Хранители (Watchmen), сериал, 2019

Расизм без масок, или Альтернативные Мстители

2019 год. Америка. Но не наша. Тут Вьетнам является штатом США. Мобильных телефонов с интернетом нет в помине. Табак под запретом. С небес идет дождь из мальков кальмаров, выпадающих из другого измерения. В президентском кресле актер Роберт Редфорт, сменивший Никсона. На Марсе обитает самый настоящий сверхчеловек.

А в штате Оклахома полиция скрывает лица под масками и всеми силами пытается остановить «Седьмую кавалерию» — организацию, борющуюся за превосходство белой расы.

Для Анджелы Абар (Кинг) – детектива полиции Талсы, это дело становится личным. Ведь от рук «кавалеристов» погиб ее хороший друг. Но с головой погружаясь в расследование убийства, Абар еще не догадывается, что перед ней лишь кусочек чего-то гораздо большего.

 

Альтернативная Земля, созданная в комиксах Аланом Муром и Дэйвом Гиббонсом, уже гостила на большом экране. В «Хранителях» Зака Снайдера (http://perekat.kiev.ua/хранители-watchmen-2009/ ), считающихся одним из наиболее взрослых и мрачных кинокомиксов.

События нового телепроекта происходят через три десятилетия после перипетий комикса/экранизации, концентрируясь на расовой заварухе в Талсе, штат Оклахома (городе, печально известном Резней 1921 года). Однако масштабы истории гораздо шире, чем кажется на первый взгляд.

Проект получился специфическим, но небезынтересным. В первую очередь привлекает внимание мир. Наблюдать за его  отличиями от нашего — одно удовольствие.

История общения с мстителями (не теми) у этого мира долгая и богатая. Тут в свое время крайне популярными стали парни в масках – вигиланты, вершащие справедливость. Сперва они пользовались поддержкой копов и общественности, однако позднее ситуация изменилась. Власти прозвали их линчевателями и объявили вне закона. Очень уж радикальными методами пользовались эти прекрасные мужчины и женщины в плащах. Общественность была настроена не столь однозначно, изрядное количество народу по прежнему считало их героями. Затем произошли события оригинальных «Хранителей» и практически все мстители исчезли с радаров. Доктор Манхэттен уже 30 лет безвылазно сидит на Марсе. Роршах погиб. Озимандия исчез.  

Однако мода на закрытые лица не исчезла вместе со знаменитыми линчевателями. Периодически появляются новые народные мстители, а в славном городе Талса в маски обрядились все поголовно сотрудники правоохранительных органов (при этом огнестрельное оружие выдается на руки по большим праздникам, в обычное время полицейским приходится обходиться электрошокерами). Какой, однако, простор для злоупотреблений властью – «кто сторожит сторожей?» (впрочем, нашим родимым правоохранителям и маски для этого не нужны). Эта свежая идея, пришла силовикам в голову после кровавого нападения на копов со стороны местной расистской организации. Идея оказалась богатейшей, привела к падению уровня преступности на 80 процентов и заинтересовала американских копов из других регионов.

Тема ответственности, безнаказанности, психологических изменений и травм мстителей, ощущения защищенности под маской, безликих силовиков со значками и без, безоглядной жажды справедливости, занимает меньше места, чем в оригинальных Хранителях или работе Снайдера, но все равно является одной из движущих сил сериала. Доказано «эволюцией» Вершителя правосудия. Сильная история.

Но краеугольным камнем Watchmen стала тема расизма. Причем расизма нутряного, так сказать народного, ведь на официальном уровне в этой Америке все тип-топ. У власти Редфорд (тот самый, попрошу отметить вполне себе белый господин), который проводит политику выплату компенсаций жертвам Резни в Талсе. Среди чиновников, полицейских и прочих силовиков огромное количество черных. Причем копы не покрывают расистов, не противодействуют им для галочки, а действительно борются с неадекватными белыми мужиками. Имеется даже «детектор расистов»,  выявляющий негативные предубеждения против наших черных братьев. Но, что интересно, расистов меньше не становится. Не удивительно. Ведь Америка – что реальная, что альтернативная, слишком увлеклась чувством вины перед угнетаемыми неграми. Что не есть правильно. Одно дело – признать ошибки, компенсировать потери, приложить все усилия, чтобы так больше не делать, воспитывать детей в правильном русле. Другое – лелеять чувство вины, долбить этой тяжестью белое народонаселение, десятилетиями посыпать голову пеплом, а чернокожих извинениями. Заменять белый расизм – черным. Доводить политкорретность до абсурда. «Чаша весов слишком склонилась». Тут кому угодно захочется выскользнуть из-под этого пресса. Из чувства противоречия взлелеять гордость за белую расу. Тем более у далеко не самых интеллектуальных жителей провинциальной Америки.

Вменяемых белых персонажей в сериале единицы. А расистская тема начинает к середине проекта изрядно напрягать.

Слава богу, в сериале есть, на что посмотреть помимо столь тревожащего умы жителей США расового вопроса. Мы увидим мир, где в 2019 году нет ни мобилок, ни интернета. Где до сих пор пользуются пейджерами (!). Где имеется два бога: один в церквях, другой на Марсе. Где Роберт Редфорд занимает Белый дом, а Никсон считается одни из важнейших президентов страны, наряду с Линкольном или Вашингтоном. Где можно обратиться в банк данных ДНК, узнав историю своей семьи на многие поколения назад. Где 30 лет назад за один миг погибли три миллиона нью-йоркцев. Где соседние измерения – данность, люди активно спорят о природе межпространственного нападения, а компании по экстрапространственной безопасности и кружки для пострадавших от пси-удара пользуются немалым спросом. Где человечество позабыло о холодной войне, едва не ставшей горячей, объединившись против угрозы из-за грани. Где можно записать голосовое сообщение на Марс и отправить его прямиком Доктору Манхэттену (которого постановщики предусмотрительно вывели за скобки – надолго, но не волнуйтесь, отнюдь не навсегда), эдакий вариант молитвы синекожему богу. Где в небе плавают летающие батискафы с огнеметами, дирижабли и прочие непривычные нашему глазу аппараты. Где клонирование домашних питомцев (и не только) обычное дело. Где воспоминания могут складироваться в таблетки. И даже помидоры растут на деревьях! Наблюдение за деталями и нюансами альтернативной Америки составляет одну из самых приятных фишек проекта.

Еще одной такой фишкой стало качественное нагнетание интриги. Долгое время зрителю не понятно, что собственно происходит, и как эта местечковая история о расовых разборках может перерасти во что-то глобальное? Однако напряжение висит недетское с самых первых минут. Постепенно проявляется все больше движущих сил и действующих лиц. Возникают старые знакомые, изрядно изменившиеся за прошедшие десятилетия. Тот же Озимандия кажется тронувшимся умом и растерявшим последние остатки человечности. Шелковый призрак круто поменяла свою жизнь, занявшись борьбой с народными мстителями. А погибший Роршах и до сих пор живее всех живых, став знаменем организации, сражающейся за белое превосходство и подарив им свою знаменитую маску.

Призрак в исполнении Джин Смарт («Фарго», «Легион») стала чуть ли не интереснейшим образом сериала. Некогда одна из линчевателей нынче круто сменила сторону и не покладая рук трудится на ФБР, выявляя и сажая своих последователей. Циничная, жесткая тетка, не боящаяся спустить курок и сломать жизнь хорошему человеку. Сильная, умная, убежденная в своей правоте. Гремучая смесь. 

Озимандия (Айронс («Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»), «Кредо убийцы», «Лига справедливости», «Красный воробей») сделавший пластическую операцию, обитает в огромном замке в окружении верных слуг, и явно уверен в том, что не сказал последнего слова в этой истории. К сожалению, Айронс сделал своего персонажа карикатурно-нарочито-злодейским и поверить в высоты его интеллекта гораздо сложнее, чем в версии Снайдера.

Однако первая скрипка в сериале у новой героини. Детектива Анджелы Абар (Кинг («Штамм»). Бой-баба, из тех что в горящую избу и коня на скаку. Коп, являющийся эдаким народным мстителем со значком. Женщина, благодаря расистам побывавшая на пороге смерти. Человек, разбирающийся в хитросплетениях ветвей родового древа и оказавшийся в самом эпицентре событий.

Также интересен ее дед Уилл Ривз (Госсетт-мл.), один из первых персонажей с которым знакомится зритель. Загадочный (и знаковый для всей истории) калека, возникающий и пропадающий как чертик из табакерки.

Госпожа Чьеу (Чау («Большая маленькая ложь»). Таинственный триллионер, преследующий свои таинственные цели.

Уэйд Тиллман, он же Зеркало (Нельсон («Особое мнение», «Баллада Бастера Скраггса»), еще один детектив, получивший целую серию, ведающую о его прошлом и настоящем. Тот, кто оказался одним из выживших во время пси-удара 30-летней давности. Человек, так и не оправившийся после той трагедии. Именно благодаря этому персонажу мы перенесемся на 3 десятилетия назад, и увидим, как происходила атака на Нью-Йорк.    

На протяжении сериала зритель окажется не только в ближайшем прошлом: о флеш-беках постановщики не забывают с начала до конца. Взглянем хотя бы на историю с «Ностальгией» — наркотиком, возвращающим воспоминания. Черно-белая серия, показавшая появление первого народного «мстителя», совместившая настоящее с нуарным прошлым, получилась знатной и порадовала интересными переключениями, вставками, совмещением времен и пространств. К сожалению, без второго главного фетиша эпохи толерантности и политкорректности, постановщики обойтись не смогли.

Но, в общем-то, запомнившихся актерских работ в сериале на удивление немного.

Зато музыки в достатке. Классические композиции, популярные мелодии разных лет создают приятное, антуражное дополнение к истории.

За «Американскую историю героев» отдельное спасибо. Жестко, «иронично-саркастично» по полной программе. Жаль – маловато.  

А вот развитие выходит слишком уж неторопливым, первая половина напоминает длинное вступление, фактически настоящая движуха начинается ближе к экватору проекта. Местечковость событий на долгое время становится изрядным «багом», мешающим воспринять работу всерьез. Многие линии кажутся несвязанными (так лишь кажется). И к манере постановщиков, вовсе не стремящихся что-либо дополнительно объяснять зрителю, давая им минимум информации, предоставляя возможность во всем разбираться самим, надо привыкнуть. Но все эти недостатки завязки стоит перетерпеть, чтобы добраться до самого вкусного. А оно там имеется.

Эрго. Еще один любопытный взгляд на «героев в масках», с интересным миром альтернативной Америки, размышлениями о психологии линчевателей, подпорченный чрезмерным расовым акцентом и долгим вступлением.

Режиссер: Стеф Грин, Николь Кэссел, Андрий Парекх

В ролях: Реджина Кинг, Дон Джонсон, Тим Блэйк Нельсон, Джин Смарт, Луис Госсетт мл., Эндрю Ховард, Джереми Айронс, Яхья Абдул-Матин II, Фрэнсис Фишер, Джейкоб Минг-Трент, Том Мисон

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.