Новости со всех концов Америки, или «Вот и встретились два одиночества»
Жизнь ветерана вьетнамской войны Джима на склоне лет покатилась под откос неудержимым экспрессом. Смерть горячо любимой жены от рака. Банк, собирающийся отобрать ранчо за долги. Пустота и ощущение ненужности бытия.
Встреча на мексиканской границе с женщиной и ее сыном, бегущими от картеля, сперва стала лишь еще одним раздражающим фактором. Но вскоре Джим почувствовал, что он в чем-то ответственен за судьбу пацана. И громилам картеля, вломившимся на американскую землю, придется сильно попотеть, чтобы добраться до беглецов.
Боевики с актерами предпенсионного возраста упорно не теряют своей популярности.
Лиам Нисон («Три дня на побег», «Морской бой», «Гнев Титанов», «Схватка», «Голос монстра», «Молчание», «Уотергейт: Крушение Белого дома», «Вдовы», «Баллада Бастера Скраггса») уже неоднократно дававший джазу врагам, решил вновь навестить эти галеры (по слухам далеко не в последний раз).
Меж тем The Marksman (прямой перевод «Стрелок») изрядно отличается от той же Заложницы. Мы видим скорее не боевик, а трагичную историю пожилого солдата, на склоне лет нашедшего цель в жизни. В этом лента откровенно перекликается с «Новостями» Хэнкса.
Перед нами горячо любимое американцами роад-муви с пожилым и юным участниками, во время путешествия, переосмысляющими и понимающими некоторые важные для человека вещи.
Джим – старик, утративший все, ради чего стоило жить. Жена умерла, деньги потрачены на неудачное лечение супруги, дочь живет своей жизнью, стадо почти вымерло, ранчо со дня на день отберет банк. Единственным близким существом является собака.
Ветеран войны, изрядно обиженный на правительство за невнимание к себе любимому.
Настоящий американец, прилежно стучащий в погранслужбу о нелегалах, переходящих границу.
Мужчина, активно (возможно зря, ну на кой черт ты их тормозил?) вмешавшийся в происходящее с мексиканкой и ее сыном. Получивший возможность решить финансовые проблемы. Встретивший подростка, вызвавшего в нем желание сотворить что-то хорошее пускай для одного-единственного ребенка. Позаботиться о существе, нуждающемся в защите. Сделавший выбор, решивший судьбы десятка человек. Заметим, лишь для одного из этого числа этот выбор не стал роковым.
Нисон хорош. Стержневой хребет американской нации – независимый, бесстрашный, не боящийся трудностей. Одинокий, уставший, закладывающий за воротник, вымотанный старикан, из которого песок сыплется, но старающийся бодрится. Отстраненный ковбой в непременной техасской шляпе. Нехотя берущий на себя заботу о пацане. Сомневающийся, но во время дороги все больше привязывающийся к попутчику. Подводящий под свои действия моральную и мистическую базу. Принимающий решение идти до конца, невзирая на последствия.
Качественный персонаж.
Пацан работает тут классическим объектом действия, раздражающим фактором, побуждающим героя. Обычный насупленный, ершистый, но в целом довольно адекватный подросток.
Дочь Джима в исполнении Кэтрин Уинник («Геошторм», «Тёмная башня») особо на происходящее не влияет, демонстрируя единственную оставшуюся связь героя с миром.
Главгад (Раба) – начинающий как безжалостная змея, оставляющая за собой необязательный след из трупов, в самом финале открывается с неожиданной стороны.
Еще более любопытна моральная база картины.
Первый главный посыл «Стрелка» состоит в смене поколений, замене отжившего новым. Причем это самое новое не должно отнимать жизни. Сия прерогатива остается за старшими товарищами, прошедшими огонь, воду и медные трубы. Правда, неясно, зачем его стрелять тогда учить?
Эх, вздохнула Катерина, толерантный 21 век – в ранешнем кино молодое поколение самолично свершило бы справедливое возмездие. И уж никак ему не пришла бы в голову идея избавляться от «мертвых президентов». Жили бы два одиночества в мире и согласии на купленном за неправедные пенензы ранчо, после сцены на ферме завлекающе удалившись в закат. Ну, или на самый крайний случай раздали бы их бедным, тому же священнику. Но так? Это что же, по мнению постановщиков, лишь избавившись от власти денег можно жить дальше? А как быть с тем, что в этом мире все (ну или почти все) продается и покупается. Даже вожделенный хотдог беднягам в результате не отведать.
Вторая достаточно спорная идея состоит в том, что нам показывают эдакое самопожертвование ради будущего. Причем самопожертвование максимальное и абсолютно бескорыстное. Все бы хорошо, но поверить в такой вариант не получается, как не старайся. Это при том, что в остальном лента достаточно реалистичная. «Радуя» зрителя загребущими банкирами, брошенными в беде ветеранами, коррумпированными копами, безжалостными бандюками, и оскалами судьбы, когда страдают абсолютно непричастные люди, всего лишь оказавшиеся на пути плохих парней.
Несколько озадачило всеведение преследователей, безошибочно находящих свой объект (в первом случае могли запомнить номер пикапа, но почему бы не упомянуть об этом зрителю, а в ситуацию с мотелем остается списать лишь на дьявольскую интуицию главаря, ведь даже карта была выведена за скобки).
Также охота отметить американские контрасты, ведь наша парочка, начав свой путь в засушливых пустынях, со временем покажет нам и более зеленые ландшафты Штатов.
Эрго. Классическое трагедийное роад-муви о двух одиночествах, становящихся друг для друга единственной опорой. Хорошая роль Нисона, разнообразные пейзажи США. А вот особого боевика ожидать не стоит, перестрелок тут ровно две штуки.
Режиссер: Роберт Лоренц («Дж. Эдгар», «Снайпер»)
В ролях: Лиам Нисон, Кэтрин Уинник, Тереса Руис, Хуан Пабло Раба, Грэйсон Берри, Лелия Симингтон, Люче Рэйнс, Дилан Кенин, Чейз Маллинз, Томми Лафит, Шон А. Розалес, Хосе Л. Васкес, Антонио Лейба, Алекс Найт, Дэвид ДеЛао