Коллектор, 2016

kollektorНочное изменение пути, или Переосмысление ценностей под телефонные трели.

Он лучший в своей малоуважаемой профессии. Миллионные суммы, самые безнадежные долги, самые упрямые должники – он берется за все, и делает так, что коллекторская контора получает свое.

Грубая сила, мордовороты с паяльниками? Никак нет – охотничье чутье, отменное знание психологии и умение отыскивать информацию.

Но что если в один пятничный вечер он сам окажется в роли жертвы? Что если против него будет использовано его любимое оружие – людская психология? И чтобы выпутаться из ловушки, угрожающей крахом карьеры и смертью, обелить свое имя, ему за считанные часы, не выходя из офиса, нужно будет отыскать источник угрозы и разрушить паутину, сплетенную вокруг него — лучшего коллектора Москвы.

Второе десятилетие 21 века в кино вышло для Константина Хабенского плодотворным. Хватало спорных работ,  как то Колчак в «Адмирале» (http://perekat.kiev.ua/адмиралъ-сериал-2009-хабенский/ ) или Турбин в «Белой гвардии» (http://perekat.kiev.ua/белая-гвардия-рецензия-обзор/ ). Но однозначно удачных образов было все равно больше. Начиная от забавно-философского сериала о посмертии «Небесный суд» (http://perekat.kiev.ua/небесный-суд-сериал-2011/ ), или криминально-маньячного «Метода» (http://perekat.kiev.ua/метод-сериал-2015-metod/ ), до отличного «Географа с его глобусом» (http://perekat.kiev.ua/географ-глобус-пропил-2013-рецензия-об/). Потихоньку отношение к этому артисту с прохладно-настороженного сменялось на уважительно-восхищенное.

«Коллектор» только усилил это ощущение, позволив всерьез порадоваться прогрессу хорошего актера.

Дело в том, что на протяжении часа с лишним в кадре кроме Хабенского нет никого (если не считать фигур внизу и рокового силуэта в конце). Один час 15 минут вы смотрите  лишь на этого артиста, который не покидает пределов комнаты. Классический киноспектакль одного отличного актера. И все это время от экрана невозможно оторвать глаз.

 

Ведь Константин не просто человек кино (как большинство известных западных лицедеев), который до одури гармонично выглядит в кадре и за которым попросту интересно наблюдать. Он еще и актер старой закалки, не позабывший о школе Станиславского, психологических жестах и шлейфе роли. И этот двойной удар достигает цели на раз. В его коллектора веришь: он обычный человек-волк в обычном человеко-волчьем обществе. Одинок, не имеет близких друзей, живет с женщиной, с которой удобно (причем обоим). Циничен, умен, прикрывается иронией как щитом. Часто ведет себя подло, прет к своей цели, как танк. Обычные характеристики, сколько таких среди ваших знакомых?

При этом он аж никак не ангел. Бьет ниже пояса, в критических случаях позволяет себе и вовсе уж нелицеприятные действия. Сволочной тип, чего уж там. Хотя с учительницы последнюю рубашку не снимает, имеет дело с крупными должниками, взявшими миллионные кредиты (ничего личного, это работа). Да и никто их не заставлял такие бабки в долг набирать, будем честными.

Но Хабенский играет настолько качественно, так продуманно и досконально создает своего Артура, что этому персонажу сочувствуешь. Жалко его становится. Тем более что противник (точнее противница) тот еще фрукт, да и с головой по большому счету не дружит. Классический случай – виноваты все, кроме нее.

То бишь нам показывают обычную ситуацию в нашем сволочном социуме. Социуме, где никто никому не нужен. Где ради денег и мести все готовы на всё. Где вас моментально сдадут, если этого потребуют обстоятельства. Где любой «вброс» в интернет, любой шум в соцсетях вызывает безумную (правда не долгую) реакцию общественности, мгновенно готовую употребить всю свою злобу и ненависть в адрес конкретного человека.

Кстати, мы так и не узнаем, что было на том самом пресловутом видео, но это не так уж  и важно. Как и нелогичности, сценарные дыры, периодически встречающиеся в картине. Как хотя бы то, что Артур с его связями имел возможность отправить то самое видео на независимую экспертизу (опять же не выходя из офиса). Нелогичности абсолютно не мешающие восприятию ленты.

Ведь фильм не о том. Посредством одного единственного артиста он говорит с нами о сострадании, одиночестве, психологии социума, хищника и жертвы. О прогнившем и сволочном обществе. О людской тупости, злобе и легкости влиянии на массы через всемирную паутину. Об окружающих нас стервятниках разного калибра. О переоценке ценностей, о переосмыслении приоритетов, возможных в критической ситуации (причем не полной и окончательной смене пути вплоть до ухода в дворники, а как раз об изменениях «в плепорцию», что добавляет посылу реалистичности). О единичных хороших людях, которые все же встречаются на пути, и способны помочь удержаться на плаву.

О нашей жизни.

Помогают главному и единственному герою частые и долгие разговоры по телефону, способствующие раскрытию образа, его психологических реакций и нюансов. Голоса сотрудников компании за кадром. Убедительная операторская работа, частая смена планов от детали до общего, плюс качественный монтаж. Игры с освещением. Панорамы ночного города с высоты. Возрастающее напряжение и детективная интрига. Ингредиенты, смешивающиеся во вкуснейший кинематографический коктейль, вечер с которым пролетает абсолютно незаметно.

Эрго. Отличный камерный психологический триллер, вышедший к зрителю без поддержки спецэффектных костылей, зато с великолепной актерской игрой Хабенского, постепенно выбившегося в лидеры российского актерского цеха.

P. S. Вот только финальная сцена выглядит откровенно лишней – уж если давать открытый конец, так к чему стесняться?

Режиссер: Алексей Красовский

В ролях: Константин Хабенский

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Коллектор, 2016

  1. нина говорит:

    Отличная кино- рецензия , качественно не уступающая и фильму , о коем речь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.