Стекло (Glass), 2019

Разбитое завершение, или Трое, дарящие веру

Прошло несколько недель после того, как Кейси Кук (Тейлор-Джой) избежала смерти от рук Кевина Крамба (МакЭвой), а точнее его Зверя. Кейси выжила, но Зверь останавливаться не собирается, похищая новые жертвы. За поиск и спасение девушек принимается Дэвид Данн (Уиллис), давным-давно после крушения поезда ставший Неуязвимым.

Однако выходит так, что вскоре Дэвид и Кевин вместе оказываются в психлечебнице, где за них принимается доктор Элли Стейпл (Полсон). Стремящаяся доказать им, а заодно и Элайдже Прайсу (Джексон), пациенту той же клиники, что они вовсе не супергерои. А обычные психически нездоровые люди.

Но что если все не так просто, и у происходящего имеется еще некий потаенный смысл?

 

Не прошло и 19 лет, как трилогия, начатая в далеком 2000 году М. Найтом Шьямаланом («После нашей эры» (http://perekat.kiev.ua/после-нашей-эры-after-earth-2013-рецензия-обзор/ ) фильмом «Неуязвимый» и продолженная в 2016 «Сплитом» (http://perekat.kiev.ua/сплит-расстройство-личности-split-2016/ ), получила свое завершение.

Завершение, оказавшееся далеко не идеальным. Но не без интересных моментов.

В первую очередь хочется отметить атмосферу комиксовой Америки. Причем даже не в контексте летающих супергероев в плащах, или свихнувшихся злодеев. А в том смысле, что герои картины ценят и любят комиксы. Считают их «многовековым собранием свидетельств того, на что способны люди». Важнейшим пластом культуры страны (куда там литературе!), меняющим судьбы людей. Проводником и указующим перстом в нелегком жизненном море. Что герои, что злодеи советуются с комиксами, берут их на вооружение, подсматривают там решения и дальнейшие ходы. В общем, без комиксов «жить нельзя на свете, нет»! Похоже, Шьямалан и его команда весьма уважительно относятся к этому явлению и решили сотворить настоящий оммаж комиксу как культурному феномену. А как вам концепт: «Особый вид мании величия – люди, которые верят что они супергерои», и «Супергероев надо лечить»?

Ну и без привычных для комиксоидного кино тем, таких как вопросы самосуда и самозваных мстителей, лишающих преступников справедливого судебного заседания. Или веры в себя, как непременного условия обретения сил, и развития человека, Glass не обойдется. Также режиссер уделяет время не только противостоянию одиночек друг другу (враг врагу), но и их конфликту с Системой. Понятное дело, Системой искренне и идейно заблуждающейся. 

Второй интересный момент – съемка и построение кадров, использованное в картине. Масса крупных и сверхкрупных планов, дающих возможность рассмотреть во всех деталях движение каждой мышцы на лице персонажа, малейшее изменение его эмоций. Интересные ракурсы: снизу, сбоку, из-под потолка, перевернутые, с разной высоты, плюс нестандартные углы съемки. Любопытное конструирование кадра. Как операторское кино — «Стекло» на высоте.

Третий – некоторые актерские работы. В частности — Джеймса МакЭвоя («Люди Икс», «Погружение», «Взрывная блондинка»). Его Орда произвела неизгладимое впечатление в «Сплите», и в новом фильме МакЭвой планку не уронил. Джеймс меняет личности как перчатки, одним движением плеч, мгновенно переходит из образа в образ, приобретая полностью другую пластику, поведение, мимику, выражение глаз. На его лице можно прочесть малейшие оттенки переживаний, оно как открытая книга показывает нам все глубины эмоций той части Орды, которая сейчас вышла на свет. Блеск! Единственная проблема: МакЭвоя тут меньше, чем в «Сплите», и ты не успеваешь полностью насладиться его очередным перевоплощением. Порой очень хочется, чтобы очередные тягучие разговоры в кадре поскорее закончились, и нам вернули МакЭвоя, которому явно в кайф находить и вынимать на свет новые оттенки своей (и персонажа) личности.

Сэмюэл Л. Джексон («Время убивать», «Глубокое синее море», «Мстители», «Джанго освобожденный», «Мстители: Эра Альтрона», «Тарзан. Легенда», «Дом странных детей Мисс Перегрин», «Телохранитель киллера», «Конг: Остров черепа», «Мстители: Война бесконечности») до таких высот, как МакЭвой не добирается, но каши в целом не портит. Безумные стариканы ему всегда удавались хорошо, и Элайджа Прайс не исключение. Проницательный, хитрый, беспринципный и аморальный. При этом ведомый маниакальной идеей. Убойный коктейль. Правда, насчет гениальности я бы поспорил, слишком уж странновато для гения он себя ведет. Да и на финальный план слишком много поставил. В наш фейковый век отвлечь внимание пользователей от какой-либо информации раз плюнуть (тем более, что ничего по-настоящему потрясающего в этой информации нет). Десяток вбросов, пара десятков новых тем и сотни ми-ми-шных котиков. Видео? Какое видео? Посмотрите лучше на эту пусечку-ангорочку!

Постаревший Брюс Уиллис («Петля времени») с годами утратил свою иронию, да и харизмы стал излучать гораздо меньше. Грустный он какой-то, уставший до одури – и уже не в первом фильме.

Сара Полсон («12 лет рабства», «Секретное досье», «Восемь подруг Оушена») и ее доктор как-то не особо впечатлила. Ну, доктор, ну, заботливо-убедительная, ну, с двойным дном. Неинтересно.

Теперь, Маша, о грустном. Противостояния Зверя и Надзирателя мало. Львиная доля картины происходит в стенах психушки, в сопровождении непрекращающихся псевдофилософских разговоров для домохозяек. С банальным трепом, преподносимым как откровение, Шьямалан откровенно перебрал. Большую часть времени действие (включая внутреннее) и динамика в фильме отсутствует как класс, а выезжает лента в основном за счет гения МакЭвоя. Пока он в кадре, можно постараться не обращать внимания на окутавшую картину болтологию, и наслаждаться многообразием его Орды. Однако все равно постепенно становится скучновато.

Манодж Нелльятту, ты ж все-таки комикс снимаешь, а не серьезную фантастику о смысле жизни (даже если тебе кажется иначе). Ну нельзя же так!

Плюс даже когда наступает время недолгого экшена, выглядит он откровенно бюджетно. Такое впечатление, что большую часть из $20 млн выделенных на фильм, вытребовали себе звездные актеры. На эффекты остались слезы.

Да и непременный Шьямалановский финальный твист смотрится несколько вымучено.  А вот это очень нехороший признак.

Эрго. Скучноватое завершение трилогии «Истрейл 177» (взорванный поезд из «Неуязвимого»), сведшее воедино героев предыдущих двух фильмов, но почти не использовавшее открывающиеся из этого возможности. МакЭвой — великолепен, оператор – молодец, Шьямалан утопил «Стекло» в море банальной болтовни. Предварительно расколотив завершение трилогии вдребезги.

Режиссер: М. Найт Шьямалан

В ролях: Джеймс МакЭвой, Брюс Уиллис, Сэмюэл Л. Джексон, Сара Джексон, Аня Тейлор-Джой, Спенсер Трит Кларк, Чарлэйн Вудард, Люк Кирби, Адам Дэвид Томпсон, М. Найт Шьямалан, Шеннон Дестини Райан, Диана Сильверс, Нина Уиснер, Серж Диденко, Джейн Парк Смит, Кайли Зион, Расселл Познер, Кимберли С. Фербенкс

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.