Моральные этюды под взором Фемиды, или Всесокрушающая родительская забота
Юный Адам, сын судьи Майкла Десиато не предполагал, что печальный день годовщины смерти матери может стать еще хуже.
Но так оно и случилось. Адам, навещая место ее гибели, насмерть сбивает мотоциклиста.
Перепуганный юноша скрывается с места преступления, обращаясь за помощью к отцу.
Тот, как законопослушный гражданин, не чуждый Фемиде, собирается в полицию, обещая сыну, что все наладится. Дескать шок, астма, хорошие адвокаты. Выкрутимся.
Но уверенность судьи развеивается как туман поутру, когда он узнает, кем был погибший.
Проект о выборе, вине, родительских чувствах, случайностях и безвыходной ситуации? Да еще и с шикарным Брайаном Крэнстоном в главной роли? Отчего ж не посмотреть.
Сериал оказался любопытным, хотя и не без недостатков.
Сперва об актерских работах.
Брайан Крэнстон («Во все тяжкие», «Вспомнить всё», «Операция «Арго»», «Джон Картер», «Годзилла», «Афера под прикрытием», «Электрические сны Филипа К. Дика»), как всегда рулит. Высокопрофессиональный служитель Фемиды. Судья, досконально разбирающийся в каждом своем деле. Порой самолично проверяющий показания сторон. Человек высочайших моральных качеств. Попавший в безвыходную ситуацию. Когда действовать по закону – означает смерть сына. Сына, которого он любит больше жизни. Вынужденный идти на сделку с совестью и наблюдать, к чему приводят попытки улизнуть из-под удара судьбы.
Нам продемонстрируют роль случайностей. Различные телодвижения – попытки «разрулить» ситуацию, которые лишь ухудшают дело. Последствия фальсификации улик – ведь прикрывая своего, подводишь под монастырь чужого ребенка. Ошибки и глупости законопослушного гражданина, вынужденного нарушать закон. Играющего по правилам даже в ситуации, которая к этому не располагает. Думающего об уликах, строящего алиби, заметающего следы. Громоздящего ложь на ложь.
Судья порой откровенно тупит. Ситуация с машиной просто на голову не налазит. Вместо того, чтобы сделать все самому, отправив ее под пресс, он начинает сложную комбинацию, стократ ухудшившую положение. Создав обстоятельства, вследствие которых начинают «выгребать» абсолютно непричастные люди.
Крэнстон хорош. Перемежая качественную мимику, нервный тик, фонтаны эмоций, закаменевшее лицо, срывы, внутреннее состояние, едва вырывающееся наружу. Изображающий чувства, которые не испытывает. Обманывающий ради сына.
Адам (Хантер Дуэн («Мир Дикого запада»). Худощавый, пугливый подросток с тонкой душевной организацией, лишившийся матери, больной астмой. Нормальный пацан, первым побуждением которого было вызвать помощь. Вторым – испуг и шок, заставивший сбежать с места аварии. По полной программе демонстрирующий зрителю «Страдания молодого Вертера». Размышляющий о своей вине. О том, что за него отвечают другие. Метущийся, переживающий, то склонный во всем признаться, то опять поддающийся страху.
Да, к сожалению, персонаж в тренде — опять перед нами вьюнош, потерявший мать и страдающий серьезным заболеванием. Что удивительно, с ориентацией у него все в порядке.
Your Honor — ремейк израильского сериала «Судья» (Kvodo), идущего на телевидении с 2017 года .
Майкл Стулбарг («Подпольная империя», «Хранитель времени», «Линкольн», «Доктор Стрэндж», «Прибытие», «Форма воды», «Секретное досье», «Фарго»). Глава мощной преступной организации. Подаривший сыну роковой мотоцикл. Самый спорный образ сериала. Жестокий мафиози, рассуждающий о том, что месть нужно остановить?? Да ладно! Вяловатый гангстер вышел у Стулбарга. Чересчур много раздумывающий о своих действиях. А также о моральной стороне вопроса.
На роль главы здешней мафии скорее подходит его супруга Джина (Хоуп Дэвис («Живая сталь», «Первый мститель: Противостояние», «Гренландия»). Вот кто безжалостен, как гремучая змея. И ради мести за сына готов на все, что угодно.
В лице Майкла Десиато с одной стороны и четы Бакстеров с другой, постановщики демонстрируют нам родительскую заботу во всей ее красе. Как положительной, так и отрицательной. Способной толкнуть отца или мать на любые преступления, заставить совершать самые нелицеприятные вещи. Подставлять под удар других, ломать судьбы чужим людям. Своя кровь превыше закона, морали и этики.
Постановщики, создавая героям безвыходную ситуацию, играют, конечно же, нечестно. Вдобавок сильно давя на жалость в показе негритянской семьи, для которой герой Крэнстона ранее стал ангелом спасения.
Выигрышной стратегии за судью нет в принципе. Принять все как есть, действовать по закону – значит потерять сына, которого гарантированно уберут в тюрьме. Хотя намекать на то, что поступить надо было именно так, создатели будут все время.
Второй вариант нам наглядно продемонстрируют в сериале. Как бы ты хорошо не замел следы – непременно вылезут какие-то недосмотры и роковые случайности. И каждое следующее действие будет лишь приводить к нагромождению проблем.
Единственным выходом для Десиато было бы либо убрать сына из страны, либо «лахать» из Штатов вместе с ним. Причем неплохо было бы инсценировать собственную гибель. Правда, для таких действий надо обладать нехилым криминальным талантом, чего судья лишен по условиям задачи. Плюс стоит учитывать нервическое состояние подростка, способного сорваться в любой момент.
Не забудут постановщики показать столь любимую в Цитадели Демократии судебную драму. Поговорить о непременном расизме и полицейском произволе. Затронут темы религии, божьей справедливости и ее отсутствия, лжи во благо. С самого старта окунут зрителя в жесткую обстановку внезапной, кровавой смерти. Зацепят тему бандитских разборок. Запустят интригу с загадочной черной машиной, служащей своеобразным аналогом совести. Отдельное спасибо за аллюзии на некую горемычную пару из Вероны.
Допустят при этом кучу нелепых условностей и ошибок. Начиная с судьи, делающего на процессе работу адвоката. Вы уверены, что именно этим должен заниматься судья? Продолжая уже задолбавшей привычкой героев-астматиков разбрасывать свои баллончики где попало, вместо того чтобы носить в кармане. Отсутствием гаража в доме судьи, из-за чего он вынужден чистить машину от крови прямиком на улице etc.
Понятно, что добром эта история закончиться не может. Вспомним хотя бы таинственный черный автомобиль, ингалятор, или тех, с кем пересекался Адам по дороге домой. Логично, что ближе к экватору, когда герои немного успокаиваются, а зритель начинает скучать, постановщики вновь закручивают пружину интриги, щедро приправляя блюдо сапсенсом, подкидывая бедному судье новые неприятности, заставляющие все больше поступаться своей совестью и принципами. Демонстрируя психологические нюансы американского правосудия (опытный судья – поводырь для присяжных).
К сожалению, создатели сериала изрядно затянули резину. Уже к середине проекта заинтересованные стороны обладают всей нужной информацией. Однако развязку ситуации зрителю все равно придется ждать еще пять серий. Многовато.
Эрго. Любопытное, но затянутое исследование вопросов вины, родительской заботы, сделок с совестью, роли случайностей с хорошей ролью Крэнстона.
Режиссер: Эдвард Бергер
В ролях: Брайан Крэнстон, Хантер Дуэн, Майкл Стулбарг, Хоуп Дэвис, София Блэк-Д`Элиа, Исайя Уитлок мл., Тони Карран, Лилли Кэй, Кармен Эджого, Бенжамин Флорес мл.