Фарго (Fargo), сериал, 4-й сезон, 2020

Black Lives Matter. А итальянцев?, или Кровавая буффонада

1950 год. Канзас-Сити.

Сперва криминальными воротилами этого города были евреи. Затем ирландцы. Теперь итальянцы. Но время идет, и образовывается новая группировка, желающая свой кусок пирога. Негритянская.

Лидер «цветных» Лой озабочен расширением своего бизнеса, потихоньку поддавливая макаронников и стремясь «делать дела» не только среди черных.

Старый дон не желает войны, отдав противникам на воспитание своего ребенка, взяв взамен юного негритенка. Однако его сын – импульсивный, порывистый Джосто имеет на этот счет свое мнение.

Дело усугубляется приездом в Штаты младшего, слегка безумного сына, привыкшего решать проблемы с помощью оружия. Парочкой прекрасных дам, сбежавших из тюрьмы и задумавших ограбить местных денежных парней. А также громким убийством, за расследование которого берется нервный, не слишком психически уравновешенный детектив.

А значит, в Канзас-Сити скоро станет совсем жарко.

 

Сериал Fargo, ставший духовным наследников ленты братьев Коэнов 1996-года http://perekat.kiev.ua/fargo-coen-фарго-коэн-1996-рецензия-обзор/  , продолжает свой путь по телеэкранам. После первого http://perekat.kiev.ua/фарго-fargo-сериал-2014/ , второго http://perekat.kiev.ua/фарго-fargo-сериал-2-й-сезон-2015/  и третьего http://perekat.kiev.ua/фарго-fargo-сериал-3-й-сезон-2017/  сезонов, каждый из которых рассказывал свою отдельную историю, настала, что характерно, очередь четвертого.

По видимому, неизбежно, что проект, снятый в 2020 году, известном не только коронавирусом, но и пресловутым Black Lives Matter, будет говорить со зрителем об угнетенных гражданах Америки. Затронув не только негров, но и итальянских мигрантов. Это не то, чтобы расстраивает (у сезона другие слабые места, о которых я расскажу), но смотрится забавно. Одно дело, когда о своей тяжкой судьбе, и пренебрежении общества плачутся рабочие, слуги или грузчики. Другое – когда ворочающие сотнями тысяч баксов и мочащие людей гангстеры. Это несколько снижает воспитательный накал их антирасистских речей.

Впрочем, как я уже сказал недостатки четвертого сезона не столько в его BLM направленности. Постановщики перегнули палку в другом. Нарочитости и фарсовости происходящего. «Фарго» всегда играл на поле черноюморной комедии, демонстрируя оскалы судьбы и людскую глупость, но в сезоне 2020-го его создатели несколько утратили меру, забравшись на территорию буффонады.

Слишком забавные итальянцы. Да, итальянская мафия отнюдь не является сборищем невозмутимых двухметровых атлетов (доказано «Кланом Сопрано»), но не настолько же! Мало того, что они поразительно косоруки, не в состоянии избавить мир от типа, оскорбившего семью, доведшего до цугундера их босса.

Джосто нарисован откровенно комедийным недорослем, остальные сливаются в однородно-невнятную массу. За исключением разве что Рабби («мы делаем выбор и живем с последствиями»), отвечающего за трагедийную сторону мафии. В некоторой степени стиляги-Константа. Да младшего братца Гаэтано, этот хорош — мощный кабанчик с безумными навыкате глазами и «зубами дуче», рассуждающий об идейном наполнении итальянской мафии (бизнес, семья, страна). Опасный и бескрышный. Но он один-одинешенек отдувается за всю банду! Прочие — цирк на выезде.

Слишком философско-передовые негры, особенно босс и Доктор. Через одного очкастые, наверняка от ночного сидения за умными книгами, и достаточно интеллигентные. Не только экономические гении, придумавшие кредитные карты. Но и глубокие мыслители, в перерывах между зашибанием бабла рассуждающие о вечных проблемах человечества.

Буффонадная парочка сбежавших из тюрьмы дам. Страшная как смертный грех негритянка, и ее вечно голодная любовница индианка, активно работающая над пополнением словарного запаса. «Блевательное ограбление» стало прям апогеем апофеоза фарсовости сезона. Бонни и Клайд, блин, 21-го века.

Нет ни одной звезды большого кино не то что первого (Фримен, МакГрегор), но и второго (Торнтон, Уилсон) эшелона, как нас приучили предыдущие сезоны. Редкие появления Олифанта («Мистер и миссис Смит», «Однажды в… Голливуде», «Мандалорец»), пускай в довольно любопытном образе, погоды не делают.

Дело почти постоянно происходит в городе, нет привычных по предыдущим сезонам просторов провинции (разве что в одной серии), добавляющих действию немало атмосферы.

Однако, при всем массиве недостатков, имеются в этом сезоне и приятные моменты.

Забавный способ знакомства с криминальной историей Канзас-Сити через визуализацию доклада по истории в исполнении Эдельвиды.

Операторские игры с кадром, частенько использующие калейдоскопический, разделенный на несколько секций кадр, как в горизонтальном, так и вертикальном вариантах. Когда в одном кадре демонстрируют одно и то же событие, снятое с разной крупностью плана. Или разные локации, полнее раскрывающие суть событий. Пару раз происходящее показывают с разных точек зрения. А вот этого приема можно было и поболе. Разнообразят картину вставками из личных дел криминальных воротил. Задействуют много этнической музыки, подчас чересчур навязчивой.

Хороши философские беседы. Социально важных тем герои обсудят не один десяток. Они поговорят о преступности, ее типах и общественных играх. Криминальной сути американской нации, ее любви к бандитам, американских ценностях. Жадности, религии, эмигрантах и ассимиляции. Пренебрежительном отношении тех, кто прибыл в Штаты раньше, к тем, кто идет по их стопам. Равноправии, жестокости, мировоззрении.

Имеется даже мистическая линия, концентрирующаяся вокруг похоронного дома и проклятия семьи Эдельвиды.

Не оставят зрителя без классических «фарговских» случайностей, и оскалов судьбы, определяющих судьбы сотен людей. И нескольких действительно хороших иронических моментов. «Человек человеку волк. Нет, мы не в лесу живем у людей все сложнее», «Заносчиво думать, что ты все контролируешь, в напоминание господь созвал торнадо» (о! а вот и оно!). Особенно порадовал сарказм в отношении банков («их создали не для того, чтобы снимать огромные проценты и наживаться на людях в тяжелые времена», или «работяги, семьянины не будут тратить деньги, которых у них нет» (это о кредитках).

Подарят нам пару-тройку неплохих типажей. Причем это аж никак не главные герои.

Вспомним еще раз уже упомянутого Маршала США и мормона Дика, по прозвищу Глухарь («слышу только то, что хочу»), в исполнении Тимоти Олифанта, отлично дополняющего раскрытую в свое время Клайвом Оуэном тему морковки. Иронично-религиозного и крутого, как яйца, водруженные на вершину гор.

«Детектива с дефектами», экс-сапера Одиса с его маленькими индейцами и простукиванием двери перед открыванием.

И конечно, медсестру Ариетту Мейфлауэр (знаковая для США фамилия) – духовную наследницу Медичи. Эксцентричную, «двинутую» религиозную даму с семенящей походкой. Комичный персонаж, инфернально раскрывающийся в процессе событий.

Несмотря на все комедийные моменты, перед нами все же криминальная история. Напряжение повышается, двум хищникам в небольшой клетке Канзас-Сити становится все теснее. Как нетрудно догадаться, без крови не обойдется. До финала доживут далеко не все герои. Мягко говоря, не все.

Эрго. Четвертый сезон порой слишком сильно скатывается в буффонаду и BLM-направленность, сохраняя меж тем многие приятные моменты, ставшие козырями мира Фарго.

Режиссер: Ноа Хоули, Дирбла Уолш

В ролях: Крис Рок, Джесси Бакли, Джейсон Шварцман, Бен Уишоу, Джек Хьюстон, Сальваторе Эспозито, Эмири Крачфилд, Эндрю Бёрд, Джереми Харрис, Гаэтано Бруно, Тимоти Олифант

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.