Сплит/Расстройство личности (Split), 2016

kinopoisk.ru

Шизофрения 24-го уровня, или Зверь — как вершина эволюции человека

Аж никак не думали три девушки  Кейси (Тейлор-Джой), Клэр (Ричардсон) и Марша (Сула) чем закончится возвращение по домам после дня рождения Клэр.

Похищением.

И теперь они в руках психически больного Кевина (МакЭвой), страдающего расщеплением личности. В его теле таковых ни много ни мало – 23 штуки. Далеко не все они асоциальны, только проблема в том, что последнее время «у руля» те, кто ожидает прихода некоего Зверя, вроде как являющегося вершиной людской эволюции.

А значит у девушек, предназначенных на обед этому самому Зверю, остается все меньше времени, для того чтобы попытаться избежать этой незавидной участи.

 

М. Найт Шьямалан, прославившийся шикарным «Шестым чувством», в последнее время изрядно подкосил свою карьеру странными проектами типа «После нашей эры» (http://perekat.kiev.ua/после-нашей-эры-after-earth-2013-рецензия-обзор/ ).

Однако после Split, оказывается с порохом в пороховницах у индийца все в порядке, просто ему не нужно давать слишком большие бюджеты.

А вот хорошего актера и оператора очень даже нужно. Ведь в результате мы получили отличный триллер с элементами фантастики.

Триллер, ставший настоящим бенефисом Джеймса МакЭвоя. Актер, которого я встречал в основном в молодых «Людях Икс» (http://perekat.kiev.ua/люди-икс-апокалипсис-x-men-apocalypse-2016-рецензия/ ) оказывается не зря считается одним из самых интересных лицедеев своего поколения.

Его персонаж страдает диссоциативным расстройством – в голове у парня живут несколько абсолютно отдельных субличностей, причем при перемене одной на другую не редки изменения физических характеристик тела.

И бог с ним, что одна из личностей, живущих внутри Кевина – гей, а другая конкретный такой суровый мужик. Это для профессионального актера особой проблемы не составит. А вот то, что герой периодически становится женщиной, причем изысканно-стервозно-воспитанной особой. Или девятилетним мальчишкой с задержками развития – это уже посложнее. А если учесть, что порой переходы между личностями случаются, прям таки на глазах у зрителя – и в них безоговорочно веришь – это уже высший класс. У Джеймса меняется мимика, взгляд, повадки, движения, реакции, речь, манеры. Зритель действительно видит абсолютно разных людей, только почему то с одними чертами лица. Бравушки, мистер МакЭвой!

Идея фильма появилась у Шьямалана еще 15 лет назад.

Остальные лицедеи работают для Джемса не более чем фоном, подчеркивающим его великолепную актерскую работу.

Старушка-психиатр упорно игнорирует грозные предзнаменования, а уж казалось кому-кому, а человеку годами работающему с психами стоило начать думать пораньше.

Девушки упорно трудятся «трепетными ланями», и если Клэр и Марша из этого состояния так и не выберутся, то Кейси все же покажет зубки.

И вот так потихоньку мы с вами добрались до моральной подоплеки картины. С одной стороны весьма спорной, с другой – вполне логичной. Постановщики ведут речь о насилии, наказании, боли и их влиянии на людей. Испытавшие боль, по мнению главного героя, очищаются и становятся ближе к новой ступени эволюции. Звучит странновато, ведь боль, утрата, насилие чаще всего попросту ломают душу человека. Хотя, если он сможет пережить эти удары, есть шанс, что такой гомо сапиенс окрепнет и сможет встретить последующие оплеухи судьбы с большей стойкостью и упорством. Правда, доброты, мудрости и голубиной кроткости это ему вряд ли прибавит.

В общем, то, что такие люди аж никак не останутся прежними, а их психика переживет ужасный удар – сомнений нет никаких. Это мы и без Кевина с Кейси знали. А вот о следующей ступени  эволюции… Что-то мне в это слабо верится.

Не стоит также забывать, что режиссер снимал не просто триллер, а триллер с элементами фантастики, в финале подводя его к своему же «Неуязвимому». Кстати, в 2019 обещана лента, под рабочим названием «Гласс», объединяющая героев «Сплита» и «Неуязвимого».

Split в прямом переводе с английского означает: «трещина», «раскол», «расщепление».

Намеки на сверхспособности, плохо нарисованное ползанье по стенам, использование качеств диких животных. Все эти сверхъестественные моменты, будем честными, смотрятся абсолютно лишними. Ну, к чему это детский сад, трусы на лямках, когда полтора часа на экране царила суровая действительность и феерил великолепный МакЭвой? Да, к чести режиссера вся комиксовщина проявилась буквально на пяток минут эдакой подвязкой к будущему продолжению. Но даже за это время успела привести в недоумение. Нам рассказывают о вполне реальном недуге, демонстрируют всамделишних маньяков, а тут трах-бах! Люди-икс, блин полезли.

Но прежде чем наступает диссонанс последних десяти минут ленты, все остальное время картины Шьямалан держит зрителя за горло крепкой рукой напряжения. Похищение девчонок. Постепенное проявление субличностей Кевина. Попытки разобраться, кто есть кто, и кто чего хочет. Общение их с жертвами. Попытки сбежать. Расследование доктора. Нагнетание обстановки перед финалом. Все это усугубляется хорошей операторской работой и саундом. Коктейль саспенса получается весьма бодрящим.

Жаль, постановщик избрал именно такой финал. Сократи он сверхъестественное до пары намеков, неясных теней и обещания раскрыть тему в продолжении, было бы еще вкуснее. Ведь отличный фильм, созданный Шьямаланом, абсолютно не нуждается в костылях сверхспособностей.

Эрго. Хороший триллер с шикарными ролями МакЭвоя и великолепно поддерживаемым напряжением. Эх, чуток бы поменьше комиксоидности в конце, была бы и вовсе бомба. Но и так – безоговорочная пятерка с небольшим минусом.

Режиссер: М. Найт Шьямалан

В ролях: Джеймс МакЭвой, Аня Тейлор-Джой, Бетти Бакли, Хейли Лу Ричардсон, Джессика Сула, Иззи Коффи, Брэд Уильям Хенке, Себастьян Арселус, Нил Хафф, Уки Вашингтон, Энн Вуд, Роберт Майкл Келли, Накия Диллард, Дэнн Финк, Кэш Гойнс, Розмари Ховард, Лайн Рени

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.