Разговор о людской природе, или Злая сказка
Начало 17 века. Новая Англия. Жизнь Уильяма с семейством в пуританской общине не задалась. Дошло до изгнания.
Благо свободной земли вокруг навалом. Уильям, его жена и четверо детей ставят ферму на краю леса, и принимаются за хозяйство. Дела идут не очень. Неурожай.
Вдобавок исчезает новорожденный сынишка, за которым присматривала старшая дочь Томасин. Отец винит волков. Но все чаще в души семейства закрадывается подозрение, что виноваты отнюдь не серые хищники.
А самая натуральная ведьма.
Роберт Эггерс — автор эстетского изучения мужской натуры и предтечи Гамлета, начинал свое полнометражную карьеру постановщика — путешествием в мрачные дебри Новой Англии.
«Маяк» не был классическим хоррором, The VVitch, что характерно, также им не является.
Перед нами психологическое исследование людской природы с легендами, суевериями-забобонами, фанатизмом, слепой верой. Сдобренное мистерией зла.
Скримеров, тяжелого саспенса, напряженных моментов, привычных нам по фильмам ужасов, от Ведьмы ждать не стоит. Лично меня «дернуло» один единственный раз, во время поцелуя. Все остальные элементы картины вряд ли напугают искушенного зрителя. Но, похоже, Эггерс и не ставил себе это за цель.
Постановщик решил поговорить о Человеке. Точнее человеке. Простом жителе Земли, условно предрасположенном к разуму. О его гордыне и тщеславии. Отношению к «не таким как все». Фанатизме. Безоглядном доверии авторитетам. Слепой вере и зрячем недоверии. Готовности легко и просто назначить другого человека исчадием Зла. Искажении божьего слова. Ссорах, злобе, направленной на самых близких людей. Боязни неведомого. Дурной людской природе. Грехе. Зависти. Воспитании. Неуместных детских шутках.
Да, речь постановщики ведут вроде как о пуританах 17 столетия. Но вы думаете, что в цивилизованном 21 веке мы сильно от них отличаемся?
Паника, наивная вера словам сильных мира сего, неуемное желание безопасности, готовность обрушиться на ближнего, имеющего иную точку зрения, желание рвать глотку за эфемерную идею. Ничего не изменилось.
Разговор вышел впечатляющим, но проникнутым духом фатализма. Его воздействие нивелируется тем, что герои при любом своем поведении не могли ничего изменить. Даже будучи великими просветленными. Коими они аж ни разу не были. Ведь для спасения семейства требовались не молитвы, а коренное изменение характеров, признание своих недостатков, желание и готовность их исправить. В первую очередь со стороны супруга.
Впрочем, это может быть авторской фишкой – рыпайся, не рыпайся, все равно без шансов.
Ведь большое Зло абсолютно реально и может таиться где угодно. В густой чащобе. В амбаре. В соседней комнате. И вредить оно будет просто по природе своей. Безо всякой логики и смысла. Вас будто погружают в те самые злые сказки (типа непричесанных историй братьев Гримм), отнюдь не предназначенные для развлечения недорослей. Когда в лесу таится смерть, которой крайне непросто (если вообще возможно) противостоять. Можно лишь бежать. И это аж никак не волки.
Наблюдать за жизнью семейства увлекательно и тревожно. Несмотря на то, что дело явно добром не кончится.
Огромную роль в вовлечении в пространство ленты играет антураж 17 века. Пара строений в тени бескрайнего леса. Аутентичная одежка и предметы быта. Сон детей на полу (какие кровати?). Масса работы по хозяйству. Козы, уход за конем, куры, работа на поле. Молитвы и религиозные беседы. Фольклор и злые сказки. Ощущение полной оторванности от цивилизации. Оторванности, которая не вызывает до поры до времени у героев больших проблем. Отец семейства в одиночку при посильной помощи детей и жены выстроил двухэтажный дом и амбар. Посадил и собрал кукурузу. Нарубил дров на зиму (до этого дела он большой мастак). И если бы не некоторые нюансы, чувствовал себя в порядке («Завоюем глушь или она пожрет нас»). Пионеры прерий, что тут скажешь. «Гвозди бы делать из этих людей».
Возьмем того же Уильяма (Айнесон («Из ада», «Стражи Галактики», «Звёздные войны: Последние джедаи», «Первому игроку приготовиться», «Баллада Бастера Скраггса»). При всей его безрассудной гордыне – мужик — кремень. И смел до безрассудства (с мозгами дело похуже). А как иначе, ведь ему удалось перепуританить пуритан. Он натуральный продукт своей религиозной эпохи, считающей человека грешным по природе своей. Строг, не особо располагает к себе. По-своему весьма крепко любит жену и детей. Но не готов на смену точки зрения даже ради жизней близких. А точнее сильно опаздывает с такими изменениями. Уильям большую часть времени невозмутим, тем ярче смотрятся всплески эмоций отца, переживающего за своих детей, или вынужденного совершать неблаговидные поступки ради выживания.
Его супруга Катерина (Дики («Прометей»). Тут напротив не редкость фонтан эмоций, особенно по поводу утраты младшего сына. В контексте женского горя сыграно хорошо, но вот на жену пионера, которая может полагаться лишь на себя и близких, Катерина походит мало. Слишком уж ее тянет обратно к людям.
Старшая дочь Томасин (Аня Тейлор-Джой («Сплит», «Стекло», «Острые козырьки», «Ход королевы/Ферзевый гамбит»). Уже вступившая в пору женской зрелости. Нелюбимая матерью, вынужденная терпеть ее придирки и шалости младших близнецов. Открытая миру, глядящая на него огромными, распахнутыми глазами.
Сын Калеб (Скримшо). Отрок, всеми силами старающийся помочь отцу, разделить ответственность за семью. Вступающий в пубертатный период, начинающий испытывать интерес к женскому полу. Обстоятельный, серьезный, думающий.
Атмосфера фильма мрачная, подавляющая величием первозданной природы, сыплющимися как из рога изобилия несчастьями, параноидальными семейными отношениями, рвущей уши музыкой, чрезмерно длинными ЗТМ. Ощущением безысходности и отчаяния.
Тяжко у них там. В Новой Англии.
Эрго. Нетипичный антуражный хоррор с качественной подавляющей атмосферой и неплохими актерскими работами. Дающий акцент не на привычные приемы жанра, а на психологическом исследовании природы человека.
Режиссер: Роберт Эггерс
В ролях: Аня Тейлор-Джой, Ралф Айнесон, Кейт Дики, Харви Скримшо, Элли Грэйнджер, Лукас Доусон, Батшеба Гарнетт, Сара Стефенс, Джулиан Ричингс, Вахаб Каудхри