Первому игроку приготовиться, Клайн Э.

Эрнест Клайн «Первому игроку приготовиться». —  М.: АСТ, 2013 г.

«Виртуалка» портив реальности: неравный бой?или Настольная книга геймера

2045 год. Дела на старушке Земле не очень. Жесточайший энергетический кризис. Повальная безработица. Климатические катастрофы. Войны и катаклизмы. Голод, болезни и нищета. Все как сегодня, тока круче.

Есть у наших недалеких потомков одна единственная отрада. OASIS. Виртуальная реальность, состоящая из сотен и сотен полноценных миров. Средиземье. Азерот. Перн. Мир Реки. Планеты из Звездных войн и Звездного пути. Реальность, где возможно все. Там учатся в школах, колледжах и университетах. Летают на звездолетах и ездят на кабриолетах. Сражаются с монстрами, бросают файерболлы, играют в квиддич.

К сожалению, в настоящую реальность все же приходится иногда возвращаться. А там, как вы уже поняли, не сахар.

Посему когда создатель OASIS Холлидэй перед смертью оставил все свое состояние и преуспевающую компанию тому, кто отыщет в его виртуальном мире некое «пасхальное яйцо», за дело взялись миллионы. Шли годы и большинство из них «спиймало жирного облизня». Но был один парень, которому повезло. Ну как повезло, в первую очередь  сработало его знание «гиковской» культуры 80-х. Того периода по которому фанател покойный Холлидэй.

Однако, как оказалось, отыскать первый ключ, ведущий к кладу это еще не все. Ведь за ним охотятся не только одиночки и кланы таких же гиков как наш герой. Но и вполне серьезные структуры и организации, которые остановятся ни перед чем, чтобы прикарманить приз себе.  

 

Я не фанат литРПГ, да и к культуре 80-х отношусь спокойно. Даже после отличного сериала «Очень странные дела» (http://perekat.kiev.ua/очень-странные-дела-загадочные-stranger/ ) и свеженького «Оно» (http://perekat.kiev.ua/оно-it-2017-кинг-king/ ), играющих на этом поле, браться за роман Клайна не собирался. Однако потом подоспела информация о грядущей экранизации книги, причем не кем-нибудь, а самим Спилбергом («Супер 8» (http://perekat.kiev.ua/супер-8-рецензия-обзор/ ), «Боевой конь» (http://perekat.kiev.ua/боевой-конь-рецензия-обзор/ ), «Линкольн» (http://perekat.kiev.ua/линкольн-lincoln-2012-рецензия-обзор/ ), «Шпионский мост» (http://perekat.kiev.ua/шпионский-мост-bridge-of-spies-2015/ ), «Большой и добрый великан» (http://perekat.kiev.ua/большой-и-добрый-великан-the-bfg-2016/ ). Не почитать литературную первооснову будущего шедевра было как-то неудобно.

Перед нами милая, пускай и штампованая подростковая история, пронизанная ностальгией по 80-м, и пониманием недорослей, с головой уходящих в виртуальность.

Да и как их не понять, когда автор предлагает как данность настолько паршивую реальность, что от нее и убежать не грех. Фактически за бортом OASIS царит преддверие апокалипсиса и угасание человечества. По крайней мере, в привычном нам понимании. Тамошнее человечество лицом к лицу встало перед глобальным кризисом. Кризисом всего. Очень похоже на то, что начинается нынче у нас, но в версии Клайна к 2045 году этот самый кризис достигнет своей пиковой формы. И вот тут этому миру не свезло во второй раз. Нашелся гений, разработавший полноценную виртуальность. Причем фактически бесплатную. Отныне на настоящем мире можно было ставить крест. Вся та молодая шпана, которая могла приложить свои мозги для исправления ситуации на Земле и поисков путей решения реальных проблем, «ломанулась» в игру. С концами. И то верно. Там ты как хочешь, так и выглядишь, без прыщей и заикания. Кем хочешь тем и представляешься. Куда хочешь туда и едешь (это правда, уже за денежку). Благодать.

Человечество было обречено.  

Реальной жизни автор нам отсыплет без фанатизма. Максимум процентов 10-15 от всего текста, причем совмещает Эрнест переходы от реальности к виртуалке вполне толково. Остальное действие будет происходить в OASIS, где как вы уже поняли,  царит полное благолепие. Миллиарды аватаров каждый день расползаются по этой вселенной. Поползать, благо есть где. Практически каждый мир, описанный в фантастической литературе, показанный в фильме и имевший поклонников воссоздан в Оазисе во всей своей красе. М-да, будем честными, я бы тоже не устоял – побродить по Имладрису, или степям Рохиррима, сплавиться Андуином. Или пройти Лабиринт, а то и Логрус. Или схлестнуться с имперскими истребителями. Или… Причем такие миры мало того, что воссозданы до малейшей травинки, так еще и населены «неписями» – неигровыми персонажами, работающими на антураж, взаимодействующими с игроком, создающими ощущение полноценного мира. А если вдруг чем-то не нравиться существующий вариант любимого мира, можно накопить денжат и построить свое Средиземье. И все это в полном погружении. Плюс квесты, дающие возможность «подкачаться» и пополнить инвентарь. Плюс взаимодействие и противостояние с прочими игроками. Плюс… Такие опасные путешествия, понятное дело для прокачанных персонажей. А неофиты могут пока в виртуальности закончить школу, вместо того чтобы реальными ножками топать в опостылевший храм знаний у себя на родине. Тем более что школы находятся в небоевых зонах, где невозможно никакое воздействие на твой аватар, кроме словесного. А школы тут доложу я вам знатные. Виртуальные уроки биологии, астрономии, географии, истории, культуры. С визитами на Марс и Юпитер. С прогулками по Лувру. С путешествиями в прошлое. Сам бы от таких не отказался. Потом можно поступать в виртуальный колледж, а там и в университет. Потихоньку зарабатывать монетки на телепорт и очки опыта. А там глядишь и в Средиземье путь открыт.

Все это при полнейшей конфиденциальности. Ведь анонимность один из основополагающих принципов Оазиса. А как вам возможность отлавливать и устранять «шестерок» — аватаров членов IOI, мощнейшей организации занимающейся телекоммуникациями и интернет-провайдингом. Организации давно точившей зуб на контору Холлидэйя. Организации затеявшей охоту за его пасхальным яйцом. Причем отлавливать одиночных «шестерок» это половина удовольствия. А можно собраться всем миром и «навалять» целой армии вражеских агентов. Согласен, натуральная сублимация, в реальном то мире, такие организации сотрут вас с лица земли и не заметят, хоть сотней собирайся, хоть тысячей. Так хоть в Оазисе душу отвести можно.  

Да, конечно, все это натуральный эскапизм для прыщавых несоциализированных недорослей, причем это понимает и сам автор. Но так же он (и мы с вами) понимаем, что бегство от реальности все равно неизбежно, будь за окном хоть 20 век (книги и аркадные автоматы), хоть 21-й (интернет). Так давайте же, говорит Клайн, убегать от этого неприглядного мира весело и приобретая параллельно багаж знаний. Пускай огромная часть из них в реальном мире неприменима нигде, кроме как в музее, или во время викторины по 80-м. Все равно получаем информацию, которая останется с тобой навсегда.

Благо Эрнест Клайн похоже действительно испытывает нешуточное уважение и искреннюю любовь к старым аркадным играм и виртуальности.

Да, конечно, подростки в игре «тучи разводящие руками», в реальности частенько не имеют друзей,  не могут сказать девушке адекватное «ква», и заработать на хлеб насущный. А охота за пасхалкой в Оазисе с одной стороны — откровенный расчет на удачу и шару, мол, был я сопливым учеником старших классов, а потом раз! и миллиардер. С другой – требует, как минимум добыть игрового «баблишка» и раскачать персонаж в самой игре. Вдобавок пошевелить мозгами и хорошенько покопаться в поп-культуре 80-х.

При всем этом: достоинствах суперкрутой «виртуалки», при упоении Оазисом и самой идей виртуальной реальности полного погружения, автор и его герои, тонко намекают юным и не очень геймерам, по уши увязшим в нарисованных мирах, о том, что реальной жизни все же стоит дать шанс. Реальной жизни и реальным друзьям, независимо от их пола, возраста, внешности, сексуальных и политических предпочтений.

На эту сверхидею работает изложение от первого лица Уэйда, в конце концов пришедшего к тем же выводам, и нашедшего свои настоящие якоря именно в реальности (не забывая конечно и об Оазисе).

И драматургическая структура большинства событий, тех же боев в виртуалке и спецэффектов Оазиса, прописанных пунктирно, будто в пьесе, в основном оставленных на домысливание и моделирование читателю.

На эту же мельницу льют воду и приколы периодически встречающиеся по тексту. Как вам жуткий лич (мертвый король-чародей), предлагающий аватару вместо магического поединка или боя на колдовских мечах сыграть с ним в старую аркадную игру на древнем автомате. Или фраза протагониста сокрушающегося по поводу своих бесконечных патронов: ведь счет за них, выставленный компанией-устроителем Оазиса в конце месяце будет просто грабительским.

Язык романа, кстати, сложно назвать идеальным, но вполне съедобным очень даже можно. Действие развивается неторопливо, особенно поначалу, вводя нас в окружающую героев реальность, погружая во внутренний мир и переживания протагониста, в последней трети наоборот приобретая изрядную динамику и напряжение.

Да, ничего нового вы тут не увидите, и штампов о гиках Клайн  насовал в свою книгу от души. Да, персонажи изрядно стереотипны, и аж никак не являются объектами для подражания. Да, отношения между ними показаны слишком пунктирно — порой создается впечатление, что автор действительно писал пьесу, ожидающую своего постановщика. Но у Эрнеста получилось, возможно, за счет своего уважения к играм, создать книгу, читающуюся легко и ставшую своеобразным оммажем детству игровой индустрии. 

В завершение — о киношном потенциале книги. Он весьма и весьма неплох. Сцен, на большом экране способных из пары строк развернутся в зрелище, от которого будет не отвести глаз, хватает. Танцы в невесомости. Битвы звездолетов и панорамы различных планет. Практически любой описанный в литературе и кинематографе мир (и его жители), на который хватит фантазии режиссера (и будут отсутствовать проблемы с правами). Магические поединки, гонки и перестрелки из бластеров. Коварные вражины, неутомимо преследующие протагонистов. Антураж ностальгических 80-х. И поистине эпичное финальное сражение с использованием одновременно космических кораблей, магов, крайне живописной пехоты, техники типа танков, и гигантских роботов-трансформеров (!) Это может быть бомба. Дяденька Спилберг, не подведи!

Эрго. Вполне съедобное, хотя изрядно штампованое подростковое «игровое» приключение-пьеса, пронизанное любовью к виртуальности и культуре 80-х.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.