Звездная пыль (Stardust), 2007 — рецензия (обзор)

kinopoisk.ruСияние настоящей любви, или Сказка, лучащаяся волшебством

Тристану Торну (Кокс), казалось, была уготована участь обычного роботяги-англичанина из глубинки. В молодости — посыльный в лавке, затем более-менее удачная женитьба, спиногрызы в количестве двух-трех штук, тяжелый труд для прокорма семьи, артрит, и смерть, как желанное отдохновение ото всех забот.

В любом другом месте, скорее всего так бы и произошло.

Но был один фактор, который полностью изменил его жизнь. Причем еще до рождения.

Это фактор звался Стеной. А точнее Волшебной страной, привольно расположившейся за этой самой Стеной.

Страной, где возможно все. Тут корабли летают, животные разговаривают, а беспечному путнику нужно бояться не столько бешено несущихся экипажей (хотя и их тоже), сколько злых колдуний и нервных принцев.

Именно в эту страну пролег путь нашего юного героя, сгоряча пообещавшего девушке достать упавшую с неба звезду.

Страшновато идти в неизвестность. Тем более полную стольких жутких легенд.

Однако джентльмен всегда держит свое слово.

А уж если джентльмен молод и безрассуден!

То нас ждет чертовски увлекательная история.

 

Всемирная известность пришла к Нилу Ричарду МакКиннону Гейману, одному из самых интересных современных английских литераторов, в 2001 году. После публикации «Американских богов». Однако и до этого Нил не избивал ни в чем не повинные байдыки. На его счету значилось «Задверье» (1996) и «Звездная пыль» (1998).

Крайний на то время роман был встречен довольно тепло, получив несколько премий и номинаций.

Почти через 10 лет он станет первой масштабной экранизацией работ Геймана.

До этого зритель увидал сериал «Задверье» и «Зеркальную маску» с 4-х миллионным бюджетом. После – мультфильм «Коралина в Стране Кошмаров». И сериал «Американские боги«.

Но уже после Stardust имя Нила вписано в историю кинематографа огромными золотыми буквами.

Ведь «Звездная пыль» Мэттью Вона оказалась лучшей фентези-сказкой минимум последних пары десятилетий. Да и из многосотмиллионных гигантских фентези-эпиков с ней смогут поспорить разве что ВК с Нарнией. Да отчасти Хоббит.

Причем за исключением пары моментов экранизация не просто не уступает книге, а кое в чем даже превосходит оригинал (что случается крайне редко).

Чем же так хороша «Пыль»?

— Атмосферой. 

Провинциальное Застенье, а уж тем более Волшебная страна, буквально окутаны ароматом сказки.

Односельчане Тристана, в детстве и юности упорно пытающиеся пролезть за Стену, а во взрослом возрасте столь же упорно ее игнорирующие. Молодой Торн, буквально подпрыгивающий от жажды приключений и странствий. Его невозмутимый папаня. Целеустремленный Септимус. Потрясающий пиратский капитан летающего корабля. Великолепно-злобная Ламия. Колдуньи и единорог. В нужной пропорции приключения, юмор, красоты, магия, поединки.

А когда в этот коктейль добавили качественных, уместных спецэффектов, на удивление заводной и удачной музыки, а также шикарных пейзажей, общая картина буквально заворожила.

— Динамикой.

Действие практически не провисает. Даже в моменты, когда герои никуда не бегут, а просто общаются или танцуют, происходит масса вещей, необходимых для развития сюжета. Они узнают друг друга, отношения развиваются. Вокруг мелькают пейзажи, происходят второстепенные события, а все вместе еще больше погружает нас в волшебный мир Stardust.

— Актерскими работами.

Среди них в первую очередь вспоминается Роберт Де Ниро с его обалденным капитаном Шекспиром (в книге такой персонаж отсутствует напрочь). И величественно аморальная Ламия в исполнении неувядаемой Мишель Пфайффер.

Также отлично себя показал Марк Стронг со своим коварным, не ведающим преград Септимусом.

Чарли Кокс («Подпольная империя» (http://perekat.kiev.ua/7136/), «Соривоголова» (http://perekat.kiev.ua/сорвиголова-daredevil-сериал-2015/), кстати, тоже каши не испортил. Сравните его героя в начале и в финале. Развитие образа налицо, что в ленте, второй стержневой идеей которой является взросление и становление юноши, крайне немаловажно.

Да и бывшая Джульетта, сиятельная Клер Дэйнс, на тот момент еще не знакомая с сержантом Броуди («Родина» (http://perekat.kiev.ua/родина-чужой-среди-своих-homeland-2011/ ), свою работу выполняет вполне адекватно.

Первая же и главная идейная опора картины – Ее Величество Любовь. Мы увидим зарождение этого чувства (или стихии?), его развитие, почувствуем энергию, которую вливает оно в своих верных паладинов. Насладимся историей любви, которая в кои-то веки закончится хорошо. 

— Картинкой.

$70 000 000 все-таки. Летающие в грозовых тучах корабли. Колдовство, прекрасные пейзажи и панорамы неведомых (и ведомых) стран. Забавные привидения и красочные замки. Красочные костюмы, внезапные превращения, жаркие схватки и смертельные поединки.

Создается впечатление, что съемочная группа, при необходимости, могла бы рассчитаться за каждый цент (что тоже в кинематографе бывает нечасто).

— Саундом

Одна из немногих лент, где я заметил старания (и вообще наличие) композитора. Дичайшая редкость! Представляю героя: Илан Эшкери, прошу любить и жаловать.

Напоследок пару слов о литературном первоисточнике.

Основных отличий от фильма, пожалуй, два. Первое — вместо капитана Шекспира, некий Альберик, обычный ловец молний. Тут без вариантов. Блистательный Де Ниро укладывает ничем не примечательного Альберика на обе лопатки.

Второе – финал. А вот тут есть пару моментов, которые в книге мне понравились чуточку больше.

Во-первых ситуация с Викторией и ее браком. У Геймана Виктория искренне полюбила своего будущего мужа, и была с ним счастлива. По-фильму, особого счастья Форестер испытывать не могла в принципе. Тем более, после издевательского приглашения на финальное торжество.

Дальше, последняя встреча Ивейн с Ламией. В книге эта встреча несет абсолютно иной посыл, и дополнительно раскрывает характер Ивейн.

С другой стороны, понятно и ежу, что вариант со сражением, выбранный для кино, на экране смотрится выигрышнее в сто раз. Здесь, даже не столько претензия, сколько сожаление о невозможности совместить оба подхода.

И кстати, дальнейшая судьба влюбленных, описанная у Геймана, несколько отличается от того, что выбрал Мэттью Вон. Но то такое, интересно лишь в контексте разных отражений одного события.

А вот, отсутствие маленького лохматого человечка, и упоминания о Братстве замка (тема, и в книге-то не раскрытая абсолютно) я сильно критическими моментами не считаю (вон Джексон целого Бомбадила потерял). Он режиссер, он так видит.

Эрго. Пожалуй, лучшая фентези-сказка 21 века. Не удивлюсь, если и 20-го тоже.

Режиссер: Мэттью Вон

В ролях: Чарли Кокс, Клер Дэйнс, Мишель Пфайффер, Роберт Де Ниро, Марк Стронг, Джейсон Флеминг, Руперт Эверетт, Кейт Магован, Сиенна Миллер, Натаниель Паркер, Бен Барнс, Питер О’Тул, Иэн МакКеллен, Бимбо Харт, Алистер Макинтош, Дэвид Келли, Мелани Хилл, Генри Кавилл, Дэрби Хокер, Фрэнк Эллис, Марк Хип, Струан Роджер

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.