Дюнкерк (Dunkirk), 2017 — рецензия (обзор)

Спасение безымянных рядовых, или Выжившие в начале мировой Бойни

Май 1940 года. Британские и французские войска под ударами немцев откатываются к самому проливу. Дальше отступать некуда – с одной стороны Ла-Манш, с другой – германские танки. Долго сражаться не выйдет, и перед командованием союзников остается два варианта – плен, или переправа через холодные воды канала на скалистые берега Британии. Переправа под бомбежками, огнем артиллерии и смертоносными торпедами с подлодок.

 

Кристофер Нолан («Престиж» (http://perekat.kiev.ua/престиж-the-prestige-2006-рецензия-обзор/ ), «Начало» (http://perekat.kiev.ua/начало-inception-2010-рецензия-обзор/ ), «Интерстеллар» ( http://perekat.kiev.ua/интерстеллар-interstellar-2014-рецензия-обзор/ ), «Довод» (http://perekat.kiev.ua/tenet-nolan-довод-нолан-2020/) один из интереснейших режиссеров современности, уже давно оказался от лент «за жизнь».

Последней была «Бессоница», затем, вот уже полтора десятилетия, Кристофер уделял свое внимание исключительно фантастике. Да, его фантастика не слишком далеко ушла от реальности, в частности задав современный стандарт для супергеройских лент – реалистично жестких, мрачноватых и депрессивных. Однако все течет, все меняется, и Нолан обратился ко второй мировой войне. Причем не к высадке в Нормандии, и не к финальным ее годам вообще, когда победоносные войска союзников раскатывали деморализованных немцев (чем страдают 80 процентов зарубежных режиссеров затрагивающих эту тему). Нолан снял фильм о далеко не самой героической странице британского и французского оружия — операции «Динамо» — эвакуации экспедиционного британского корпуса из коричневой Европы.  

Причем Кристофер не только выбрал для экранизации не самую популярную страницу мировой бойни. Он еще и с ходу отказался от одного из самых выигрышных аспектов практически любого кинематографического произведения – хорошо проработанных и ярких героев. Почти во всех удачных фильмах о войне (и не только) есть несколько отлично прописанных и хорошо сыгранных персонажей. Людей, с которыми зритель может сродниться и активно им сопереживать. Причем так было что в золотую советскую эру военного кино, что сейчас (разве что «28 панфиловцев» талантливо «забили» на раскрытие образов, и как на меня это стало одной из их основных проблем).

Нолан с первых минут бросает зрителя в атмосферу безысходной обреченности, не давая ни времени на раскачку, ни долгих объяснений происходящего, ни предварительных ласк знакомства с персонажами. Мы даже имена их узнаем вскользь, и далеко не сразу. Никаких флешбеков, рассказов о детстве, воспоминаний о бурной молодости. Максимум, что мы видим ясно и четко – это желание вернуться домой. Эдакие типажи военной эпохи. Пара хитрых молодых парней, готовых для попадания на корабль на любое мошенничество и подлог (но как выясняется, не на подлость). Бравый контр-адмирал, слуга царю (пардон, королю), отец солдатам, думающий о молодых бойцах. Мельком показанный технарь, довольный своей работой. Англичане-гражданские, плывущие на страшный риск в своих утлых суденышках. Солдат (или офицер?) испытавший нервный срыв. Летчики-профессионалы, хорошо исполняющие свою работу. И масса пушечного мяса – обреченно дожидающаяся либо плена, либо спасения.

Посему не введитесь на имена Тома Харди («Начало«, «Воин», «Самый пьяный округ в мире», «Острые козырьки»,  «Безумный Макс«, «Выживший», «Легенда», «Табу». Киллиана Мерфи («Время», «Красные огни», «Превосходство», «В сердце моря», «Острые козырки». Или Марка Райлэнса («Шпионский мост», «Ганмен», «Большой и добрый великан»).

Они тут есть. Но играть им по большому счету нечего, взяты эти хорошие и известные актеры в картину исключительно для дополнительного привлечения зрителя в кинотеатры. Давно известно, что многие идут скорее на актеров, чем на фильм.

«Дюнкерк» не актерское кино. Абсолютно. Настолько режиссерский фильм нужно еще поискать. Минимум диалогов. Звенящее напряжение. Шикарное создание нагнетающей атмосферы обреченности. От музыки, цвета, шумов, бесконечных водных просторов и бескрайних небес до темпоритмических и кадровых решений. Три сюжетные линии. Игры со временем, прыжки чуть вперед или назад по шкале Хроноса. Показ одного и того же события с разных точек зрения. С неба, с воды, с мола. Постепенно все подвязывается, проясняется, хвосты сходятся. Разве что линию героя Мерфи я не до конца отследил – как именно он попал на затонувший корабль? Хотя, возможно что-то упустил.

Актеры честно исполняют поставленные задачи. Те, кто на берегу — просто хотят выжить. Почти все за редчайшим исключением, типа контр-адмирала. Те кто в море и в воздухе – исполняют свой долг. Так как они его видят. Кто-то до последнего мига держит машину в воздухе, хотя это и приведет к большим для него проблемам. Кто-то плывет через канал, рискуя жизнью своей и сына, хотя абсолютно не обязан этого делать. Кто-то упорно пытается забрать солдат с мола, несмотря на бомбардировки и торпедные атаки.

А что немцы, спросите вы? А немцев в фильме нет вообще. Как класс. Есть только надвигающаяся смертельная угроза, сродни торнадо или землетрясению. Бессмысленная и беспощадная. С которой нельзя пока сражаться лицом к лицу. Можно только бежать.

Напоследок о визуале. Особенно удались Нолану и его операторам воздушные кадры, когда во время боя или маневров горизонт переворачивается, и на тебя будто падает небо. Не менее эффектны картинки тонущих кораблей, переворачивающихся кверху днищем, и людей пытающихся выбраться из ставших ловушками стальных скорлупок. Сцены гибели солдат под бомбами на узкой ловушке мола. В общем, эффектных кадров масса.

Да в ленте есть проблемы с логикой. Хватает красоты ради красот. Солдаты без дела шляющиеся по улицам пустого городка, окруженного врагами. Стройные колонны бойцов часами под бомбами стоящие в ожидании эвакуации. Летчик плавно и красиво улетающий к врагу. Но все это можно простить ради общей картины, в очередной раз (может, наконец, дойдет!) без прикрас показывающей бессмысленного Молоха войны и людей, гибнущих в его жерновах.

Эрго. Нестандартная, но сильная военная лента, почти напрочь игнорирующая актерский фактор, взамен опирающаяся на визуал, шумы, отточенную и профессиональную работу остальной съемочной команды.

Режиссер: Кристофер Нолан

В ролях: Финн Уайтхед, Том Глинн-Карни, Том Харди, Джек Лауден, Гарри Стайлс, Анейрин Барнард, Джеймс Д`Арси, Барри Кеоган, Кеннет Брана, Киллиан Мёрфи, Марк Райлэнс

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.