Судьба полярников, или Цезарь с Брутом в арктической экспедиции
1846 год. Экспедиция под командованием сэра Джона Франклина по поиску северо-западного прохода из Атлантического океана в Тихий, начиналась удачно. Первая зимовка прошла без особых потерь, и, казалось, остается совершить последнее усилие, после которого можно будет принимать заслуженную славу.
Однако что-то пошло не так. В результате слишком смелого решения Франклина, корабли «Эребус» и «Террор» оказываются затерты льдами около канадского острова Кинг-Вильям.
Зимовка их ждет сложная. Жуткий холод, проблемы с качеством провизии, болезни и недовольство команды. И, как будто этого мало, поблизости вмерзших в лед кораблей появляется какое-то странное и жутко опасное существо.
Что на самом деле случилось с экспедицией Франклина, не знает никто. Однако Дэна Симмонса, автора шикарного «Гипериона» и «Эндимиона» это не остановило. Его книга «Террор» реконструировала судьбу неудачливой экспедиции, и буквально переносила читателя на заледенелую палубу «Эребуса» и «Террора».
Экранизация откровенно просилась на свет, однако ее роды проходили не то, чтобы очень легко. О запуске проекта в производство было объявлено еще в далеком 2013. И вот, спустя пять лет он, наконец, добрался до наших голубых экранов.
Сериал вышел чертовски атмосферным и пронзительно-холодным. Бескрайние белые просторы, где напрочь теряются черточки кораблей, не говоря уже о людях. Безмолвная, строгая, но прекрасная природа, не терпящая чужаков. Причудливые конструкции торосов и прочих айсбергов. Ледяные холмы, горы и пирамиды (лед, вообще выступает в «Терроре» одним из главных героев). Пробирающий до костей ветер. Снег, пурга, бури с огромными, сыпящимися с небес градинами. Слепящий отблеск белой пустыни.
И посреди этого изначального, невообразимого холода, и абсолютно чуждого цивилизованному человеку простора, копошится сотня с небольшим полярников. Причем это не полярники времен незабвенного Союза – идейные и верящие в мечту. Подавляющее большинство членов экспедиции – обычные английские моряки и морпехи 19 века. Работающие за деньги и выслугу, месяцами питающиеся дрянной едой, спящие бок о бок с собратьями в гамаках на холодных палубах. За малейшую провинность подвергаемые порке и прочим наказаниям.
Есть, правда, и идейные.
Джон Франклин (Киаран Хайндс («Рим«, «Шпион, выйди вон!», «Женщина в черном», «Джон Картер», «Молчание», «Лига справедливости»). Опытный, но чересчур религиозный и тщеславный арктический исследователь. Да и с Фортуной у него отношения несколько странные. Человек, то искренне верящий в божественное провидение и свою миссию. То терзаемый страхами и сомнениями. То радостно грудью встречающий невзгоды. То мучимый неуверенностью и страхами. У Хайндса вышел весьма наполненный и многогранный образ.
Его соратник Джеймс Фицджеймс (Тобайас Мензис («Рим«, «Ночной администратор (Ночной портье)» ). Младший друг и соратник Франклина, его надежа и опора.
Фрэнсис Крозье (Джаред Харрис («Линкольн», «Орудия смерти: Город костей», «Помпеи», «Союзники») – еще один ветеран арктических и антарктических экспедиций. Скептический, хамоватый ирландец, плотно, пожалуй, даже чересчур, подсевший на виски. Мужчина, многое поставивший на эту экспедицию. Меланхоличный, недоверчивый, ждущий «подлянок» от природы. Уставший, битый жизнью. Влюбленный и разочарованный.
Стоит также отметить флэшбеки из лондонской жизни героев. Многое рассказывающие нам о персонажах, объясняющие и дополняющие некоторую их мотивацию. Показывающие развитие образов. Создающие более полную и гармоничную картину.
Но кроме англичан мы увидим и других людей. Инуитов. Точнее одну инуитку. Именно она покажет зрителю кардинальную разницу между белым человеком, пришедшим сюда незваным. И коренным жителем этих мест. Плотью от плоти суровых ледовых полей. Кровью от крови морозного воздуха и суровых снежных буранов. Между самозваным повелителем земли. И тем, кто за века научился жить с природой в гармонии. Между теми, кто знает, как надо выживать посреди мертвых торосов. И тех, кто не в состоянии даже под угрозой смерти избавиться от снобизма и гордыни.
А угроза над нашим героям висит нешуточная. Ведь Симмонсу, автору романа, ставшего основой для сериала, оказалось мало вывалить на плечи героев невозможные арктические условия, природные катаклизмы, людское несовершенство и проблемы с провизией. Было еще кое-что. Смертельно опасное и бесшумно жуткое. То, перед чем блекли все описанные ранее кошмары.
Эту самую угрозу постановщики подводят к зрителю не спеша, исподволь. Она долгое время мелькает лишь белой тенью, едва обозначенным силуэтом и контуром. Половину сериала мы ее и вовсе не увидим. Лишь последствия. И это гораздо страшнее, чем когда она появляется воочию. Ведь денег на качественное воплощение угрозы у постановщиков явно не хватило. Да и дизайнер оказался не на высоте.
Также создатели проекта по полной поиграются с человеческим страхом, его тлетворным влиянием. С подлостью, звериными реакциями на экстремальные условия. И прочими негативными чертами людской психологии. Понаблюдают за рождением и взрослением «серого кардинала». За людской глупостью и тому, к чему она приводит.
Ведь мало ли, всегда остается тщетная надежда на то, что история экспедиции Джона Франклина станет для некоторых не только полярным хоррором, но и психологической методичкой «как делать не надо».
Эрго. Атмосферный полярный психологический триллер с мистическим элементом о том, как иногда полезно слушать тех, кто разбирается в предмете побольше твоего. Жаль с финансами у постановщиков дела сложились не очень.
Режиссер: Милантс, Эдвард Бергер, Серджо Мимика-Геззан
В ролях: Джаред Харрис, Киаран Хайндс, Тобайас Мензис, Крис Корригэн, Иэн Харт, Кристос Лоутон, Мэттью МакНалти, Адам Нагаитис, Нив Нилсен, Пол Рэди, Себастьян Арместо, Эдвард Эшли, Майки Коллинз, Кевин Гатри, Аарон Джеффкот, Дэвид Уолмсли, Гай Фолкнер, Лиам Гэрриган, Чарли Келли, Кэролайн Болтон
P. S. Касабельно претензий некоторых рецензентов к слишком упитанному виду «изможденных голодом» персонажей, их излишней «морозоустойчивости», ровным лакированным укладкам, и периодически слишком декорационным декорациям. Да иногда эти моменты действительно бросаются в глаза. Кое в чем явно сказалась бюджетность. Кое в чем – халатность. Но все это на удивление мало отвлекает от рассказываемой истории. Все же общая картина гибели экспедиции удалась постановщикам на славу.