Чужой: Завет (Alien: Covenant), 2017 — рецензия (обзор)

День рождения ксеноморфа, или Бунт против создателей

Прошло 10 лет после исчезновения «Прометея» (обзор тут http://perekat.kiev.ua/прометей-3d-рецензия-обзор/ ).

Колонизационный корабль «Завет» с 2 тысячами спящих колонистов на борту попадает в нейтринную вспышку. Хотя до цели полета остается еще не один год, андроид Уолтер (Фассбендер) вынужден разбудить экипаж, которому предстоит заняться ремонтом корабля.

В процессе этого увлекательного занятия космонавты ловят непонятный сигнал с планеты, которая по всем  параметрам оказывается гораздо лучше той, куда им добираться еще семь годочков. Несмотря на то, что информации об этом неожиданном Эдеме почти нет, новый капитан корабля Кристофер Орам  (Крадап) решает высадиться на планете и отыскать источник сигнала.

Как вы уже наверно догадались, это стало самой большой его ошибкой за всю жизнь.

 

Уж очень хотелось старине Ридли Скотту («Исход: Цари и боги» (http://perekat.kiev.ua/exodus-gods-and-kings-2014/ ), «Марсианин» (http://perekat.kiev.ua/марсианин-the-martian-2015/ ) продолжить свои танцы вокруг темы творения в некогда рожденной им вселенной Чужих. Несмотря на то, что «Прометей» 2012 года, был весьма прохладно встречен публикой и критиками, Ридли останавливаться не собирался.

И вот новая попытка.

Попытка, в которой уважаемый постановщик смешал фактически все, что использовалось до сегодняшнего дня при рассказах о зубастых ксеноморфах. И классические моменты ужастика как в его собственном фильме 1979 года, или недавнем «Живое» (http://perekat.kiev.ua/живое-life-2017/ ). И элементы боевика, перемешанного с напряженной военной драмой, по завету своего коллеги Джеймса Кэмерона из второй части. И попытки выбраться с планеты-ловушки (тюрьмы). И забавы с андроидами. Разве что без клонов обошлись. И, конечно же, изрядную часть хронометража занимают размышления режиссера о творцах и их творениях. Тема, будем честными, слабо сочетающаяся с бодрым и несколько утрированным саспенсом «Чужих». Сложновато, знаете ли, всерьез раздумывать над проблемами демиургов, когда тебя постоянно отвлекают «бу!» из-за угла, и литрами искусственной крови и внутренностей, щедро вываливаемых на землю.

Хотя есть один человек, приложивший максимум усилий для того, чтобы зритель все же имел возможность помыслить над сверхзадачей режиссера. И это не Ридли Скотт.

А вовсе даже Майкл Фассбендер («Бесславные ублюдки» http://perekat.kiev.ua/бесславные-ублюдки-inglourious-basterds-2009-рецензия-о/ ), «12 лет рабства» (http://perekat.kiev.ua/12-лет-рабства-12-years-a-slave-2013-рецензия-обзор/ ), «Люди Икс» (http://perekat.kiev.ua/люди-икс-апокалипсис-x-men-apocalypse-2016-рецензия/ ), «Кредо убийцы» (http://perekat.kiev.ua/кредо-убийцы-assassins-creed-2016-рецензия-обзор/ ). У Майкла тут целых две роли. Дэвида из «Прометея», и Уолтера — усовершенствованной модели андроида, лишенной способности творить. Дэвид за 10 лет привел в порядок свою мотивацию (причем заявлено это с первых минут ленты), и олицетворяет собой тот самый вариант развития мыслящей особи, обиженной на создателя, и полностью утратившей моральные ориентиры. Плюс талантливо и по уши вляпавшейся в классические смертные грехи, в частности гордыню. Как же – я  тут фактически бессмертный, а эти короткоживущие людишки смеют мнить себя моими хозяевами.

Уолтер, наоборот, показывает нам существо, через долг, доброту и погружение в людскую эмоциональную сферу способное развить в себе положительные чувства вплоть до любви.

Сыгран что то что другой андроид отлично, и по большому счету именно эта пара братьев является главными героями ленты. Остальные на подтанцовке. Дэвид и Уолтер отличаются мимикой и пластикой, реакциями и взглядом. Причем ни в том, ни в другом, при самом горячем желании не удастся заподозрить человека. Это роботы, шагнувшие каждый на свою ступеньку эволюции.

А совместные сцены этой парочки, их противостояния, что боевые, что музыкально-безмолвные, что разговорные, раскрывающие философскую подоплеку Covenant, вышли на самом высоком уровне и заставляют следить за их развитием затаив дыхание. Фактически что «Прометея», что «Завет» имеет смысл смотреть в первую (а возможно и единственную) очередь из-за работ Фассбендера.

Прочие актеры работают крайне слабо, особенно на фоне титана-Майкла, и доброе слово можно сказать лишь о некоторых сценах с участием Кэтрин Уотерстон («Фантастические твари и где они обитают» (http://perekat.kiev.ua/фантастические-твари-fantastic-beasts/ ). Да пожалеть о абсолютно не раскрытой теме веры Кристофера Орама (Крадап). Все. Остальные лицедеи выступают откровенными незапоминающимися статистами, чья задача максимально живописно помереть от зубов разнообразных чужих.

Плюс «тупят» их персонажи опять же по-страшному. Ридли явно не захотел выбиваться из стилистики «Прометея» (или просто не обратил внимания на несуразности поведения), глупые действия героев которого уже стали нарицательными.

Это принятое за секунду решение, полностью переворачивающее всю миссию с ног на голову. Эти трогательные шапки-ушанки-буденовки взамен защитных костюмов, касок, брони и скафандров (и то правда, в «Прометее» уже выяснили, что они нисколько не помогают). Эти веселые, беззаботные прогулки по неразведанной местности, на которую не ступала нога человека. Эта детская непосредственность в поведении на незнакомой планете, отходы на перекур и тыканье пальцами в непонятные шарики. Этот махровейший эгоизм и отсутствие на борту человека, отвечающего за жизни колонистов. Это полное игнорирование всех предупреждений компьютера и норм безопасности. Неладно что-то с мозгами во вселенной Чужих. Особенно в ее приквелах, снятых в 21 веке.

При том, что с хоррором и саспенсом в ленте все в порядке. Ксеноморфы вовремя прыгают из-за угла, активно пугают зрителя и смачно едят героев, создавая недетское напряжение на протяжении всего отведенного им времени (а это где-то половина ленты).

Картинка тоже на уровне. Космос вполне космичен, а планета, когда надо красива, когда надо загадочна, а когда надо вызывает ощущение смертельной опасности. Жаль этих красот нам отсыпят маловато.

Правда, к картинке Ридли Скотта всегда было меньше всего претензий. Жаль, что к логике действия и работе со второстепенными актерами постановщик относится не столь внимательно.

Эрго. Очередной спорный камешек в стену вселенной Чужих, смешивающий элементы всех предыдущих частей (и не только) с вялыми размышлениями о творце и его творении. Смотреть имеет смысл в первую очередь из-за отличных актерских работ Майкла Фассбендера.

Режиссер: Ридли Скотт

В ролях: Майкл Фассбендер, Кэтрин Уотерстон, Билли Крадап, Дэнни МакБрайд, Демиан Бишир, Кармен Эджого, Джусси Смоллетт, Калли Эрнандес, Эми Саймец, Натаниель Дин, Александр Инглэнд, Бенжамин Ригби, Ули Латукефу, Тесс Хобрич, Лорелей Кинг, Горан Д’Клюе

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.