Золотой лук, Г. Л. Олди

Генри Лайон Олди «Золотой лук. Книга I. Если герой приходит. Книга II. Всё бывает». —  СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2021 г.  Серия: Азбука-Фэнтези. Дилогия «Золотой лук» из «Ахейского цикла».

Убийца из Эфиры, или Смертная часть мести

В славном городе Эфира, упорно именуемом невежественными приезжими Коринфом, растет младший сын басилевса Гиппоной, получивший от братьев шуточное прозвище Беллерофонт – Метатель-Убийца.

Годы идут, детство заканчивается. И все ближе время, когда в имени Беллерофонт, под которым его запомнят в веках, не останется ничего шуточного.

 

Ахейский цикл Олди, начавшийся «Героем», продолжившийся «Одиссеем» и «Внуком Персея», долгие годы ценится читателями как один из лучших в  творчестве харьковского дуэта. В мое личном топе Герой и вовсе занимает одно из первых мест.

После 2011 Олдя создали всего один любопытный роман, связанный с греческой мифологией. Гораздо больше времени они провели летая в космос, отправляясь в альтернативную Японию, Якутию, дореволюционную Россию, на Дикий Запад, в говардовское фентези или Зазеркалье.

И вот свершилось! Полноценное возвращение греческого цикла, ожидания, в целом, оправдало.

Олди: «Две книги, составляющие роман, мы решили назвать по цитате, принадлежащей мудрейшему Якову Голосовкеру: «Если герой приходит, все бывает». Т.е. «Книга 1. Если герой приходит» и «Книга 2. Все бывает».

Дилогия до ежиков мифологична. Причем не той мифологичностью, когда предания старины глубокой изучают в школах. И даже не той, когда последние потомки небожителей еще бродят по земле, но сами боги почти не спускаются с Олимпа. В «Луке» (как впрочем, и в «Персее») божественное и людское близко как никогда. К примеру, прадед ГГ – Атлант, куда уж ближе! (о папе сейчас говорить не будем). А деды героев, возьмем некоего Сизифа, отлично знакомы с небожителями, порой ведут себя с ними на короткой ноге.

Боги с нами, близко, руку протяни, но это не всегда хорошо, скорее наоборот. Мифы, легенды и сказки постоянно рядом, заменяя газеты, интернет и прочие СМИ. Они возникают как пауки из каждого угла, вспоминаются как недавнее прошлое, причем как богами, так и людьми, составляют неотъемлемую часть жизни. Мифы без преувеличений оживают, властно вторгаясь в реальность Древней Греции, а скорее составляя эту реальность. И нашу с вами.

Олди одарят читателя массой нюансов божественных отношений и контактов смертных с небожителями. В голоштанном детстве, читая Куна или Голосовкера, было чертовски интересно – что осталось за кадром? Чего нам не договорили? Олди отвечают на множество незаданных вопросов. Что двигало олимпийцами? Какие мысли бродили в голове Афины в тот или другой момент? Почему Зевс поступил так, а не иначе? А Лукавый-то отчего избрал этот путь?

Не забудут поразмыслить авторы о природе богов, нетерпимой к угрозам и особенно к соперничеству. Их ипостасях, о том, как становятся Олимпийцами. Позволят проникнуть на совет Дюжины. Расскажут больше о сути Дромосов и боевых ипостасях небожителей. Поднимут интересный вопрос о наказаниях в Аиде. Пока наказывают, ты помнишь кто ты. Жуткое возмездие, о котором будут рассказывать веками? Или невольное поощрение, возможность не исчезнуть, побыть не беспамятной тенью, а самим собой? Кому как.

Немаловажную роль в прелести романа играет олдевский язык, богатый, сочный, яркий, насыщенный: образность текста зашкаливает. Нас будто окунают в воздух Эллады, полный густых ароматов можжевельника, соленых оливок, сыра и моря. И самых различных эмоций.

Густым слоем заварного крема на торте – быт и особенности Древней Греции, где все взаимосвязано, многие друг другу родичи (кто сказал — Эллада большая деревня?). Детские забавы пацанов, живущих на побережье. Обучение недорослей. Не только чистке оружия, владению мечом, копьем, но и более скучным наукам. Экономике полисов, родословным правителей и богов. Политике, куда ж без государственной деятельности.

Езда на колесницах — на спине лошади лишь фракийцы да куреты гасают (и один шустрый юнец). Кулинария, жертвоприношения. Быт пастухов, табунщиков, их подопечных, вплоть до отношений жеребцов в табуне. Дворцы правителей и базары, полные сплетен. Любовь, дружба, ненависть и месть в антураже древней Эллады. Любопытные подробности, о которых не всегда знают даже любители истории (роль соли в то время лично мимо меня прошла неотмеченной). 

Роман состоит из двух основных линий: людской и божественной, приоритет за первой, хотя  вторая развита тоже весьма и весьма.

За гомо сапиенсов отвечает Гиппоной, он же Беллерофонт. Роман написан от первого лица героя, мы проживем рядом с этим парнем изрядный кусок его жизни. Ребенок — непосредственный, шебутной, пробующий бытие на вкус, узнавший то, чего не хотелось бы знать как можно дольше. Через него читателя знакомят с особенностями Эллады, отношений, обычаев тех времен. Подросток, отведавший потерь, открывающий в себе нежданные грани и таланты, познающий женщин и влюбляющийся, активно эмоционирующий, окунающийся в странные видения (воспоминания?). Человек, в котором вроде нет божественного ихора (но как же быть с папой?), но что-то сверхчеловеческое порой проявляется.

Первый том, по большому счету, классический роман взросления, к его финалу авторы доведут протагониста лишь до 16 годков.  Стоит, правда, учитывать, что в то время 16 лет совсем не те, что в 20 веке. Буквоеды даже могут побрюзжать о том, что действие протекает медленно и вообще Олди скатились в young adult. Да, сюжет развивается неспешно, но за счет языка, мифологичности и бытовых нюансов, на это не обращаешь внимания. Неторопливо, но до чего атмосферно!

В конце первой книги детство ГГ окончательно заканчивается, второй том погружает нас в жизнь подросшего героя, полноценного эфеба без эфебии. Скитания, встречи, новые земли, новые люди, настоящее вхождение во взрослый мир, познание нелицеприятных сторон зрелой жизни. Ну и, конечно, деяние, благодаря которому он остался в людской памяти.

Даются ответы на все вопросы. Перебрасывается мостик к грядущему, с прошлым дилогия и так плотно связана.

Также очень уместно смотрятся мини-главы от лица старика-Беллерофонта, рассказывающего неведомому собеседнику о прошедшей жизни.

Небесной линией заведуют два любимых авторами Олимпийца: Афина и Гермий (но не только они), первенство у дамы. Мудрость и военная стратегия окажется главной героиней с небесной стороны. «Сова и змея, олива и крепость», решающая одну охотничью проблему, предстанет перед нами с разных сторон, глубже раскроет свой внутренний мир, и нюансы «любви» внутри олимпийского семейства. Богов в этот раз Олди нам не пожалеют.

Плюс неожиданные врезки, в которых будет шанс поближе узнать Химеру и ее мать Ехидну. Да флеш-беки, тесно переплетающие «Лук» с «Внуком Персея».

И подспудно на горизонте шуршание гниющей листвы, погребальный звон – Тартар. О Павших позабыть не получится.

Что касается обилия цитат-воспоминаний во втором томе из первого, о которых сокрушались некоторые читатели. Есть такая буква в этом слове. Возможно, некоторый перебор. С другой стороны почти каждая из них работает для конкретной цели. Усиление ощущения, демонстрация причин состояния, истоков действия. В конце концов – Олдя авторы, они так видят.

Эрго. Еще одна увлекательная страница олдевской мифологической Ахеи.

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.