Том Светерлич «Исчезнувший мир». — М.: Эксмо, 2019 г. (Серия: Fanzon. Наш выбор)
Агент против апокалипсиса, или Не ходите дети в галактику гулять
Шеннон Мосс – спецагент Следственного управления ВМФ CША, всякое повидала на своем веку. И не только на Земле. И не только в родные 90-е. Ведь она была оперативницей программы «Глубокие воды» — секретных миссий в глубины космоса и глубины времени. Попросту в будущее.
Будущее, которое не сулит человечеству ничего хорошего. Во всех его вариантах нашу цивилизацию ожидает конец. Рубеж. Мгновение, когда человечество перестает существовать.
Жестокое убийство в небольшом провинциальном городке, казалось, никак не может быть связано с грядущим апокалипсисом. Однако чем больше Шеннон работает над этим делом, связанным с пропавшим несколько лет назад «морским котиком», тем яснее становится, что связь все-таки есть. И без очередного визита в будущее Мосс не обойтись. Визита, принесшего неожиданные и шокирующие результаты.
Американец Томас Карл Светерлич появился на фантастическом небосклоне относительно недавно – пять лет назад, когда мир увидал его роман Tomorrow and Tomorrow. До этого Том трудился в университетской библиотеке для людей с ограниченными возможностями и потихоньку работал над рассказами, мелькавшими в сети с 2012 года. Один из своих рассказов Том отослал писателю Стюарту О’Нэну, посоветовавшего Тому подумать над крупной формой. Светерлич с удовольствием последовал совету, дебютировав в 2014 году уже упомянутым Tomorrow.
«Исчезнувший мир» — его второй роман, изданный в 2018. С первых страниц автор огорошивает нас близким концом человечества и таинственными Глубинами времени, крайне необычно действующими на людей. Затем надолго превращая книгу в классический детектив. Жестокое убийство. Расследование Мосс, проявляющий недюжинный полицейский талант. Кропотливая работа следователей. ФБРовцы, пасущиеся на заднем плане. Неожиданные открытия. На «Настоящий детектив» с которым книгу сравнивают в аннотации, роман похож не сильно, но линия расследования сделана вполне вменяемо. А вот кивок в сторону «Интерстеллара» и «Начала» более уместен.
Тем более, вскоре выясняется, что автор все же не забыл о том, что пишет фантастику.
Сперва наша «Шеннон Холмс» проявляет себя как детектив-читер, не отказывающийся от возможности «сделать монтаж» и воспользоваться плодами 20-летней работы своих коллег. А затем расследование и вовсе отходит на задний план, а перед нами во всей красе разворачивается история о путешествиях во времени/пространстве и встрече с таинственными сущностями. История, говорящая об ответственности за людские забавы с непознанным (не ходите дети в Африку гулять). За стремления к безудержному исследованию, познанию и технологическому развитию. Раздумывающая о формировании будущего и человеческой роли в этом самом формировании. Об иллюзорности реальности и различных вариантах бытия. О влиянии знания об этой самой иллюзорности на психику гомо сапиенсов. О моральных аспектах деятельности путешественников во времени и их психическом здоровье.
Светерлич использует в своей книге довольно популярную теорию многовариантности грядущего. Когда каждое действие создает новый вариант будущего, ветвистое дерево линий, возможностей и вероятностей, сплетающихся подчас в абсолютно фантасмагорических сочетаниях. При этом главной и единственно самодостаточной все равно остается линия 80-90-х, где было совершено убийство.
Перед нами два времени: 1997 и 2015. Причем если 1997 – в одном варианте, то 2015-тых мы увидим несколько штук. Наблюдать за вариантами развития персонажей, знакомых по основной линии, весьма любопытно.
Парадоксы, дубли, возвращения, мистические и психоделические моменты, попытки воспользоваться новой информацией и предотвратить нежеланные последствия. Все любимые приемы путешественников во времени в наличии.
The Gone World создан обстоятельно, реалистично и натуралистично. Действие развивается неторопливо, с описанием нюансов преступления, кровавыми и крайне неаппетитными подробностями убийства и следственной работы, атмосферой триллера, особенностями путешествий в Глубокие воды, их последствиями, размышлениями героини, загадками и постепенно получаемыми ответами.
Героини, ставшей одним из основных украшений романа. Уроженка небольшого городка, сумевшая избежать алкоголической дороги, протоптанной матерью, и занявшаяся криминологией после гибели подруги. Эмоциональный, живой человек, испытывающий сомнения, подверженный психотравмам и детским комплексам, допускающий ошибки. Хороший профессионал, матерый оперативник, неоднократно отправлявшийся в пучину будущего. Калека, потерявшая ногу во время первого столкновения с Глубокими водами. Женщина, переживающая из-за сального мужского отношения. Персонаж хорошо прописан, психологически достоверен, снабжен внушительным шлейфом роли, раскрывается перед читателем до донышка и несет в себе изрядный сюрприз.
Как видите, о современных трендах, типа проблем инвалидов и сексизма автор не забывает. А что вы хотите: в современной западной литературе – это практически непременный момент. Даже странно, что расовый вопрос как-то остался за кадром.
Экшена немного, но напряжение создано весьма умело. С самого начала ясно, что больших проблем не избежать, но с ходом времени атмосфера становится еще тягостнее. Жить в ожидании конца человечества, который все приближается и приближается – сотрудникам программы «Глубокие воды» не позавидуешь. «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца?» — как-то так.
Особенно если учитывать, что во всех проблемах человечества виноваты кто бы вы думали? Правильно – оно само. Точнее отдельные представители из той самой программы. Сперва прикоснувшиеся к тому, к чему даже близко подходить было нельзя (хотя – а кто знал?), а позднее испугавшиеся единственного способа исправить ситуацию. Да и так ли уж необходимы были масштабные исследования в Глубинах космоса и времени? Не лезьте туда, не зная куда: в места с последствиями визита в которые вы не готовы справиться – будто восклицает автор, а если уж полезли – имейте смелость исправить содеянное. Любой ценой.
Эрго. Приятная смесь детектива, триллера и фантастики о путешествиях во времени, с хорошей атмосферой, напряжением, удачной главгероиней и мощным посылом не торопить развитие цивилизации.