Гравитация (Gravity), 2013 — рецензия (обзор)

kinopoisk.ruНенавижу космос или Красивая сага о женском героизме

Человек предполагает, а бог располагает. Очередное подтверждение этой нехитрой истины получила ученый-астронавт Райан Стоун (Баллок). Когда абсолютно рутинная работа в открытом космосе, в течение пары мгновений превратилась в отчаянную борьбу за выживание. Казалось, заранее обреченную.

Нет корабля. Нет связи. Есть только последние глотки кислорода. И спокойный голос лейтенанта Мэтта Ковальски (Клуни). Стоящий между ней и Вечностью.

Сам Джеймс Кэмерон уже  назвал «Гравитацию» лучшим фильмом о космосе в истории кино. 97 % критиков положительно оценили ленту. Ее сравнивали со знаменитым «Аватаром», с гордостью заявляя, что 60 % событий, происходящих на экране, создавались с помощью компьютерной графики. А уж как извращались постановщики, вставляя лица актеров в сотворенное на машине изображение, и решая нелегкие задачи с подбором освещения!

Идея «Gravity» появилась у Хонаса, сына Альфонсо Куарона, больше четырех лет назад. Папашу чертовски зацепила «история, способная раскрыть эмоции и переживания главного героя через его действия». Правда, до ее воплощения режиссер добрался лишь летом 2011. Претендентками на главную роль называли Анджелину Джоли, Натали Портман, Марион Котийяр, Скарлетт Йоханссон. А Ковальски вполне мог сыграть Роберт Дауни-младший.

Восхищения, повторюсь, фильм вызвал немеряно. Кинокритиков поддержали жюри разнообразных фестивалей (включая «Золотой глобус»), и 10 (!) номинаций на Оскар.

Что самое забавное, невзирая на простоту рассказанной истории, плюс местами вольное обращение с фактами, я вполне понимаю большинство восторгов. Во-первых строках письма, эмоционально лента сверстана весьма профессионально.

Во-вторых, визуально картинка действительно шикарна.

Головокружительные ракурсы крутящихся в пространстве астронавтов. Планета, висящая над башкой. Огромное Северное сияние (глубоко плевать, что в районе экватора). Потрясающие виды нашей матушки-Земли, возможные только из космоса. Живописно разлетающиеся обломки корабликов. По большому счету зрителю устроили недорогой (а кое-кому и вовсе бесплатный) полет на орбиту. Эх, этот бы праздник жизни да на большом экране!

В качестве небольшого бонуса нам также позволили пережить беззвучное кораблекрушение в вакууме (причем не один раз). Обратите внимание, сколько кадров снято от первого лица Райан, через стекло шлема, с ограниченным углом обзора, в мире, где кроме твоего дыхания, не слышно больше ничего (если не брать во внимание тревожную музыку). Почувствуйте себя астронавтом!

Фактически события обычного фильма-катастрофы Куарон возвел в абсолют. Он показывает ситуацию, где выжившие поставлены в условиях, исключающих внешнюю помощь. Как класс. Даже затерянных в океане могут найти. Даже потерявшиеся в джунглях могут получить подмогу.

Но не в этот раз. Не здесь. И не сейчас. Тут можно рассчитывать только на себя. Свои знания, собранность, хладнокровность, способность не опускать руки. И удачу.

Добавляет в блюдо остроты то, что в этих обстоятельствах оказывается женщина, еще на земле утратившая смысл жизни. Как сказала сама Баллок: «Моя героиня была мертва, когда летела в космос». Посему вполне логичным выглядело подсознательное желание Райан оформить статус «де юре», прекратив эти нелепые телодвижения.

И довольно интересен путь, выбранный постановщиками для возрождения в ней желания жить (помимо пачки адреналина, которую Стоун ловила ну чересчур долго). Воплощение инстинкта самосохранения – это «пять». Фактически одна часть героини доказывает другой, что «жизнь стоит того, чтобы жить». В общем, ее борьба это, конечно, не подвиг, но что-то героическое в этом есть.

Баллок с ролью справилась очень неплохо. При условии, что большинство времени ей приходится играть мимикой, глазами и дыханием, претензий к ней почти нет. Одинокая женщина, которую на земле никто не ждет и ничего не держит. Только работа. Но этого недостаточно. Она «пролистывает» дни, руководствуясь принципом «так нужно», «и наука наше все». Но внутри Райан полностью выгорела.

Персонаж создан качественно. Сопереживание вызывает. Развитие образа демонстрирует. Чего вам критикам румяным еще надобно?

Клуни здесь изображает эдакого конкретного мачо. Непробиваемого ветерана-звездолетчика, позабывшего, что такое страх и упрек (а может переплавившего их в бесконечные истории?). Скорее всего, такой типаж был выбран для оттенения мятущейся Райан.

Вот так плавно мы подошли к недостаткам и проколам ленты.

Пара мест вышли откровенно затянутыми (например, кувыркания в космосе и отдых на МКС). А на фоне в остальном очень удачной динамики, смотрятся они ну очень длинными.

Позабавили русские, по-видимому, проверяющие новое секретное оружие – одной ракетой, попавшей в свой спутник, смести с орбиты к чертовой матери, все космические аппараты мира. Сенокосилка с вертикальным взлетом, блин.

Кстати, вопрос к знатокам. Каков может быть радиус разлета обломков после такого,  и смогут ли они накрыть одновременно «Хаббл» и МКС, которые находятся на высоте, различающейся больше чем на 100 км?

Экономика должна быть экономной. Ракетных ранцев, больше чем один, на экспедицию не положено в принципе? А запасов топлива для него на Эксплорере тоже не водилось?

 

Ну и конечно, сцена «прощание славянки» на МКС. Наиболее провальный момент картины.

Я  абсолютно попущено отнесся ко всему, что вызывает язвительный поток критики: собранным волосам (красота требует жертв), шлемам без ультрафиолетовые фильтров (как актеры лицом играть то будут в зеркальных шлемах?). Баллок без подгузников (нет уж, никаких подгузников на такой попке!). Парашюте, непонятно к чему выпущенном в открытом космосе (авария, всяко бывает). Неправильном пламени (да пофиг мне, по большому счету, на пламя). Молниям на скафандрах (см. пункт с пламенем).

Но это был апофигей апофеоза. Данная сцена настолько выбилась из космического антуража картины, что заставила нажать «паузу», и недоуменно уйти на перекур.

Для развития действия, и характера Стоун, что-то такое напрашивалось. Но почему именно так, полностью отринув все законы движения тел в вакууме, которые ты же нам только что показал? Почему не запоздалый обломок? Не коварная петля парашюта? Не похищение инопланетян, наконец! Даже оно смотрелось бы гармоничнее. Альфонсо, ты не прав.

Эрго. Потрясающе красивая космическая катастрофа о женщине, выбравшей жизнь, подпорченная глобальным, невообразимым ляпом.

Режиссер: Альфонсо Куарон

В ролях: Сандра Баллок, Джордж Клуни, Эд Харрис, Орто Игнатиуссен, Пол Шарма, Эми Уоррен, Башер Саваж, Дженис Ахерн

P. S. За «Поехали» Сандре отдельное спасибо.

А все же жаль, что не до конца они раскрыли тему водки. Надо было Райан все же проверить под креслом. Хотя тогда жанром ленты стала бы уже мистика.

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.