Перри Мэйсон (Perry Mason), сериал, 2020 –

Сыщик с адвокатским будущим, или Дело о многообразии вины

1932 год. Лос-Анджелес. Похищение и убийство юного Чарли Додсона всколыхнуло весь город. Настолько громкого дела Город Ангелов не видывал уже давно.

Частный сыщик Перри Мэйсон (Риз) не любил браться за резонансные дела. Однако его основной работодатель и учитель адвокат Элиас Джонатан (Литгоу) не смог устоять перед предложением богача Германа Бегерли (Патрик), платящего хорошие деньги за расследование этого преступления.

Мэйсон берется за дело, выясняя, что все не так, как кажется на первый взгляд. И разобраться в произошедшем, а главное доказать свою правоту в суде, будет ой как нелегко!

 

Адвокат Перри Мейсон — детище американца Эрла Гарднера, появился на свет в далеком 1933 году. За почти 40 последующих лет Эрл издал 82 (!) романа – последний увидел свет уже после его смерти. 

В новом сериале HBO Перри еще не ступил на адвокатскую стезю, зарабатывая на хлеб частным сыском. Перед нами своеобразное «Перри Мэйсон. Начало». А что же — Бэтмену можно, а Мэйсону нельзя?

Снят сериал в стилистике мрачного нуара (кому как не Мэйсону, возникшему, когда нуар был не ностальгическим воспоминанием, а действительностью — стать иконой жанра?). И вышел атмосферным, напряженным, рассказывающим неторопливую и неоднозначную историю. При этом не лишенным натуралистичных подробностей.

Жестокое и абсолютно необоснованное убийство младенца всколыхнуло весь город, а нам с вами подарило некислую интригу, которая продержится почти до финала. Предположений о ходе дела, само собой, у нас появится не один десяток. Однако постановщики время от времени не забывают «обламывать» зрителя, посчитавшего, что раскусил загадку, подбрасывая взамен другие зацепки.

Это несмотря на то, что о некоторых моментах дела мы знаем больше, чем детектив. Прием известный, помогающий сидящему у экрана почувствовать себя чуточку умнее сыщика, а заодно проникнуться к нему сочувствием и сопереживанием. В частности, личность непосредственного гада-исполнителя, создатели сериала вскрывают довольно быстро, а Перри доходит до нее долгими усилиями. Зато организатора преступления постановщики придерживают почти до развязки. Структура злодеяния долгое время выглядит непростой, вызывая ощущение, что тут столкнулись несколько сил и интересов. И без кривой усмешки судьбы не обошлось.

Антураж эпохи на уровне. От ретро-автомобилей, нарядов, телефонов, непременных шляп, рекламы, газет и 25 тысяч долларов, как огромной суммы, способной решить судьбу человека. До социальных особенностей 30-х. Как-то религиозного угара, спорящего с интересом к телесным утехам. Клубов для богатых джентльменов, безработицы, бомжей, протестующих ветеранов, запрета алкоголя, ощущения тревоги и безысходности. Великая депрессия, чай, не лингам собачий. Ближе к финалу не пожалеют постановщики искренне любимой на западе судебной драмы (Мэйсон и зал суда – близнецы-братья).

Без однополой любви, угнетения женщин, харассмента, сегрегации и расизма тоже, понятное дело, не обойдется. Как и без прочих актуальных современных трендов, как-то продажные копы, сволочные прокуроры и бездушно-слепая государственная система. Тема коррумпированных правоохранительных органов далеко не нова, но нынче ее принято совать буквально во все подряд. За противодействие расизму в основном отвечает чернокожий офицер полиции Пол Дрейк (Чок («12 лет рабства»). Честный хороший парень с беременной женой, вынужденный выбирать между правдой и безопасностью.

В мире сериала вообще на диво много хороших людей, что нетипично для нуара. Это и команда Джонатана со своим окружением, и Дрейк, даже в суде и верхушке церкви вменяемые товарищи попадаются.

Но плохих и глупых, к сожалению, тоже в избытке. Именно они готовы накинуться на любого, кого обвинят в убийстве, не разбираясь в обстоятельствах. Гнобить невиновных, мгновенно менять мнение, идя на поводу у горластых лидеров, делать что угодно ради дензнаков.

Вина вообще становится чуть ли не магистральной темой проекта: истинная и мнимая, исключительная и по ошибке, признанная и загнанная вглубь. Чета Додсонов, скрывающая немало тайн, станет иллюстрацией большинства оттенков этой самой вины. Да и многие другие персонажи сериала окажутся придавлены грузом этой нелегкой ноши. Некоторые до полной смены жизненного уклада. Некоторые до смерти.

Актерские работы каши не портят.

Мэйсон в исполении Мэттью Риза («Секретное досье») не сильно напоминает книжный прототип («Большой, сильный, широкоплечий человек, настоящий борец»). Достаточно субтильный мужичонка, почти не использующий силовые методы. Но если не привязываться к книге, образ оказывается весьма привлекательным. Бывший военный, в офицерских чинах. Воевавший во Франции, получивший там прозвище «Мясник», с позором отставленный со службы. До сих пор курящий, скрывая сигарету в кулаке, по военной привычке. Время от времени вспоминающий фронтовую мясорубку. Живущий на старой родительской ферме, расположенной практически на аэродроме. С вечной трехдневной щетиной, потасканный, закладывающий за воротник, не особо следящий за собой, конфликтующий с копами, расставшийся с женой, не видящийся с сыном, которого искренне и тепло любит. Ехидный, ироничный, резкий, «ум и порядочность скрывает за цинизмом и ленью». С грустными глазами, обращенными вовнутрь.  Хороший профессионал, который стал относиться к делу маленького Чарли слишком лично. Персонаж, продемонстрировавший нам неплохое развитие образа.

А еще он счастливый обладатель суперкрутого фотоаппарата, способного заткнуть за пояс современные профессиональные модели Никона. Представляете в начале 30-х годов фотик, размером с мыльницу, снимающий контрастные, резкие фото при паршивом освещении без вспышки! Перри — продай эту камеру, выплати залог, долги церкви, а заодно купи себе пол-Лос-Анджелеса.

Его учитель и работодатель Элиас Джонатан (Литгоу («Рикошет», «Восстание планеты обезьян», «Интерстеллар», «Кладбище домашних животных»). Некогда самый перспективный парень Города Ангелов, нынче 70-летний старый адвокат, так и не реализовавший полностью свой потенциал. Жаждет внимания, тщеславен, «борец за правду», всю жизнь играет на публику. С Э.Б. связан один серьезный нежданчик в середине сериала.

Еще один сыщик Пит (Ши Уигхэм («Подпольная империя», «Афера по-американски», «Волк с Уолл-стрит», «Настоящий детектив», «Конг: Остров черепа», «Фарго», «Человек на Луне», «Власть», «Джокер»). Цепок, не прочь кутнуть, но ценит деньги. Простоват, но не чужд красоте слова. Второстепенный персонаж – но запоминается.

А вот «почти святую» проповедницу Элис МакКиган (Маслани) второстепенной не назовешь при всем желании. Харизматичная, экзальтированная девица, обладающая шикарным даром оратора, без проблем совмещающая искреннее убеждение в том, что она сосуд для господа, с практичным подходом к жизни.

Церковь Элис с самого старта оказывается плотно замешана в происходящем: как в хорошем, так и в плохом смысле.

Эрго. Приятный нуарный детектив с антуражным Лос-Анджелесом 30-х, неканоническим Мэйсоном, находящимся в самом начале «славных адвокатских дел», изрядным акцентом на чувстве вины, серьезно сказывающемся на наших жизнях. Любители Гарднера будут возмущены, остальные могут провести время не без удовольствия.

Режиссер: Тимоти Ван Паттен, Дениз Гамзе Эргювен

В ролях: Мэттью Риз, Татьяна Маслани, Джон Литгоу, Крис Чок, Ши Уигхэм, Джульет Райлэнс, Лили Тейлор, Роберт Патрик, Стивен Рут, Эндрю Ховард

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.