Гангстерские родоначальники, или Однажды в Бирмингеме
1919. Англия. Бирмингем. Один из промышленных центров страны. Заводы, трубы, узкие улицы, грязные рабочие, пабы, пьянь, смрад и смог.
И посреди этого вавилона семья Шелби — «Острые козырьки»: букмекеры, бандиты, рэкетиры и грабители. Очень уважаемые люди во всем городе.
Мужская часть семьи лишь недавно вернулась с мировой бойни на континенте. Старший брат, Артур (Андерсон), не особо умен, вдобавок любитель заложить за воротник. Посему реальная власть в банде находится в руках среднего – Томаса (Мёрфи). Четко понимающего, что для дальнейшего развития семье нужен легальный бизнес. Однако его еще нужно выгрызть у более удачливых конкурентов-букмекеров.
А пока в руки Томми случайно попадает крупная партия оружия, украденная с военного завода.
Обстановка в стране неспокойная. Коммунисты, ИРА, забастовки. Правительству абсолютно не нужно, чтобы стволы попали в руки революционно настроенных матрос…, пардон сограждан.
Посему в город прибывает генеральный инспектор Честер Кэмпбелл (Нилл), наделенный фактически неограниченными полномочиями и небольшой армией полицейских в придачу.
О том, что оружие в руках Томми, пока знает немного людей. Немного, но больше одного. А ведь, что знают двое, то знает и свинья.
Задумывая гангстерскую сагу Peaky Blinders, продюсер Стивен Найт опирался на реальную историю молодежной банды, «работавшей» в Англии в конце XIX века. И вдобавок на воспоминания своего отца, чьи родители также не были особо законопослушными гражданами.
Что хочется отметить в первую очередь, сериал вышел до одури антуражным. Депрессивный послевоенный Бирмингем, металлургические мастерские и заводы, полные чумазых, уставших людей. Лихорадочные ставки на бегах, в надежде на чудо. Забитые под завязку пабы, алкоголь, бедность и беспросветность.
Кажущихся выхода для рабочего люда два: пойти за идейными или безидейными. Коммунистами, ирландскими республиканцами, или бандитами.
О представителях последнего «класса», нам и расскажут.
«Козырьки» одновременно и похожи и нет на классических гангстеров «золотого периода».
Похожи наглостью, готовностью ответить на удар, звериной бескрышностью. Но одновременно братья Шелби глубоко несчастные, изуродованные внутри люди.
В них почти нет пижонства, гораздо меньше показухи и бравады, чем у их будущих наследников по ремеслу.
И главное, в душе у каждого, загноившейся занозой сидит война. Казалось бы – бандиты, жизнь копейка, но даже в этих существах, звериного у которых на порядок больше чем у обывателей, сохранилось множество человеческого. И вернувшись с войны, на которую, кстати, пошли добровольцами, братья (как и множество прочих выживших), каждую ночь возвращаются в окопы.
Во вторых строках письма, хочется отметить исполнителя главной роли. В последнее время не редкость, когда актеры большого экрана уделяют свое время телевизионным проектам. И чаще всего, зритель не остается внакладе.
С Киллианом Мёрфи та же история. До этой ленты я его как актера особо не воспринимал (да и видел немного). Нечто тщедушное, порывистое и нервное. А у парня, то оказывается, недюжинный потенциал.
Его Томми вышел шикарным. Умный, сильный, харизматичный. Когда нужно спокойный и обстоятельный, когда нужно взрывной, и опасный, как гремучая змея. Иногда человечный, иногда безжалостный. Иногда эмоциональный до крика, иногда невозмутимый как сфинкс. Как все мы. При этом, как и остальные, несущий на себе тяжеленный крест воспоминаний. Полноценный, живой, привлекательный персонаж. Бравушки.
И отдельное спасибо за нестандартную поначалу романтическую линию с официанткой Грейс Берджесс (Уоллис). Отличная дополнительная интрига. А уж какой убойный треугольник нас ожидает!
Остальные актеры тоже марку не роняют. Это и Хелен Маккрори с ее тётей Полли, крестной матерью семьи. И старший брат Артур (Пол Андерсон), просто не тянущий роль настоящего лидера по внутренним качествам (ах, какая шикарная линия с отцом!). И лучший друг детства Томми, комуняка Фредди Торн, все время пытающийся доказать, что он «право имеет». И безумный ирландец в пабе с его песней. И, конечно же, старый добрый Сэм Нилл с его генеральным инспектором — смесью мудрого лиса с бешеным бульдогом — достойным соперником сообразительному Шелби.
Лента поразительно стильна по краскам, костюмам, декорациям. Периодически радует зрителя весьма кинематографичными кадрами (типа явления Грейс, или переклички-одевания при сборах на бега), любит играть на крупных планах, показывая эмоции и внутренний мир героев.
А уж замедленная драка с братьями Ли, обернутая в музыкальную оболочку и вовсе стала одним из украшений сериала.
Эрго. Антуражный и стильный криминальный сериал, погружающий зрителя в злачные дебри промышленного Бирмингема, с рядом хороших и одной отличной актерской работой. Второй сезон буду смотреть в обязательном порядке.
Режиссер: Отто Баферст, Том Харпер
В ролях: Киллиан Мёрфи, Пол Андерсон, Иддо Голдберг, Хелен МакКрори, Сэм Нилл, Аннабелль Уоллис, Джо Коул, Элфи Эванс-Мис, Джек Хартли, Кевин Меткалф, Ли Болтон, Эрик Кэмпбелл, Нед Деннехи, Тони Питтс, Джеффри Постлтуэйт, Софи Рандл, Джеймс Брайхэн
Зря вы так про Мерфи, в его послужном списке немало отличных и сильных ролей: Дискосвиньи, Завтрак на Плутоне, На краю и тд. Он очень разносторонний. А в целом с рецензией согласна на все 100!