«Один наш дедушка Ленин, хороший был вождь» или святочные истории для маленьких республиканцев
1865 год. Америка. Близится к завершению Гражданская война. Север победил. Это ясно уже практически всем. Вопрос только в сроках. Пойдет ли правительство Конфедерации на уступки сейчас, или их заставят это сделать позднее. Президент США Авраам Линкольн (Дэй-Льюис) чувствует себя победителем. Во всем, за исключением одной маленькой, но не маловажной детали. Если война закончится в ближайшие дни, мало кто поддержит мечту всей его жизни — поправку к Конституции, запрещающую рабство на веки веков, аминь. Ведь практически никому не хочется, чтобы эти грязные черномазые отбирали у приличных белых людей работу, а уж тем более подумывали о праве голоса.
«Нет, сэр, конечно же, мы не зря проливали кровь под Геттисбергом. И конфедераты изрядные сволочи, но с такими поправками сэр, цветные скоро положат глаз на вашу дочку. Вы этого хотите, сэр?»
Единственным его шансом остается собрать голоса и продвинуть поправку под лозунгом: утром деньги, вечером стулья, то бишь: сперва отмена рабства, только после этого возможен конец войне.
Голосов не хватает, в стране бардак, а Палата представителей все больше напоминает тех самых членистоногих за прозрачной стеной. А тут еще, крайне не вовремя, в Вашингтон едет делегация южан, похоже, везущая предложение о мире.
Фигура Авраама Линкольна, 16-го президента США (первого на этой должности от республиканцев), сохранившего страну, победившего в Гражданской войне, освободившего рабов (так и тянет написать все слова с большой буквы), является легендарной в Америке уже почти полторы сотни лет.
Хотя при жизни противников у него было выше крыши, со временем все плохое, как обычно, подзатянулось туманом времени, а положительные черты и поступки (коих действительно было достаточно) выросли до поистине гигантских размеров.
Фильмов и сериалов об этом выдающемся американце существует уже немалое количество, включая и откровенные издевательства, типа недавнего бекмамбетовского шедевра. И вот, наконец, за Авраама нашего Линкольна взялся, пожалуй, самый известный режиссер Голливуда. Это не первый фильм Спилберга о детстве и юности Америки (вспомним хотя бы «Амистад»), и от такого выдающегося мастера все Штаты (остальному миру было честно скажем, плевать) ждали поистине монументального портрета своего любимого 16-го президента (тем более Стивен работал над подготовкой ленты не один год). В основу сценария легла книга Дорис Кернс Гудвин «Команда соперников», а на главную роль долгое время претендовал Лиам Нисон.
Как оказалось, мудрый Спилберг не стал впихивать невпихуемое, и вместо попытки показать все 56 лет Линкольна за два с половиной часа (хотя были и такие идеи), сконцентрировал внимание зрителя на последнем году его жизни. А еще конкретнее на борьбе за принятие XIII, освобождающей рабов, поправки к Конституции США.
А борьба нашему герою предстояла нелегкая. Мало того, что в родной республиканской партии раздрай, каждый одеяло на себя тянет, так еще и пару десятков голосов враждебных демократов как-то накопать нужно. Вдобавок честный Эйб как-то очень загадочно пользовался админресурсом (в зале глядя на это «использование» неприлично заржали и начали биться в конвульсиях современные политтехнологи). Он, видите ли, денег агитируемым демократам давать запретил, сманивая их будущими должностями. И увещевал исключительно добрым словом (совершенно позабыв про пистолет). Что самое забавное у него таки получилось (эх, ясли демократии, в Белый дом заходи кто хочешь, к Президенту дверь чуть ли не ногой открывают, пастораль).
Фактически картина сделана в жанре столь любимой в Америке «судебной драмы», когда герои мало действуют, много говорят, различными вербальными способами убеждая оппонентов в своей правоте. При этом, надо отдать должное Спилбергу, зритель, даже прекрасно зная, чем закончатся эти парламентские дебаты, все равно активно переживает за судьбу американской демократии. То бишь напряжение в ленте закручено неплохо. Не «Операция «Арго», конечно, но тоже достойно сделанный вариант нагнетания саспенса, без помощи активных действий.
Также рука мастера видна в построении кадра и монтаже, когда картинка так и просится на стену в рамочку, рядом с фотографиями крымских красот.
А вот по поводу подачи образов имеются вопросы. Очень уж советские агитки про вождя мирового пролетариата напомнило, причем в его «октябрятском» варианте. Ну, такой президент «сахарный», хоть к ране прикладывай. Отец народу, слуга господу. А ту еще и ходоки под дверьми. Так и ожидаешь услышать бессмертное: «я вот намедни банку меда съел, и не жужжу». Вот эта святочная лубочность образа малехо настораживает. И серьезно снижает общий градус восприятия картины.
При этом сыграно Линкольна великолепно. Дэй-Льюису огромный респект, уважуха и полностью заслуженный «Оскар». В его президента хочется верить, и плевать, что там говорят исторические факты и банальная логика. Всегда хочется надеяться, что хоть где-то у кого-то, может в тридевятом царстве — тридесятом государстве, или в Америке, еще не выросшей из коротких штанишек, объявится водитель нации, который будет думать не только о себе, любимом. Вождь, не забывший о том, что он лишь первый среди равных, и обязанностей у него отнюдь не меньше чем привилегий.
Вот эту голубую мечту современного человека и тешит Дэниэл Дэй-Льюис, то выслушивая восторженных мальчишек, то накоротке общаясь с телеграфистами, то убеждая прожженных политиков, то грюкая по президентскому столу президентским кулаком.
Также нельзя не отметить старого доброго Томми Ли Джонса в роли члена Палаты представителей США Тадеуша Стивенса. Томми в очередной раз доказал, что он шикарный артист, и использовать его только как умудренного годами спецагента, по меньшей мере нерационально. Его Стивенс, искренне верящий в равенство всех людей, фактически играет вторую скрипку во всей картине, уступая по мощи образа исключительно господину президенту.
Порадовала также Салли Филд в образе первой леди Мэри Тодд Линкольн (актриса, кстати, набрала для роли около 11 килограммов). Вот уж «повезло» мужику с супругой (да и с потомством тоже не все слава богу). А если б еще жена адекватная досталась, вообще мог наверно горы свернуть.
При этом повторно пересматривать ленту не тянет совершенно. На Дэй-Льюиса я уже полюбовался, а если захочется окунуться в море бескровного напряжения, логичнее включить последнее творение Аффлека.
Эрго. Качественная, разговорная «судебная драма», в антураже американского конгресса, испорченная излишней слащавостью подачи образа Линкольна, и почти спасенная шикарным исполнением главной роли. На 90 процентов рассчитана на благодарного американского зрителя (который, кстати, дал 180 лимонов сборов против всего 90 мировых).
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Дэниэл Дэй-Льюис, Салли Филд, Дэвид Стрэтэйрн, Джозеф Гордон-Левитт, Джеймс Спэйдер, Хэл Холбрук, Томми Ли Джонс, Джон Хоукс, Джеки Эрл Хейли, Брюс МакГилл, Тим Блейк Нельсон, Джозеф Кросс, Джаред Харрис, Ли Пейс, Питер МакРобби, Гулливер МакГрат, Глория Рубен, Джереми Стронг, Майкл Стулбарг, Борис МакГайвер, Дэвид Костабайл, Стивен Спинелла, Уолтон Гоггинс, Дэвид Уоршофски, Колман Доминго, Дэвид Ойелоуо, Лукас Хаас, Дэйн ДеХаан, Карлос Томпсон, Билл Кэмп, Элизабет Марвел, Байрон Дженнингс, Джули Уайт
Версию для «Киноедов» читайте на сайте http://yakinoed.ru/