Энди Вейер «Проект «Аве Мария». — М.: АСТ, 2021 г. (Серия: MustRead — Прочесть всем!)
Полет за спасением, или Ученый против Апокалипсиса
Мужчина открывает глаза в компании двух покойников и автоматической медицинской системы. Он не помнит, где находится, что происходит, и главное — кто он такой? Однако, как подсказывают научные знания, всплывающие из глубин памяти – не на Земле.
Постепенно ситуация проясняется, и мужчина понимает, что от его действий будет зависеть судьба всего человечества.
Дебютный роман Энди Вейера «Марсианин» (вторая его работа «Артемида» была встречена чуток прохладнее) в 2012 году стал одним из самых приятных событий фантастической литературы начала 21 века. Точнее отличным представителем несколько утратившей позиции science fiction.
Радующим читателей ГГ-ученым, вовсю пользующимся своими «серыми клеточками», полагающимся на научные знания и силу людского духа. Что немаловажно, Вейер показал себя автором, верящим в Человека, что в наше время разнообразного гримдарка не самое частое явление.
Новый роман Энди написан четко в ключе «Марсианина» (повторяя приемы, использованные в полюбившемся народу романе, кроме контакта, понятное дело), одновременно повышая сюжетные ставки. Теперь на карте не одна жизнь – а вся людская цивилизация.
Герой у нас долгое время один одинешенек, и на его плечах лежит не только ответственность за цивилизацию, но и задача заинтересовать читателя.
В целом, протагонист справляется. Хотя в отличие от Марка Уотни, он вынужден показывать и объяснять нам не процесс выращивания картошки на Марсе, а гораздо более сложные научные теории.
Райланд Грейс хорош.
Отличный ученый, порвавший с большой наукой после того, как его теорию о спорности необходимости жидкой воды для любой жизни восприняли в штыки. Ставший учителем естествознания в школе. И каким учителем! Вот бы встретить такого преподавателя в юности!
Он цепляется в проблему или научную задачу как бультерьер – не оторвешь. Пока не выяснит, в чем соль. С успехом пользуется разумом. Эмоционирует по погибшим. Демонстрирует нам в своем лице почти идеального мужчину: умного, «рукастого и трудолюбивого», не пасующего перед трудностями, и на первый взгляд нерешаемыми задачами.
При этом допускает ошибки, трусит, забывает о важном, хватается за горячее, подвержен паническим атакам. Мучительно старается вернуть утерянные воспоминания. В общем нормальный, живой человек с достоинствами и недостатками.
Через Райланда автор показывает, как работают люди науки, как мыслят ученые, как приходят к гениальным выводам. Исследования, опыты, размышления, эксперимент и знания. И еще раз эксперимент. И еще пару десятков раз опыты. Выводы, основанные на базовых знаниях и полученном после исследований результате. Научный подход во всей красе.
Поговорит с читателем о важности знаний и расторможенного мышления, о необходимости думать мозгами, и не сдаваться. Даст любопытные факты о жизни и космосе, займется популяризацией науки в духе Жюля Верна.
Райланд молодец. Но и Вейер не отстает, всячески помогая своему персонажу в нелегком деле удержания читательского интереса. Постоянно подбрасывая герою свежие перипетии (поначалу кажется, что они не такие сложные в плане выживания, как в Марсианине. Не волнуйтесь, это не так – далі буде). Вводя в сюжет парочку нежданчиков.
И создавая две фактически равноценные хронолинии. Основную и арку воспоминаний. Несмотря на то, что объективно у второй на порядок меньше места, чем у линии настоящего времени, она становится важнейшим элементом романа, показывая предысторию происходящего, позволяя отыскать нужную информацию в виде проблесков памяти.
Работа ученых на Земле. Попытки разобраться в происходящем, выяснить источник угрозы, а следом понять, что с ним делать. Непопулярные методы, промежуточные решения, способные привести в ужас современного человека (с Антарктидой нехорошо получилось)
Отдельно стоит еще раз порадоваться наивному оптимизму Вейера, особенно мило выглядящему на фоне той же «Не смотри наверх».
В его романе представители государственных и бизнесовых структуры всего мира (ну, практически все), показывают себя вменяемыми людьми, думающими о будущем, понимающими последствия глупости и эгоизма. Тут не происходит засовывание голов в песок, а напротив — глобальное и всеобъемлющее объединение усилий всех стран для поиска решения. Полное и безоговорочное — все государственные, корпоративные интересы побоку.
Ученые не пытаются сделать себе имя на фоне приближающегося конца (ну, почти). Люди, позабыв про эгоизм, дружно работают во благо всего человечества.
Какая благостная у них тут реальность! Я все больше хочу в мир Вейера!
Плюс нас ждет безбрежность космоса, работа в скафандре, выходы в открытый вакуум, иные звезды, полеты у чужих планет.
И, безусловно, нежно любимая science fiction тема контакта, на долгое время ставшая основной сюжетной аркой романа.
Алиены вышли у Вейера знатными. Не считаю себя особым знатоком в инопланетных формах жизни, но такого варианта я с ходу не припомню.
Поиски общего языка («Прибытием» повеяло), налаживание контакта, забавные и опасные ситуации. Хорошо быть ученым, вооруженным знанием и программным обеспечением всего человечества! Изучение особенностей новых знакомцев (а особенностей там выше крыши). Совместная работа. Возникновение настоящей дружбы.
После экватора Вейер повышает градус напряжения, подбрасывая героям все новые и новые смертельно опасные испытания.
Интрига смотрится на уровне, порой Энди даже использует почти детективные хода. Что произошло на Земле, мы узнаем далеко не сразу, неторопливо, по частям. И даже на завершение романа автор припас несколько поворотов из прошлого.
Несмотря на обилие (порой чрезмерное) терминологии и научной информации, даже мне, кондовому гуманитарию, читать роман интересно. Энди неплохо знаком с законами драматургии, создал персонажа, которому хочется сопереживать. А главное, как я уже говорил – Вейер верит в людей, в торжество разума и интеллекта над тупостью и эгоизмом. В то, что Человеки Разумные, поднапрягшись и объединившись, смогут решить любую проблему.
Во все то, чего серьезно не хватает в наше непростое время.
Эрго. Качественная оптимистичная научная фантастика в «старом добром ключе» с приятным героем, непререкаемой, верой в людей и науку.