Мать человечества, или Новое начало
Будущее. Человечество погибло. Война, знаете ли. Между митраистами и атеистами. И такое бывает. Уцелели лишь получившие место на ковчеге почитателей Сола, летящем к далекой и не очень гостеприимной планете Кеплер-22б.
Одновременно с медленным ковчегом другая сторона конфликта отправила на Кеплер шустрый кораблик, на борту которого андроиды-опекуны Мать с Отцом да дюжина людских эмбрионов. Из которых появились на свет шестеро малышей.
Проходит десяток лет, на Кеплер высаживаются разведгруппы из доковылявшего наконец-то до планеты Ковчега.
Мать аж никак не рада гостям. Но что может противопоставить сотням людей один единственный робот? Однако, оказывается у нее в рукаве имеется парочка козырей.
Одновременно выясняется, что Кеплер на самом деле совсем не так пустынен, как казалось.
Raised by Wolves не выглядел особо интересным проектом. Но имя Ридли Скотта («Хороший год» (http://perekat.kiev.ua/a-good-year-crowe-хороший-год-кроу-2006/ ), «Прометей» (http://perekat.kiev.ua/прометей-3d-рецензия-обзор/ ), «Исход: Цари и боги» (http://perekat.kiev.ua/exodus-gods-and-kings-2014/ ), «Марсианин» (http://perekat.kiev.ua/марсианин-the-martian-2015/ ), «Чужой: Завет» (http://perekat.kiev.ua/чужой-завет-alien-covenant-2017-фассбендер/ ), ставшего исполнительным продюсером сериала (хотя шоуранером тут некий Гузиковский, он же участвовал в написании сценария и сумел заинтересовать им старину Ридли), а также поставившего две первых его серии, сыграло свою роль в привлечении зрительского внимания.
К сожалению, назвать «Волков» удачной фантастикой язык не поворачивается.
Перед нами странноватый постап, местами напоминающий бюджетные советские постановки 90-х годов, местами «Видеть» с Момоа, но без его оригинального фантдопущения, местами союз Терминатора с тем же Прометеем. Нелепо-нарочитые костюмы, плащи, доспехи митраистов с бесполезными щитиками и пожарными касками, пальтишко Калеба-Маркуса с погончиками-пуговками. Слабенькое пулевое оружие. Нелепо малое количество эмбрионов. Андроиды – духовные наследники Дэвида. Крайне ограниченное количество действующих лиц. Скромные спецэффекты, из серии «бедненько, но чистенько». Глупое поведение андроидов, не удосужившихся за десяток лет построить капитальный дом для детишек. Странноватые действия группы выживших товарищей (где, кстати, их собственные некроманты? Неужто на Земле забыли?). «Бог из машины» в обличье Матери. Полеты с раскинутыми в сторону руками (дубовая аллюзия на крестное знамение? Библейских отсылок тут действительно хватает: Адам Еву прижал к древу…). Нелогичная тема с дающими суперсилу глазами (Саурон с Кольцом насоветовал?). Абсолютно не раскрытая линия додекаэдра посреди пустыни.
В общем, дыр и ляпов в Raised выше крыши. Постановка камерная, невзирая на то, что большинство действия происходит на открытом воздухе. Следить нам предлагается за двумя линиями – колония Матери с Отцом, да отряд митраистов. Львиная доля событий случается на территории колонии, время от времени переключаясь на вялые странствия паствы Сола и различные флеш-беки.
Периодически постановщики стараются подогнать героям нежданчиков разной степени удачности, при этом активным действием проект похвастать не может. Скучновато.
Из приятного – образ Матери в исполнении датчанки Аманды Колин. Ее андроид, скрывающий в себе немало тайн, сыгран на хорошем уровне. Чуть нарочитая, но интересная пластика, резкая смена мимики, попытки быть приветливой, изображать позитивные эмоции, которые особо красочно смотрятся после кровавой бойни. Невозможные для машины чувства, вплоть до любви и желания родить собственного ребенка. Да, сперва кажется, что перед нами популярный в фантастике образ двинутого робота, чересчур зацикленного или слишком лично воспринявшего программную задачу. Однако затем проявляются любопытные нюансы и приличный шлейф роли.
Неплохо обыграны отношения Отца с Матерью, совмещающие машинное следование программе, конфликты и почти человеческую заботу.
Кроме Колин можно выделить Трэвиса Фиммела («Варкрафт») с его неоднозначным брутальным капитаном, одержимым видениями (достойная сцена дуэли с собой), внезапно воспылавшим отцовскими чувствами.
А вот невообразимая крутость некроманта явно переходит все возможные границы. Божественный рояль из кустов, право слово (и не один). Морозное дыхание, разъедающее металл. Ультразвуковой крик-вой, разрушающий плоть и камни. Усыпление одним словом. Заращивание людских ран прикосновением. К чему было делать из него настолько монструозного персонажа, лично мне непонятно. Скромнее надо быть товарищ Ридли, скромнее. Такие танки это даже не смешно.
Приятно смотрятся картинки Кеплера-22б с его постоянными туманами и облаками, льющимися через горы. Морозными, снежными ночами, бесплодными пустошами, исполинскими костяками, тремя лунами.
Технология возведения домов, за которую наши, современные строители либо отдали бы душу, либо постарались уничтожить сами ее следы.
Любопытна также арка Штирлицов в тылу врага. Не самый распространенный в постапе ход.
Неплоха местная матрица – виртуальность, позволяющая взаимодействовать разумам людей, погруженных в гибернацию. С этой симуляцией связана одна из качественно созданных сцен погружения андроида в виртуальность, не предназначенную для роботов, и от этого изрядно сбоящую. Мистические моменты, различные глюки, долгое время остающиеся загадкой.
Постановщики не прочь поиграться с пророчеством об Избранном. Поговорить со зрителем о войне, религии, фанатизме и атеизме. О том, может ли стать настоящим человеком искусственный — тот, кто не чувствует и действует по программе. Убийстве, сопереживании, милосердии, душе. Сложностях воспитания недорослей.
Все вроде на месте, но сверстано аж никак не идеально.
Эрго. Спорная смесь постапа и колонизационного sci-fi, с неплохой актерской работой Колин, пейзажами Кеплера да парой интересных ходов. А вот оформление проекта, боги из машины и прочие логические дыры откровенно не радуют.
Режиссер: Люк Скотт, Ридли Скотт, Алекс Габасси
В ролях: Трэвис Фиммел, Аманда Коллин, Абубакар Салим, Винта МакГрат, Ниам Алгар, Феликс Джемисон, Этан Хаззард, Матиас Варела, Джордан Лоугрэн, Аасия Шах