Хоббит: Нежданное путешествие (The Hobbit: An Unexpected Journey), 2012
Долгожданное путешествие или Возвращение в Средиземье
За синие горы, за белый туман…
В земле была нора, а в норе жил хоббит. Не в какой-то там меркой грязной сырой норе, где не на что сесть и нечего съесть. Нет, нора была хобичья, а значит – благоустроенная.
Обитатель норы – Бильбо Бэггинс (он же Торбинс, он же Сумникс, он же Сумкинс, он же Григорий Иванович 🙂 ) слыл хоббитом обстоятельным, и на приключения не падким (как и остальные его сородичи). До того самого дня, когда под дверью его норы объявился некий волшебник, по имени Гэндальф.
Кто такие хоббиты, пожалуй, уже знает каждый. Даже не читавшие книгу (неужели есть такие?) смотрели или слышали о грандиозном успехе «Возвращения короля» в 2003 году. Но прежде, чем перейти к киношному Средиземью, поговорим немного о Средиземье книжном.
Началом дружбы Толкиена с этим миром можно считать 1914, когда было написано стихотворение «Плаванье Эаренделя Вечерней Звезды». Оно появилось на фоне активизации работы Дж.Р.Р.Т. над «языком фэйри», из которого в свое время родятся два эльфийских наречия – синдарин и квенья. Вплотную мифологией нового мира Профессор занялся в госпитале, приходя в себя после «окопной лихорадки». Так начало возникать то, над чем Джон Рональд работал всю жизнь, и что уже после смерти автора, сын издал под названием «Сильмариллион».
Параллельно Толкиен, любящий и умеющий рассказывать сказки, выдумывал для своих детишек «Письма Дедушки Мороза», затем истории о неутомимом майоре Эхеде и сказки о приключениях песика Ровера. Затем глянь! А полурослики уже тут как тут.
Когда именно началась работа над «Хоббитом», точно не известно. Первые наброски исследователи датируют где-то 1931 годом. Долгое время рукопись пылилась неоконченной, пока в октябре 1936, Профессор, наконец, закончив книгу, не отослал ее в издательство «Джордж Аллен энд Анвин». Десятилетний сын директора компании прочел текст, и как представитель целевой аудитории всячески его одобрил, заявив, что «книга понравится всем детям от 5 до 9». В сентябре 1937–го «Хоббит» появился на прилавках.
До публикации «Властелина колец» оставалось еще 17 долгих лет.
До первой серьезной экранизации – 75.
После успеха «ВК» казалось, что время пришло. Однако все получилось далеко не просто. Сперва Джексон поссорился с New Line Cinema. Из-за чего? Конечно же, причиной были ОНИ – деньги. До 2008 года проект оказался намертво заморожен. И лишь после того, как разорившаяся NLC слилась с монстром Metro Goldwyn Mayer, дело вроде как сдвинулось с места. Джексон, правда стал всего лишь продюсером картины, а в режиссерское кресло уселся Гильермо дель Торо. Но и это был не конец. 2 года кипела подготовка к съемкам, а когда дело дошло собственно до работы на площадке, оказалось, что даже такие компании как MGM могут испытывать финансовые трудности. Дель Торо, психанув, покинул проект, а на освободившееся место с тяжким вздохом типа «куда ж вы без меня» взгромоздился товарищ Джексон. Тут и деньги внезапно нашлись, причем немалые (бюджет первой части – 180 лимонов, всей трилогии до полумиллиарда). И понеслось.
21 марта 2011 года в Новой Зеландии начались съёмки тогда еще двух частей фильма. В общей сложности съёмочный период занял примерно 250 дней и завершился к середине 2012 года. Работа над компьютерной графикой продолжалась до 26 ноября. В процессе две части разрослись до трех, и 28.11 премьера, наконец, состоялась.
Опасения были. Ожидания разделились от «после великолепного масштабного кино, браться за вещь, написанную для малышни» до «там все испохабил, и здесь явно отличится».
Основной проблемой для зрителя, не читавшего Толкиена, но смотревшего «Властелина колец», могла оказаться огромная стилистическая разница между «Хоббитом» и «ВК». Если – последний, это грандиозное эпическое полотно, с огромным количеством героев, действий, сражений и мыслей, то «Хоббит» — это в первую очередь детская сказка. Великолепная, захватывающая, гениальная – но детская. Джексон сказку для младшего школьного снимать явно не хотел, посему выход был только один. Создавать общую историю Средиземья (используя, в частности, приложения к «Властелину»), полотно, пронизанное совместными подвязками, героями, отсылками, аллюзиями, шутками. Полотно, которое покажет, то, что оставалось за кадром в «ВК». Ведь как ни крути, «Хоббит» и есть приквел к «ВК», потому что «ВК» это именно продолжение истории Бильбо, выросшее из коротких детских штанишек, и полностью открывшее читателю мир Арды. По крайней мере, третью эпоху, за остальным – пожалте к «Сильмариллиону».
Итак, общая история.
С самого начала Джексон заманивает зрителя воспоминаниями о своей главной удаче. Мы даже увидим Фродо и постаревшего Бильбо периода «Властелина колец», как раз перед Угощением дописывающего повесть о походе «Туда и обратно». Работает на связь двух картин и актерская преемственность. Гэндальф, Элронд, Галадриэль и Саруман переместились сюда прямиком из «ВК». Правда, в книге ни владыка Лориэна, ни Глава Белого Совета не появляются. Но это как раз тот случай, когда их возникновение идет только на пользу, добавляя событиям глубины и масштабности.
На ту же мельницу льет воду история с Азогом, изрядно переработанная режиссером. У Толкиена Азог был убит в битве в долине Азанулбизар (показанной в фильме), и вовсе не Торином. Здесь же ненависть Азога к ранившему его Торину, изрядно добавляет движняка и не дает героям скучать. Азог, кстати получился у Джексона эдаким первородным орком, глыбищей, особенно на фоне остальной гоблинской мелочи.
Подытоживая: ставим первый плюс. С задачей увязки картин в единую история Средиземья, режиссер вполне справляется.
Теперь рассмотрим поближе тех, кто эту самую историю творит: героев.
Бильбо Бэггинс (Фримен). Сам Профессор о нем упоминал как о «представителе английского среднего класса, привязанного к своему креслу, но если дело дойдет до приключений – он преобразится в героя». И во второй половине фильма, мы начинаем понимать, что он имел в виду. Процесс развития персонажа еще далеко не закончен, но преображение идет полным ходом.
Торин Дубощит (Армитаж). В книге главный гном достаточно недалекий, жадный и до одури горделивый (в «Хоббите» Толкиена практически все герои напрочь лишены пафоса, легкомысленны и, мягко говоря, не идеальны). У Джексона мы видим действительно принца в изгнании. Вождя, за которым легко и приятно идти. Благородного воителя. Гнома, изменившего историю Средиземья. Интересно посмотреть, как дальше будет подано развитие его отрицательных черт, пока в глаза не бросающихся, типа той же гордыни и банального жлобства.
Всех оставшихся гномов рассмотрим скопом. К сожалению, показать индивидуальность каждого у Джексона не вышло (или не ставилось за цель). Выделяются мудрый Балин (Стотт), воинственный Двалин (Мак-Тавиш) – еще и пришел первым, Бофур (Нэсбит) – в основном благодаря гениальной ушанке, Бомбур (Хантер) благодаря объему талии, гламурный Кили – благодаря отсутствию бороды (гном без бороды – гномья женщина), и луку, которым тангары отродясь не пользовались. Все. Меньше половины. Остальных фиг различишь.
Что еще озадачило. Нарочитая брутальность гномьей компании в гостях у Бильбо. Какая-то слишком уж американизированная (или ирландская?). Хотя, по зрелому размышлению, а чего еще можно ожидать от компании рудокопов, солдат и мастеровых, отрывающихся вдали от начальства? Обращения к товарищу на Вы и вежливых разговоров о погоде? Кстати, как только пришел Торин, все тут же утешились. А еще к вопросу о боевом мастерстве подгорных жителей, и слишком легком убивании гоблинов. Посмотрите, как они обращаются с посудой, и вам все станет ясно.
Гэндальф Серый (Маккеллен). Волшебники в Средиземье серъезно отличаются от стандартных фентезийных чародеев. Они, скажем прямо, вовсе не люди, а «майяр» — очень грубо говоря, младшие боги, посланные в Арду для борьбы с Врагом. Но получив человеческие тела, они практически утратили магические способности. Основной их «скил» — это мудрость, приобретенная за долгий срок жизни. Плюс слабые отголоски их ранешних сверхчеловеческих возможностей. Так, в качестве маленького бонуса. В книге Гэндальф вообще не пользуется волшебством (считать таковым поджигание шишек отказываюсь наотрез). У Джексона ему позволено побольше, но все равно четко видно, что главное его оружие – мозг (да, нужно заметить, что у Толкиена орлов никто не звал, они прилетели, заметив скопление варгов и гоблинов) . Иэн Маккеллен еще в «ВК» был единственным, заработавшим актерскую номинацию на Оскар. В «Нежданном путешествии» он также не подвел. В его Гэндальфа веришь. Такого наставника, я думаю, не отказались бы иметь многие.
Элронд Полуэльф (Уивинг). А еще говорят, что время не властно над эльфами! 60 лет тому назад от «ВК» Элронд оказывается был еще тем живчиком! Самому на коня да в чисто поле, орков погонять, Галадриэль подмигнуть залихватски, в общем, жизнь бьет ключом. Ни капли той усталости и вселенской печали из «Властелина колец» (кстати, в книге Элронд ваще ни разу не эльф. Он «друг эльфов и предводитель тех людей, у которых в предках числились эльфы», то бишь – человек. (В ответ на сомнения народа, попросил перевести кусок оригинала. Таки да, есть фраза, согласно которой, в предках у Элронда числились эльфы. Соответственно — похоже я был неправ, Элронд таки полуэльф уже в «Хоббите»).
Особенно кардинально различие с другим эльфийским владыкой — Трандуилом (Пейс) – там однозначное «уйди, противный, родина в опасности».
Радагаст Карий (Мак-Кой). Основное «фе» Джексону. Ну не может он без утрированно комического персонажа, хоть ты ему кол на голове теши! В «ВК» эту неблагодарную работу исполнял Гимли, здесь ноша легла на Радагаста (который в «Хоббите» Толкиена не появляется вовсе). Этот истари действительно был слегка не от мира сего, и гораздо больше ценил общение с неразумными тварями, но режиссер сделал из него даже не утрированного лешего, а скорее юродивого. Это однозначный перебор, надо все таки и честь знать иногда.
Горлум (Серкис). Он великолепен. Мимика и пластика выше всех похвал. Скоро обычные человеки окончательно померкнут на фоне технологии «захвата движения и мимики».
Теперь переходим к основной фишке экранизации. Картинка. «Хоббит» стал первым фильмом, снятым с частотой 48 кадров в секунду на тридцати новейших супернавороченных камерах RED Epic. И хотя в большинстве кинотеатров используется стандартная частота 24 кадра, выглядит фильм просто потрясающе. Джексону удалось вернуть зрителя в Средиземье. Красивейшие пейзажи (спасибо Новой Зеландии и чуть-чуть оператору), фееричный Раздол и мрачные подземелья, драконье пламя и орлиный полет, клыки варга и свет эльфийского меча, звон клинков и предсмертный хрип, грохот падения каменного великана и свист гномьего топора, кольца дыма из трубки Олорина и хоббичьи норы. Ты буквально погружаешься в картину. А еще и 3D… Глаз не оторвать.
А тем, кто не видит за спецэффектами мысли, хочу посоветовать смотреть внимательней. Герои «Хоббита» доносят до зрителя понятия отваги, дружбы, самопожертвования, милосердия. Плюс к этому книга и фильм показывают, что со своими негативными качествами типа трусости, жадности, гордыни можно и нужно бороться. Вам не кажется, что если действовать как они, мир станет лучше? Ото ж.
Эрго. Потрясающе красивая картина, вернувшая зрителя в Арду, и в очередной раз поднявшая планку спецэффектов. За исключением Радагаста практически не к чему придраться (разве что хронометраж для прокатной версии великоват).
P.S. Дракона нам так и не показали, талантливо приныкав на потом. Что в общем-то логично.
P.S2. При таком темпе развития событий, третья часть на 80 % будет посвящена Битве пяти воинств.
режиссёр Питер Джексон
в ролях: Мартин Фримен, Иэн Маккеллен, Хьюго Уивинг, Энди Серкис, Кейт Бланшетт, Ричард Армитаж, Кен Стотт, Джеймс Нэсбит, Питер Хэмблтон, Марк Хэдлоу, Джед Брофи, Эйдан Тёрнер, Дин О’Горман, Грэм Мак-Тавиш, Джон Каллин, Стивен Хантер, Адам Браун, Уильям Кирхер, Сильвестр Мак-Кой, Кристофер Ли, Ли Пейс, Ману Беннетт
обзор второй части тут http://perekat.kiev.ua/?p=4989
третьей тут http://perekat.kiev.ua/?p=6955
А меня изрядно повеселила история про принца (капитана) Торина (Ахава) и его Белого Орка…
Возможно уже никто и не прочитает моего комментария, но все равно напишу:
Хотелось бы указать на неточность автора посчет описания Элронда, автор утверждает, что он человек, якобы так написано в книге, но Эрлонд был Полуэльфом, избравшим удел эльфов.
из 3 главы «Хоббита» (в скобках оригинальный текст)
1) «В дни, о которых мы повествуем, встречались еще те, кто вел свой род от эльфов и северных воинов, и Эрлонд был их предводителем» (In those days of our tale there were still some people who had both elves and heroes of the North for ancestors, and Elrond the master of the house was their chief.)..тут явно говорится, что он был полуэльфом
2)»-Это очень древние клинки,- сказал Элронд, знавший все на свете руны. — Они когда-то принадлежали моим родичам, Высшим Эльфам с Запада» (They are old swords, very old swords of the High Elves of the West, my kin.)
Если верить одному из переводов, то текст выглядит именно так, как процитировано в рецензии, то бишь Элронд натуральный человек. Касабельно оригинала, надо найти человека, хорошо знающего английский, и тогда узнаем мнение профессионала. По поводу Полуэльфа, то в Хоббите таких сложностей нет и в помине, это дальнейшее развитие образа. Так что остается дождаться мнения профпереводчика. Тогда и выясним истину.
В Сильмарионе говориться, что Элронд и его брат Элрос — эльфиниты, И каждый выбрал свою судьбу. Элронд — эльфа, а его брат — судьбу адана.
Так ото ж, что в «Сильме». Эта фраза хорошо показывает эволюцию образов у Профессора, был себе Элронд непонятно кем, очень похоже, что человеком, а потом бац! Полуэльф!
Хочу по поводу Торина высказатся. Кажется мне, что акцент на его плохих качествах в фильме и дальше будет не большой. Мои предположения: Торин, после концовки первой части, явно начент доверять Бильбо, а тот возьмет и украдет Аркенстоун. Что для Торина станет ударом и неким предательством. И в сцене, когда Бард, эсгародцы и Трандуил с эльфами попросят часть сокровищ, возможено смещение акцента на Трандуила. А там Торин припомнит ему то, как тот не помог при нападении дракона. Из приложения к Властелину колец, которое активно задействовали при съемках Хоббита, ясно, что Торин в первую очередь хотел исполнить свой долг перед дедом и отцом, вернуть то, что пренадлежит ему и его народу. Конечно тут речь не только о доме, но и о золоте. Но оно по праву принадлежит ему. Над Торином висит чувтсво долга. Я не думаю, что в дальнейшем его киношный образ будет изменен раскрытием негативных качеств.
Если Джексон решит не раскрывать негатив Торина, это уже будет серъезным различием с «Хоббитом» Толкиена, то бишь Торин будет уже кардинально другим, чем у Профессора. И на режиссера ляжет дополнительная ответственность за глобальное изменение образа. Как Джексон решит поступить — увидим дальше.
Насчет мудрости — неподтвержденная и спорная теория, эта мудрость если и есть, настолько неотмирная, что для нашей тварной земли нифига не приспособлена. А извесны они как раз идиотским поведением и внешним видом. Так что похоже я его все таки обозвал. Точнее не его а Джексона. Дальше, цитирую: «в пещере сверкнул ослепительный свет, запахло порохом и нескольких гоблинов убило на месте» Ты уверен, что это именно волшебство? Порохом-то пахнушее? Насчет пещеры — тут больше похоже на магию, но мне кажется без химии тоже не обошлось. В Битве пяти воинств Гэндальф точно не колдовал, только остановил готовившуюся драку между гномами и людьми/эльфами. «Стойте! — повторил он громовым и грозным голосом, и посох его сверкнул, как молния» — это вся его «магия» в Битве.
Ииииииииииим, ты хочешь, чтобы он в битве выжил с одним посохом? :):):) тут я смотрел не на текст, а на контекст, с позволения сказать 🙂 ведь грандмастером суперпупертехники шаолиньского посоха он даже не слыл, а у молвы длинный язык… 🙂 А в битве безопасных мест никто не обещал… Про запах пороха не помнил 🙂 но ты не находишь, что запах для огненной магии закономерный, как для воздушной — запах озона? Ну, то есть, здесь на основании текста спорить почти не о чем, да.
Но химия, позволившая ему оставаться невидимым — это, пожалуй, слишком… 🙂 Разве что запах отбила, фиг его, как они там, в темноте ориентируются — но ведь он не под стеночкой стоял, а вдруг вынырнул «здесь и сейчас» аккурат возле трона, а это внушает…
Насчет юродивых — не стану спорить, ну, то есть, мы с тобой просто для отсылки используем разную культурную парадигму 🙂
Нюансы естественно есть, но я думаю, что на момент написания «Хоббита» Гэндальф для Толкиена был «игрушечным» магом, но при этом уже «мудрым советником». Что-то волшебное Профессор ему позволил, но по жесткому минимуму, а так знания, и еще раз знания. И Мозги 🙂
Таки да, кстати, ходил на украинский перевод, вполне адекватно, напрягло только невнятное бормотание Горлума в начале его встречи с Бильбо, нифига не разобрать
Если взглянуть в историческом апсекте, а не в теперешнем только значении, то «юродивый» — кроме (нарочито) идиотского поведения — является носителем неотмирной мудрости, так что если ты хотел в фильме Радагаста обозвать, то ты ему, на самом деле, комплимент сделал 🙂
А насчет «отсутствия» волшебства Гэндальфа — то вспомни всякие разные фишки как-то убийство молнией орков во Мглистых горах, когда на компанию гномов они напали ночью, плюс потом его исчезновение и внезапное появление с мечом посреди зала, аккурат возле трона главного орка — это явный спелл молнии и спелл невидимости, не находишь? Ведь орки прекрасно видят в темноте 🙂 Ну, вроде больше особо не вспоминается ничего, но, мне кажется, перед Битвой 5 воинств и во время оной он тоже малость поколдовал…