цепляющийся в сенсации. Хороший человек, искренне переживающий за судьбы африканцев.

Второй приятной стороной ленты, кроме актерских работ выступает Африка. Не нашел информации где именно снималась лента, но пейзажи впечатляют. Масса разнообразных рассветов и закатов, буш и леса, горные плато и бурные реки. Жаль местного зверья нам не подогнали, кроме одного любопытного гепарда.

Темп фильма быстрый, рваный, с ураганными вспышками экшена. Долгие дороги, квест-путешествие, красоты природы. Перемежаемые перестрелками, погонями, зверствами мятежников. Внимание зрителя удерживается мастерски.

Не забывают постановщики и о моральных аспектах.

Во первых строках письма они прошлись по потребителям драгоценных камней, закономерно показав, что спрос регулирует предложение, и пока богатенькие западные модницы будут стремиться получить блестяшку на пальчик, в глубинах африканского континента в копях будут вкалывать похищенные из деревень рабы. А вот убеждение создателей ленты в том, что стоит потребителю узнать о том, что алмазы политы кровью, и добыты незаконно, он тут же откажется от покупки, я не разделяю. К сожалению, большинство людей думает лишь о своем удобстве и судьба мертвого индейца/негра их мало волнует. 

Уделили постановщики немало внимания еще одной африканской проблеме – детям-солдатам. Нам наочно покажут, как из легко нежного дитяти сделать безжалостного убийцу. Недоросли вообще не слишком трепетно относятся к чужим жизням, а уж в таких условиях и подавно.

Также стоит отметить неординарное для современного (впрочем, в 2006 такого разгула самобичевания белого человека еще не было) западного кинематографа признание того, что в бедах Африки повинны в первую очередь африканцы. «Мы жили лучше, когда нами правили белые», «под нашей черной кожей происходит что-то не то», «как мой народ может творить такое» — такие слова негра Соломона тяжело представить в кино последнего десятилетия. Как и поспорить с ними. Никакие бледнолицые не могли набрать столько рабов без активного и радостного участия местных царьков и вождей. Никакие белые не относились столь безжалостно к черным, как их собственные соплеменники.  Впрочем, перед нами не афроамериканцы, а просто африканцы, может это позволило проявить создателям ленты такое свободомыслие.

Да, в фильме хватает излишнего пафоса, наивной веры в демократических чиновников, несущих свет в страны второго мира, откровенно спекулятивных, слезовыдавлевательных моментов, рыдающих женщин, детей с пустыми глазами, трупов и прочей чернухи. Но это, во-первых, неизбежно в ленте на такую тематику, а во-вторых, к сожалению, правда.

Эрго. Лента о кровавых буднях Черного континента с отличной ролью ДиКаприо, неплохой актерской поддержкой протагониста, хорошим темпоритмом, уместной (неполиткорректной) моралью, приятной структурой и африканской природой.

Режиссер: Эдвард Цвик

В ролях: Леонардо ДиКаприо, Дженнифер Коннелли, Джимон Хонсу, Стивен Коллинз, Энтони Коулмэн, Арнольд Вослу, Джими Мистри, Майкл Шин, Базил Уоллес, Мариус Уэйерс, Дэвид Хэрвуд, Нтэйр Мвин, Ато Эссонда, Тони Кгороге, Грант Суэнби, Адетокумбо М’Кормак, Карл МакМиллан, Дэвид С. Ли

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.