Под взглядом ворона, или Благими намерениями…/»Богатые тоже плачут»
Семейство Ашеров принадлежало к числу богатеев, для которых вертится мир. Гигантская и успешная фармакологическая компания, недвижимость, известность, денег, как грязи.
К таким не липнут обвинения, им наплевать на суды и общественное негодование, они день за днем выходят сухими и чистыми из любой самой грязной воды.
До недавнего момента.
Когда на протяжении пары недель, один за другим, на небеса отправилось практически все молодое поколение фамилии. Шесть человек.
Патриарха семейства, Родерика, гибель детей подкосила. Настолько, что он даже решился на предельную откровенность перед помощником генпрокурора США, уже давно точащим зуб на Ашеров.
Перед нами разворачивается картина возвышения и упадка дома Ашеров. Их грешков и свершений, тайн и преступлений.
Людей, давным-давно, окруженных вниманием некой мистической силы.
Майк Флэнеган («Призраки дома на холме», «Доктор Сон», «Призраки усадьбы Блай», «Полуночная месса», «Клуб полуночников») стремительной ракетой ворвался в затхлый мирок хоррора. Его Призраки стали одним из лучших ужастиков десятилетия (если не больше). И хотя последующие работы постановщика не всегда дотягивали до уровня Холма, каждую новый фильм/сериал Майка ждали с нетерпением.
В этот раз Флэнеган решил вдохновиться творчеством Эдгара Алана По. Взяв за основу идеи доброго десятка его рассказов, стихов и творчески их доработав (я не сильный знаток творчества По, кроме собственно Ашеров, Морга, Маятника и Маски (не считая непременных для Алана воронов) с ходу больше ничего не опознал – приму помощь зала).
Кроме недурного саспенса подарив зрителю пару небезынтересных тем «на подумать». Но сперва о хорроре.
На экранах воплощались не только работы По, но и он сам самолично. Вспомним хотя бы «Ворона» и «Всевидящее око».
Перед нами несколько временных линий (излюбленная фишка режиссера, жаль от гармоничных переключений времен он на этот раз отказался): наши дни, и визуализированное воспоминание-рассказ Родерика, то возвращающегося в своей исповеди к временам молодости, то перебирающего в памяти события последних роковых недель. Причем показывают нам не только то, что мог видеть патриарх семьи, но и события глазами его безвременно почивших наследников (что объясняется в финале).
Ретроспектива в основном относится к 80-м, времени, когда бедные и голодные Ашеры пытались выгрызть свое место под солнцем. Времени, когда ярко проявились особенности брата и сестры. Времени, когда они впервые встретили Ту женщину (Гуджино («Хранители», «Человек из стали», «Разлом Сан-Андреас», «Сосны», «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости», «Призраки дома на холме»).
Персонаж, с которым связана наибольшая интрига сериала. Перед нами сверхъестественное создание. Причем явно не банальный призрак, убиенный героями (появляется в разных местах, может обладать физическим телом, отображаемым на камерах, может являться жертвам в галлюцинациях). Тот, кто предупреждает о близкой кончине, дает возможность задуматься о своей судьбе. Одновременно частенько выступая в роли искушения, того кто подсовывает прямо под нос до безумия желаемое.
Что же это, уважаемые знатоки? Злая фортуна? Банши, предвестница? Ангел смерти? Лукавый? Воплощенное проклятие или воздаяние? Неужто все-таки лично обиженный на семью дух, вернувшийся из-за грани? «У меня слабость к обреченным?».
Любопытсвенно! Причем ответа на этот вопрос мы не получим до финальной серии.
Вторым волнующим моментом становится личность информатора из семейства (все это время идет судебный процесс против компании Ашеров) стучащего федералам на родичей. Эта линия не столько судьбоносна, как Той женщины, но тем не менее небезынтересна, скрываясь в «тумане войны» до экватора.
Не обойдется без привычных скримерных моментов, особенно много их будет связано с Родериком, видящих своих мертвых чад. В наличии кровавые, прям таки слэшерные сцены (маскарад), видения, обрушивающие в пропасть безумия. Как хорроро-триллер сериал хорош.
Невзирая на то, что судьбы минимум шестерых героев становятся известны в первые минуты, напряжение на высоте. Когда нам сообщают о смерти наследников, для нас это просто абстрактные имена. Но после, когда зрителя подробно и обстоятельно познакомят с каждым из будущих покойников, возникает недетское сопереживание персонажам, и одновременно завораживающе-скользко-стыдное желание увидеть, на чем именно поймают детишек, и как они дойдут до печального конца (каждая серия, кроме первой – минус дите).
Это при том, что семейку Ашеров аж никак не назовешь приятными людьми.
Родерик Ашер (Гринвуд («Дежа вю», «Супер 8», «Экипаж», «Стартрек: Возмездие», «Уотергейт: Крушение Белого дома», «Золото», «Секретное досье»). Человек, которого обвиняют в смертях сотен тысяч людей, подсевший на его обезболивающее. Мастодонт бизнеса, патриарх семейства, держащий детей в ежовых рукавицах. Признающий всех, в ком течет кровь Ашеров. Обеспечивающий им беспечальное житье и возможность открыть любое дело. Требующий взамен беспрекословного послушания и ставящий интересы семьи на первое место. Причем для всех ее членов. Видящий в них львиный прайд с неизбежной грызней внутри. Родерик монументален, спокоен как удав и убедителен как носорог, создавая отличный образ беспринципного бизнесмена-миллиардера, который зарабатывает, просто потому что иначе не может. Его монолог о лимонах просто блеск. Единственная претензия – пугаться у Брюса выходит не очень натурально. Но эту помарку можно простить.
Родерик в молодости в исполнении Гилфорда («Возвращение героя», «Полуночная месса») кардинально отличается от своего варианта в зрелости. Юный Род – мягок, податлив, находится под полным влиянием сестры Мадлен (вот кто неубедителен в зрелости (кроме, пожалуй, финального монолога), но блистает в молодом облике (Фицджералд («Готэм» , «Последователи» , «Джек Ричер»), и попросту выглядит хорошим человеком, неготовым к жестоким бизнес-игрищам. Далее нам показывают негативное развитие/падение, деградацию личности, набравшейся всякого нехорошего от сестрицы и гадов-начальников, встречающихся на пути (вплоть до прямого цитирования). Сгоревшей в стремлении к власти, богатству, успеху. Как на меня, несмотря на изменения молодого Рода к последним сериям, столь кардинальное преображение из размазни-добряка в мегалодона бизнеса выглядит не слишком убедительным.
Фредерик (Томас («Менталист»). Старший сын и наследник Родерика. Хлюпик, больше всего на свете желающий, чтобы его любил отец. Глуповатый и невнятный подпевала Родерика, нашедший для себя новый стимулятор и проявивший гнилостность натуры.
Тамерлан (Слойан («По волчьим законам»). Вторая по старшинству, чертовски ждущая стать первой. Работающая над проектом, должным показать, что Ашеры не только производители таблеток.
Старшие детишки раскрыты меньше, чем бастарды.
А вот и они.
Камилла (Сигел). Умна, цинична, красива. Специалист по пиару и работе с прессой. Мастер шпионажа, имеющая нюх на секреты. Как на меня – вот где был настоящий наследник империи.
Викторина (Миллер («Периферийные устройства», «Основание»). Не совсем понятно имеет ли она медицинское образование, но медицинские амбиции в наличии. Она всей собой вложилась в разработку и продвижение импланта, изобретенного любовницей-хирургом. И готова ради аппарата на что угодно.
Наполеон (Коли). С ног до головы татуированный раздолбай, активно экспериментирующий с различными наркотиками. Максимум, что ему можно поручить – торговать лицом на благотворительных мероприятиях.
Просперо (Сапкота). А этому юнцу и этого не поручишь – профукает. «Гуччи-Калигула», фонящий сексом и жаждой удовольствий. Поведенный на элитарности и избранности.
Все они ненормальны психически, что проявляется в оригинальном подходе к сексуальной жизни, чрезмерном снобизме, увлечении наркотой. Отталкивают, унижают, теряют близких. Символизируют тезис «богатые тоже плачут», показывая изломанные судьбы детей из богатых семей. Причем как законных, так и бастардов прижитых на стороне, а в юности попавших из «грязи в князи», что корежит психику похлеще наркоты. Также отвечают за демонстрацию братской амберской «любви» пауков в банке, и тлетворность принципа старших управлять детишками при помощи наследства и манипуляций. Не буде дила.
Отдельное спасибо за Артура Пима в исполнении Хэмилла («Флэш» , «Звёздные войны: Пробуждение силы», «Звёздные войны: Последние джедаи», «Падение Ордена», «Звёздные войны: Скайуокер. Восход», «Мандалорец», «Песочный человек»). Старый адвокат семейства c чертовски бурным прошлым. Безэмоциональная и невозмутимая машина юриспруденции, любящая кроссворды. Человек, по ощущениям, способный противостоять даже злой судьбе. По крайней мере достойно повести себя при встрече.
Этим сериалом Флэнаган решил поднять целый ряд социальных и психологических тем. Пройдясь по богатеям, идущим по трупам, ловящим и создающим возможности, лгущим, обманывающим, нарушающим законы божьи и людские. Чувствующим себя выше, значительнее, объемнее, чем обычные люди. Становящимися идолами для следующих молокососов, стремящихся на олимп.
По культуре потребления, жажде успешности, славы, наживы, желаниях, портящих души хороших людей. Фармакологии, мать ее ети, должной лечить, но порой больше калечащей. Использованию наркоты в качестве лекарств (а поначалу хотелось как лучше — «мир без боли»). Экспериментам на животных. Медицинским вольностям. Экологическим преступлениям, деяниям, способным создать ситуацию воздаяния нарушителям не когда-нибудь в будущем, а прямо сейчас. Желанию изменить мир, и тому, на что придется пойти ради достижения цели. Благих намерений, которыми вымощена дорога ведомо куда.
Да, предсказуемые моменты в наличии, некоторые смерти читаются изрядно загодя (не все). Впрочем, ожидать от проекта снятого по рассказам мрачного классика суперновизны и счастливого конца было бы наивно.
Эрго. Недурной триллеро-хоррор, смешавший идеи По и социально-психологическую подоплеку.
Режиссер: Майкл Фимоньяри, Майк Флэнаган
В ролях: Карла Гуджино, Брюс Гринвуд, Мэри Макдоннелл, Генри Томас, Кейт Сигел, Рахул Коли, Саманта Слойан, Т`Ниа Миллер, Зак Гилфорд, Уилла Фицджералд