Розмари Сатклиф «Орёл Девятого легиона». — СПб.: Азбука-классика, 2003 . Серия: В глуби веков. Первый роман цикла Орёл Девятого легиона.
В дебрях Туманного Альбиона, или Охота за крылатым богом
Примерно 130 год нашей эры. Британия.
Молодой центурион Марк Флавий Аквила не зря стремился попасть в 4 Галльскую вспомогательную когорту 2 легиона, отправляющуюся на смену гарнизона в британский городок Иску Думнониев. Ведь десяток лет назад в Британии бесследно исчез 9 испанский легион, где служил примипилом его отец.
Времена нынче неспокойные, все чаще северные племена пробуют на крепость сынов римской волчицы.
Но, невзирая на опасность, Марк, вместе со своим рабом Эской, ставшим ему настоящим другом, отправляются по следу Орла 9-го легиона, похоже, попавшего в руки бриттам, живущим за валом Адриана. В места, где уже давненько не ступала нога римлянина.
Времена древнего Рима, одного из опор и предтеч нынешней западной цивилизации, не первое столетие привлекают внимание зрителей и читателей. Десятки фильмов, сериалов («Рим», «Варвары») и книг («Гладиаторы», «Мальчик», «Спартак», «Император», «Велисарий», «Римский орел», «Легион») посвящены гордым квиритам с их противниками.
Одним из лучших «римских» романов считается наш сегодняшний герой. Работа интересная, хотя не без нюансов.
Судьба IX Испанского легиона неизвестна до сих пор (Сатклиф (как позднее Симмонс в случае со своим Террором) попросту домыслила возможную его судьбу). Последние упоминания о легионе относятся примерно к 120 году. Правда, имеются косвенная информация о его пребывании в Европе после этого времени. Возможно, эти сведения касаются отдельных подразделений легиона.
В первую очередь стоит учитывать, «Орел» посвящен не столько Вечному городу, сколько Британии. Мы ни разу не окажемся на берегах Тибра, все время проведя в Туманном Альбионе. И в жизнь варваров мы погрузимся гораздо плотнее, чем в бытие цивилизованных римлян. Если вы не испытываете идиосинкразии к британским островам, вам по пути с автором. Тем паче, эпоху Розмари воссоздает на уровне.
Вот форт с валами из вездесущего прессованного торфа. Вот быт легионеров, стоящих гарнизоном в небольшом городке (жаль его автор отсыплет нам скупо). Причем не уроженцев Страны телят, а самых что ни на есть варваров-галлов из вспомогательных когорт. Пускай мы видим его в основном глазами римского гражданина Марка (его родовое гнездо в этрусских холмах – северо-запад Апеннин), все равно любопытно. Вот оседлые в городе бритты, во многом сохранивших свой уклад, что создает два мира, которые почти не смешиваются. Вот немудреные забавы центурионов, сводящиеся к охоте. И то верно, какие особые забавы – работы по организации службы невпроворот. Вот мелькающие то тут то там странствующие друиды, подбивающие племена на восстание. Вот сожженные деревни и посыпанные солью поля, которыми платит империя за попытки мятежа.
Вот жизнь городка Каллева, выросшего на месте бриттской крепости и сохранившего немало черт прародительницы. Осевшие на этой земле, вышедшие в отставку офицеры легионов. Плотные контакты с местными, вплоть до принятия в римский бездетный род детишки из племени. Непременный цирк с кулачными поединками, показательными гладиаторскими боями и редкими настоящими кровопусканиями (гладиаторов берегут). Забава, объединяющая бриттов и римлян.
Вот Адрианов вал с его крепостями и башенками.
Вот великолепная английская природа (чувствуется, что автор искренне любит Остров). Вот старые заброшенные крепости римлян в вышедших из-под их руки провинциях Британии. Вот долгое путешествие по северным землям вольных племен. Их хижины-полуземлянки без печей, лишь с очагом, окутанные синим чадом от торфа, которым топится очаг, и собаками, обитающими вместе с хозяевами. Законы гостеприимства. Редкий и жутко ценный бронзовый котел. Ритуал бритья отца семейства. Впечатляющий ритуал посвящения мальчиков в мужчины — праздник Новых Копий с завораживающими танцами людей-зверей и навевающим жуть Рогатым верховным жрецом (и никаких женщин!). Плюс аутентичные словоформы типа: «Можешь прозакладывать сандалии».
Атмосферно, не отнимешь.
По стилю перед нами классическое приключение. С путешествием-квестом. Хитроумными героями. Улыбками и оскалами судьбы. Напряженными погонями на износ, спасениями в последний миг. Жуткими проклятиями, темной силой жрецов и мистикой, не оказывающей впрочем, большого влияния на события.
Главный герой получился недурно. Из сословия всадников, обедневших, но гордых, упорно держащихся за военную стезю, отметая возможности пойти по финансовой дорожке. Лишившихся главы рода, потерявших родовое поместье. Марк искренне влюблен в отца, и еле дождался возраста, когда можно подать прошение на службу. Мечтает дослужиться до префекта легиона, выкупить поместье и, безусловно, выяснить судьбу пропавшего в Британии родителя. Мы познакомимся с детскими грезами Флавия, его раздумьями о будущем, мыслями об окружающем мире. Качественный шлейф роли, отличное развитие образа. Перед нами хороший человек, смелый, честный, добрый, лишенный сословных предрассудков, неизбалованный богатством, способный свободно общаться с рабом, видеть в нем человека, принять варвара как друга.
Второстепенные образы слабее, тут кроме верного до гроба Эски – сына вождя племени бригантов, попавшего в плен 2 года назад, проданного в гладиаторы и выкупленного Марком, никого и не вспомнишь. Да Камиллы-Коттии из племени иценов, потенциального романтического интереса протагониста.
Подарит Розмари одну большую битву (с использованием знаменитой черепахи) и один гладиаторский поединок. Негусто.
Поразмышляет над разницей меж римлянами и бриттами на примере рисунков (порядок и свобода).
Допустит несколько странных косяков, как то упоминание героем-митраистом костров Тофета из Ветхого завета. Наравне с использованием ряда терминов того времени стыдливо проигнорирует некоторые другие (не примипил, а командир первой когорты, не ретиарий, а «рыбак»).
Эрго. Историческое приключение в антураже древней Британии. Атмосферно, с качественным протагонистом и любовью к Туманному Альбиону.