Чудо на Гудзоне (Sully), 2016 — рецензия (обзор)

kinopoisk.ru

Профессионал, исполнивший свой долг, или интуиция пилота – счастье для пассажиров

Капитан самолета Airbus Чесли Б. «Салли» Салленбергер (Хэнкс) и его второй пилот Джеффри Б. Скайлз (Экхарт) не ждали дурного от своего очередного рейса. Обычный полет Нью-Йорк-Сиэтл, нормальная погода, полторы сотни пассажиров.

Но уже через несколько минут после взлета ситуация резко перестала быть томной. Столкновение со стаей птиц, отказ обоих двигателей, и считанные минуты на принятие решения. Попытаться дотянуть до аэродрома, или сажать борт прямиком на воду Гудзона. 

Однако, как оказалось, спасти пассажиров еще не самое тяжелое, что предстояло Салли. Гораздо сложнее доказать чиновникам из Национального совета по безопасности на транспорте, что ты принял единственно верное решение.

 

Раньше картины о доблестных пилотах гражданской авиации, попавших в нештатные ситуации, строились по немудреному, но безотказному лекалу. Небольшое введение для шапошного знакомства с героями, а остальная часть фильма посвящена катастрофе и борьбе команды за спасение себя, самолета и пассажиров.

Однако в 21 веке ситуация начала меняться. Ярким признаком этих перемен был «Экипаж» 2012 года (обзор тут http://perekat.kiev.ua/экипаж-flight-2012-washington/ ) с Дензелом Вашингтоном. Самой катастрофе уделялось минимум внимания – минут 20 от силы, все остальное время было посвящено последующей ситуации на земле. Расследованию действий капитана, его семейным и человеческим проблемам, реакции общества и чиновников из всяких комитетов.

Sully (оригинальным названием фильма является имя капитана самолета) построен точно по такой же схеме. 20-30 минут посвящено самой аварии (причем ключевая сцена повторяется дважды) и спасательной операции, остальное время – попыткам Салленбергера доказать, что он не верблюд.

Причем снята лента Клинтом Иствудом, автором ряда весьма сильных работ, таких как «Малышка на миллион» и дилогии про Иводзиму. Есть, правда у старины Клинта один небольшой пунктик. Уж очень он полюбляет фильмы-биографии. Причем интересуют Иствуда судьбы очень разных людей. Например ему равно любопытна жизнь основателя ФБР, «Дж. Эдгар» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/дж-эдгар-рецензия-обзор/ ), и «Шайтана Рамади» — лучшего снайпера в истории США, «Снайпер» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/снайпер-american-sniper-kuper/ ).

В одном ряду с этими неординарными личностями отныне возвышается и фигура капитана Салленбергера.

Почему именно его? Скорее всего, Иствуда заинтересовало противостояние формализма со стороны чиновников НСБТ, и человеческого фактора со стороны опытного профессионала-пилота. Пилота, положившегося на интуицию, мгновенное озарение, шестое чувство летчика, благодаря которым были спасены полторы сотни жизней. Инструкции – это хорошо, будто говорит Клинт, но окончательный выбор все равно за человеком у штурвала. За первым после бога в железном ящике с крыльями, висящем в сотнях метров над землей. А может постановщику понравилась история опытного профи, спокойно и абсолютно негероично исполнившего свой долг.

Возразить нечего, идея вполне достойная, а вот к воплощению есть вопросы.

Вроде и поставлено все правильно: сцены воспоминаний о катастрофе перебиваются современными разборками с чиновниками и реакцией общественности, парой мазков очерчиваются судьбы некоторых из пассажиров и жены Салли. Панорамные виды Нью-Йорка и множество репортерских включений с места событий добавляет ленте столь необходимой ей энергии. Но все равно чего-то изрядно не хватает.

Напряжение по поводу самой аварии небольшое, мы почти сразу узнаем, что все закончилось относительно неплохо. А напряжение на ринге борьбы с чиновниками… Это скорее по ведомству столь любимых американцами судебных драм, поджанра, который мало кто понимает и ценит за пределами США. Кстати и сборы картины это подтверждают: 125 лимонов на родине демократии и всего 103 по остальному миру (при бюджете в 60).

Да и Том Хэнкс, отличный лицедей, порой (особенно в молодости) в одиночку способный вытянуть картину, тут не очень впечатлил. Кстати, в последнее время на его удачные образы, типа Донована из «Шпионского моста» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/шпионский-мост-bridge-of-spies-2015/ ), или целой плеяды типажей из шикарного «Облачного атласа» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/облачный-атлас-cloud-atlas-2012-рецензия-обзор/ ), обязательно приходится стандартно-незапоминающийся, как в том же «Капитане Филлипсе» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/капитан-филлипс-captain-phillips-2013-рецензия-обзо/ ).

Его капитан Салленбергер вполне жизненно сыгран, подвержен сомнениям в свободное время, и способен собраться в критическую минуту. Любящ и любим, хороший друг и настоящий профессионал, отлично выполнивший свой долг и не считающий себя героем. Но как-то все скучновато, что ли, шаблонно, слабоэмоционально, без огонька. Устал Хэнкс, или не зацепил его образ на 100 процентов, кто знает.

Аарон Экхарт все никак не найдет свою актерскую нишу, метаясь между странноватой фентези (http://perekat.kiev.ua/я-франкенштейн-i-frankenstein-2014-рецензия-обзор/ ) и президентскими галерами в вялых боевиках (http://perekat.kiev.ua/падение-олимпа-olympus-has-fallen-2013-рецензия-обзор/ ). Sully прорывом тоже не станет. Скайлз всячески поддерживает Салли, сам откровенно держась в тени, и стараясь не заслонять героического капитана. Чему только помогает полнейшее отсутствие шлейфа роли (что у него, что у Салленбергера). В общем, Скайлз работает настолько «вторым» пилотом, что больше всего после ленты запоминаются его пышные усы.

При всем этом картину вполне можно посмотреть, если больше нечего (особенно если учесть жутко скромный для сегодняшнего дня хронометраж в полтора часа).

Детали Чуда на Гудзоне переданы весьма точно (сценарист досконально изучил книгу, написанную Салли после аварии). Хэнкс в любом состоянии ниже определенного уровня не опускается, Иствуд довольно умело дирижирует съемочным ансамблем (хотя от него я ожидал большего), а Экхарта с усами лично я еще не видал. Но рассчитывать на бомбу, взорвущую вам мозг и заставившую час тридцать напряженно сжимать рукоятки кресла точно не стоит.

Эрго. Авиационно-катастрофический байопик в антураже «судебной драмы», уделяющий гораздо больше внимания переживаниям капитана и возне вокруг страховки, чем собственно аварии.

Режиссер: Клинт Иствуд

В ролях: Том Хэнкс, Аарон Экхарт, Валери Махаффей, Делфи Хэррингтон, Майк О`Мэлли, Джейми Шеридан, Анна Ганн, Холт МакКэллани, Ахмед Хуссэйн, Лора Линни

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.