Суд над царями, или Жертва во спасение
Катастрофа атомной подлодки США «Монтана» застала врасплох всех, включая командование ВМС. Которое, для проведения спасательной операции, было вынуждено обратиться за помощью к цивильным «шпакам». Глубинным бурильщикам, чья подводная станция с шустрыми батискафами находилась относительно недалеко от места аварии. Аварии, произошедшей на краю гигантского, 6-километрового разлома, уходящего прямиком в бездну океанского дна.
Бурильщики, коим была придана команда бравых и воинственных спецназовцев, берутся за работу.
Дело усложняется не только непростыми отношениями между начальником водолазов и его экс-супругой, спроектировавшей станцию; поджимающим временем; бушующим на поверхности штормом; странным поведением армейских спецов, которые мутят и без того мутную воду. Но и тем фактом, что в кромешной тьме расселины что-то есть.
И это отнюдь не глубоководные рыбы.
Был в режиссерской карьере Кэмерона («Правдивая ложь», «На гребне волны» — продюсер, «Алита» — продюсер, «Терминатор: Тёмные судьбы» — продюсер, «Аватар-2»), постановщика, создающего культовые ленты и несущего «золотые яйца», один достаточно спорный фильм. Слабенько показавший себя в прокате, вызвавший бурю эмоций у актеров, вынужденных работать в чертовски сложных условиях, и неоднозначно воспринятый зрителем.
Наш сегодняшний герой.
Во-первых строках письма перед нами иллюстрация классического использования драматургии со всеми необходимыми перипетиями (прям по «Кино между…», Митта одобряет)). Героев постоянно подвергают все новым и новым испытаниям, созданными как матушкой-природой, так и тупыми соотечественниками. Едва выпутавшись из одной катастрофы, персонажи встают перед лицом другой. Промежуточные победы и спасения сменяются новыми, смертельно опасными вызовами. Напряжение поддерживается шикарное, едва успеваешь дух перевести, порой идет по пять минут сплошного адреналина. За исключением некоторых провисов темпа в первой трети и середине ленты (я смотрел режиссерку, возможно в театральной версии смонтировано удачнее), «монтаж аттракционов» получился у Джеймса знатный.
Обращайте внимание в дебюте на мелочи поведения героев, знаковые предметы и некоторые диалоги, которые сыграют позднее. Опять же по классике: идет развешивание ружей, которые выстрелят, некоторые достаточно скоро, некоторые ближе к завершению.
Не обделены вниманием постановщика персонажи, практически каждый из которых наделен запоминающейся мелочью или характерной чертой. Типа домашнего питомца, ковбойской шляпы или самоуверенности постаревшего крутого парня (имеющей, как позднее выяснится, все основания).
Недурно передана дружная обстановка команды: спаянного коллектива со своими правилами, особенностями и триггерами.
Хороши главные актерские работы.
Бад (полный сил и энергии зрелости Харрис («Правое дело», «Скала», «Прощай, детка, прощай», «Мир Дикого запада», «Гравитация», «Геошторм», «Топ Ган: Мэверик»). «Уравновешенный человек» — до определенной степени, понятное дело. Настоящий мужик, отличный лидер, управляющий своей командой как хорошо настроенным инструментом. Любящий быть главным (как практически любой настоящий мужик). Не сумевший смириться с выбрыками своей внезапной жены (две сильных личности устроили бодание за первенство), и откровенно жалеющий об этом. Заботящийся о своих. Способный на сильные поступки, альтруизм.
Линдси (Мастрантонио («Каратель»). «Величайшая стерва всех времен» в модельных туфлях. Талантливейший инженер изо все сил сражающийся за место в патриархальном мире. Настолько занырнувшая в эту борьбу, что не сумела прекратить сражение даже в семейных отношениях. Замкнувшаяся в кокон презрительного превосходства, жалеющая об упущенных шансах создать надежную спайку с крепким партнером. Лишь в самый критический момент выпустившая из-под спуда желание любви, надежду на счастливый исход.
Недурно себя показал командир спецназа в исполнении любимого Кэмероном Майкла Бина. Натуральный лейтеха – гонору вагон, уверенности минимум, желания выслужиться – выше крыши. Которая меж тем активно едет прямо в глубины впадины.
Имеются красивые кадры (фильм даже Оскар-90 за визуальные эффекты получил), особенно впечатлило падение в бездну, вызывающее ассоциации с падением Светоносного с Небес. Элементы фильмов-катастроф (вспомнился «Горизонт»).
Радует Abyss оптимистичным подходом, нечастым для фильмов с апокалипсическими нотками, подходом к неведомому, отличному от мрачняковых последователей типа Underwater.
Несет правильный, хотя несколько нарочито-назидательный посыл (антивоенные лозунги в лоб звучат грубовато), вроде как утративший актуальность после развала Союза, но вновь ставший во главу угла в последние годы.
«Живите мирно – мать вашу!» – призывает постановщик со товарищи. А то будет «а-та-та!», причем не от своих же ракет, которые конечно пугают, но как-то по-домашнему. А от тех, чьи силы мы просто не в состоянии постичь.
Да, разница между финалами театральной и режиссерской версией действительно колоссальная. То, что в прокатной выглядит как личная благодарность тому, кто сделал не особо нужное (и сами бы справились), но красиво выглядящее дело, в режиссерке превращается в суд на недолугими царями природы и натуральное спасение человечества одним его представителем. Даже если вам лень смотреть лишних полчаса по ходу фильма, качните режиссерку и проглядите последние десяток минут, после явления Баду света. Не пожалеете.
Эрго. Качественный аттракцион, снятый по всем правилам драматургии. Причем не безыдейно, а с четкой антивоенной направленностью.
Режиссер: Джеймс Кэмерон
В ролях: Эд Харрис, Мэри Элизабет Мастрантонио, Майкл Бин, Лео Бёрместер, Тодд Графф, Джон Бедфорд Ллойд, Кимберли Скотт, Капитан Кидд Брюер мл., Джордж Роберт Клек, Кристофер Мерфи, Адам Нельсон, Дик Уорлок, Джимми Рэй Уикс, Кен Дженкинс, Крис Эллиотт