Четвертая власть в действии или PRESSование Никсона
1971 год. Кэтрин Грэм (Стрип) – владелица газеты «Вашингтон пост», была искренне влюблена в свое детище. И столь же искренне заботилась о его благополучии. Выставление акций газеты для продажи на фондовой бирже. Попытка стать чем-то большим, чем скромное региональное издание.
Главный редактор «ВП» Бен Брэдли (Хэнкс) также всеми силами стремился поднять статус родной газеты. Посему когда в его руки попадают документы Пентагона, описывающие решения правительства в ходе Вьетнамской войны, показывающие, что Белый дом уже давно понял невозможность победы в этом конфликте, Бен готов пойти на все ради публикации. Кэтрин сомневается. Ведь власти США аж никак не в восторге от таких статей. Причем настолько не в восторге, что руководство «ВП» в случае публикации может потерять все и надолго загреметь за решетку.
Стивен Спилберг («Супер 8» (http://perekat.kiev.ua/супер-8-рецензия-обзор/ ), «Боевой конь» (http://perekat.kiev.ua/боевой-конь-рецензия-обзор/ ), «Шпионский мост» (http://perekat.kiev.ua/шпионский-мост-bridge-of-spies-2015/ ), «Большой и добрый великан» (http://perekat.kiev.ua/большой-и-добрый-великан-the-bfg-2016/ ) любит снимать сказки и фантастические истории. Однако не забывает мэтр и об американских корнях (см. тот же «Линкольн» (http://perekat.kiev.ua/линкольн-lincoln-2012-рецензия-обзор/ ). Благо история США богата на борьбу за демократию и попытки эту самую демократию прижать к ногтю. Особо отличился в этом ключе один из самых неоднозначных американских президентов – Ричард Никсон. Совсем недавно на экранах появился свеженький фильм об Уотергейте (http://perekat.kiev.ua/уотергейт-крушение-белого-дома-mark-felt-the-man-ни/ ), и вот теперь Спилберг решил подробнее рассмотреть историю, предшествовавшую Уотергейскому скандалу и серьезно покачнувшую власть Никсона.
Фильм своеобразный и рассчитанный в первую очередь на жителей цитадели демократии. Это столь любимая на тех просторах разговорная драма «по реальным событиям». Активного действия/экшена тут нет как класс, зато хватает антуража 70-х, напряжения и хорошей работы актеров.
Особенно хороша Мэрил Стрип (обзор творчества тут http://perekat.kiev.ua/любимица-мельпомены-рекордсменка-ом/ ) («Маньчжурский кандидат», «Железная леди», «Посвященный»). Ее Кэтрин откровенно удалась. Обычная дочь богатого папы, отнюдь не семи пядей во лбу, стремившаяся к тихой семейной жизни, волею судьбы получившая власть над крупной компанией. Понятное дело, что она вкладывает все усилия, чтобы держать семейный бизнес на плаву. Но дается ей это нелегко. Мягкий, спокойный, неуверенный характер, подверженный внутренним конфликтам. И, конечно же – общее пренебрежительное отношение к женщинам в 70-е. И вот на ее плечи ложится выбор, от которого могут зависеть судьбы сотен людей. Мало того что она сама может отправиться на нары и многое потерять. Если закроют газету – лишатся работы сотни сотрудников. С другой стороны – она девочка-мажор, с младых ногтей вращающаяся во властных кругах, и знающая что власть предержащие отнюдь не небожители, а такие же люди с такими же слабостями и подлостями, что и остальные. Женщина, имеющая довольно твердые моральные принципы. И ей абсолютно не по нутру спускать Белому дому игры, в которых гибнут сотни молодых парней.
На этом фоне второй главный протагонист — Том Хэнкс («Облачный атлас», «Капитан Филлипс», «Шпионский мост», «Чудо на Гудзоне», «Сфера») смотрится бледнее. Его Бен — «алдовый» репортер, дотянувшийся до поста главреда. Чуть нагловатый, уверенный, не мыслящий себя без любимой работы. Готовый практически на все ради публикации «убойного» материала. Создано образ крепко и профессионально, но чего-то откровенно не хватает. Может искренности, которой буквально брызжет героиня Стрип. Может эмоциональности. В общем, твердая «четверка», но не больше.
Из остальных образов можно выделить Боба Оденкерки («Во все тяжкие», «Фарго») его Бена Багдикяна. Еще один матерый публицист, лезущий в бутылку ради правды. Причем не безоглядно, сломя голову, а после тщательных раздумий.
Остальные журналисты воспринимаются не отдельными личностями, а слаженной командой, способной перевернуть горы ради правого дела.
Антагонистов как таковых в картине нет. Говорящая тень Никсона в окне президентского дворца. Голос помощника прокурора по телефону. Разве что министр обороны Роберт Макнамара (Гринвуд («Супер-8», «Экипаж», «Стартрек: Возмездие», «Золото») присутствует вживую. Да и тот скорее не злодей, а заложник собственной должности. Главным антагонистом в фильме выступает система. Государство, способное ради престижа отправлять на убой в ненужной войне сотни собственных граждан. Американский уицраор, пожирающий собственных детей. Политики, ради сохранения власти готовые на все.
Начинается The Post чертовски плавно и сумбурно, первые полчаса нами потратятся на то, что бы хоть как то разобраться с тем, кто кому кем приходится, и кто против кого тут дружит.
Зато вторая половина картины, когда зритель уже прояснит для себя все нюансы истории, подарит вполне ощутимое и мощное напряжение. Когда градус сопереживания зашкаливает, атмосфера буквально звенит от ожидания развязки, и за героев становится по-настоящему волнительно.
Идея картины проста как пять копеек. Нельзя затыкать рот журналистам. Нельзя позволять людям, стоящим у власти, творить все, что их левая нога захочет. Негоже молодым парням гибнуть за престиж страны. Всем нужно просто выполнять свою работу. Политикам искать максимально удачные выходы из сложных ситуаций. А прессе следить за тем, чтобы «избранники» не зарывались. И будет всем благо.
Просто? До одури. Вот только так и не получается сделать это по–настоящему работающей системой. Работающей без подвигов, тяжелых выборов и жертв. А пора бы. Как никак 21 век на дворе.
Эрго. Разговорное и неспешное размышление мэтра о борьбе с зарвавшейся системой и власть имущими. О людях, готовых жертвовать многим ради правды и справедливости. И о том, когда же это, наконец, им этого делать не придется.
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Мэрил Стрип, Том Хэнкс, Сара Полсон, Боб Оденкёрк, Трэйси Леттс, Брэдли Уитфорд, Брюс Гринвуд, Мэттью Рис, Элисон Бри, Кэрри Кун