Пляски огненных чертей в пригородном омуте, или Не копайтесь в прошлом
Том Дилейни (Холл) был полностью доволен своей жизнью. Любимая работа хирургом, дом в престижном закрытом пригородном районе. Жена и две дочери.
А потом произошло ужасное. Смерть супруги от рака не просто нанесла Тому удар, от которого он не оправился, но и серьезно подорвала отношения со старшей дочерью Дженни (Джеймс-Келли), как раз вступившей в непростой подростковый возраст.
Время шло, казалось, семейство Дилейни сможет вернуться к нормальной жизни. Как вдруг, отправившись погулять с друзьями, Дженни бесследно исчезает.
Том пытается разобраться, что случилось с дочуркой, в процессе выясняя, что у множества его знакомых и членов их семей имеются скелеты в шкафу. Причем таких размеров, что достав их наружу, Том полностью перевернет жизнь их благополучного закрытого социума.
Фильмов и сериалов, посвященных жизни небольших, чинных городков Штатов и Европы, где, если копнуть, кипят поистине шекспировские страсти, снято немало. Вспомним хотя бы «Убийство» (http://perekat.kiev.ua/убийство-the-killing-сериал-2011/ ), «Фарго» (http://perekat.kiev.ua/фарго-fargo-сериал-2014/ ) или «Тьму» (http://perekat.kiev.ua/тьма-dark-сериал-2017/ ).
Оказалось, жители городков и предместий Великобритании ничем в этом отношении не отличаются от своих американских или европейских соседей.
Перед нами в первую очередь детектив с любопытной структурой. Расследование, которое проводит Том, пытаясь отыскать пропавшую дочь. Серия – один день. Наполненный тревогой день за днем, когда Дилейни по кусочку собирает паззл случившегося в ту роковую ночь. Время от времени настоящее дополняется флеш-беками (некоторые моменты показывают с разных точек зрения, открывая новые кусочки мозаики), но все же основное действие происходит здесь и сейчас (за исключением одного старого случая, оказавшего чертовски сильное влияние на многих людей, и продолжившего оказывать его до сих пор). Перед ошарашенным отцом появляется кусочек ниточки, потянув за который он находит следующий, затем еще один и еще. Всплывают подозреваемые, раскрываются старые тайны, сплетаются из тумана роковые загадки, появляются свежие улики, важная информация, новые неожиданные фигуранты и связи, порой из далекого прошлого. Это при том, что убийственно-нетривиальным фактом постановщики огорошивают зрителя в самом начале, подкладывая одной семье нехилую затонувшую свинью. Но на самом деле судьба Криса лишь подбрасывает нам новые вопросы. Интрига поддерживается и нагнетается профессионально, по восходящей, и что, собственно, произошло, неясно практически до финала. Детектив у создателей Safe получился на славу.
Второй интересный пласт сериала – психология жителей пригородов и небольших городков. Не зря одним из вариантов перевода названия стал «Омут». Тот самый, тихий, с чертями. Чертей у здешних, благопристойных на первый взгляд жителей, хватает. Практически все аборигены здешнего закрытого квартала (а все крутится именно вокруг его обитателей), эдакий продвинутый средний класс, отлично знают друг друга, многие испытывают к соседям искренние теплые или наоборот чувства. Воздух плавится от любви, ненависти, секса, зависти, злобы. Герои делают глупости, поддаются эмоциям, подличают, совершают ошибки. Эдакое милое змеиное кубло с кучей улыбок. Все искренне делают хорошую мину при плохой игре, переживают о своей репутации, совершая ради ее сохранения весьма неприглядные вещи. При этом нередки случаи, когда ты вдруг может выясниться, что ты почти ничего не знал про собственных жену и детей.
Отцы и матери семейств урывают свой кусочек секса, пока дети не вломились, и далеко не всегда с законным партнером по браку. Детишки в свою очередь, когда не видят предки, отрываются, как могут. Вечеринки с морем алкоголя (забавный вариант «медведь пришел» в пинг-понговом исполнении), наркотой, танцами и драками.
Нам показывают несколько сюжетообразующих семей.
Первая – Дилейни, во главе с Томом в исполнении Майкла С. Холла («Час расплаты», «Уотергейт: Крушение Белого дома», «В тени луны»), блеснувшего в роли Декстера, но так и не вышедшего, к сожалению, из тени этого нетривиального образа.
Холл хорош. Мужчина, потерявший жену и оставшийся с двумя дочерьми-подростками, одна из которых винит его в смерти матери. Так и не отошедший от потери любимой, порой видящий ее призрак в толпе. Загруженный работой, теряющийся в общении со старшенькой, как раз по полной вляпавшейся в пубертатный период. Отец, готовый на все, чтобы отыскать и вернуть домой свою непутевую дочурку. Человек, искренне ценящий правду. Как на меня, даже слишком.
Еще одна правдолюбка — его глупенькая дочь Дженни, заварившая такую кашу, что чертям тошно стало (тем самым из омута).
Его тайная любовница – следователь местной полиции София Мейсон (Аббингтон («Шерлок») со своим экс-супругом, отселенным за алкоголизм в трейлер и больным сыном. Хороший профессионал, несчастная женщина, жаждущая тепла и нормального мужика рядом.
Его лучший друг и армейский сослуживец Питт Мейфилд (Уоррен). Единственный вялый кивок в сторону современной политкорректности. Питт – гей, при этом настоящий товарищ и весьма боевой мужик. Но не без своих тайн.
Семейство Маршал – выдавшее ураганную черноюморную арку с возней вокруг «нежданчика» из бассейна. Красивая иллюстрация (и не единственная) того, что тайну в нынешних условиях западного пригорода сохранить нереально, она все равно станет явной. Правда лезет наружу подобно дрожжевому тесту из кадки, ошибки громоздятся одна на одну, притягивая за собой следующую. В общем, будьте законопослушными зайками. Желательно с детства.
Семья Чахал. С ее невозмутимо-пофигистичным отцом, на самом деле весьма переживающим за своих близких. Французской матерью, вляпавшейся в некрасивую историю. И наглым сыночком-фанфароном, создавшим окружающим немало проблем.
Молодая полицейская Эмма Касл (Артертон). Напористая юная дама, пережившая недавно жуткую психотравму, устроившая свой перевод в тихое место, и тоже не лишенная загадок.
Еще постановщики не прочь поговорить со зрителем о непростых отношениях отцов и детей. Важности семьи. Родительской дилемме: тайна личной жизни ребенка или плотный присмотр за чадом. О вопросах безопасности, очень часто иллюзорной. Безопасности, которую не обеспечивают ни закрытые коттеджные городки, ни охрана на воротах, ни профессиональная полиция. Лишь осознанная, прочувствованная на собственной шкуре искренность молодых людей, понявших, что кроме близких, никто всерьез об их судьбе заботиться не будет. А безопасность возможна лишь в семье, где все доверяют друг другу. И то если повезет.
И, конечно, о воздействии прошлого на наши поступки, о чувстве вины, способном склонить человека как к добрым, так, к сожалению и злым делам. А вот не надо ворошить былое. Оно этого не любит.
Да, без логических несуразностей («боевые» характеристики убийцы Криса, к примеру, плавают от мощных до детсадовских) и моментов, притянутых за уши, постановщики не обошлись, но на них, в принципе, можно не обращать внимания.
Эрго. Приятный британский детектив с качественной интригой и психологическими этюдами, посвященными небедным обитателям маленьких городков.
Режиссер: Джулия Форд, Дэниэл О’Хара, Дэниэл Неттхейм
В ролях: Майкл С. Холл, Аманда Аббингтон, Марк Уоррен, Ханна Артертон, Луис Гриторекс, Чук Сибтайн, Хиро Файнс-Тиффин, Кэти Кармайкл, Изабелль Аллен, Одри Флеро, Эми Джеймс-Келли