Повелитель чисел за стиркой, или Добро пожаловать в реальный мир, мистер Берд
Жизнь финансового консультанта Марти Берда (Бейтмен) никто не назвал бы яркой. Скучная возня с деньгами, слава «Мистера зануды», охлаждение отношений с женой Вэнди (Линни), вплоть до супружеской измены с ее стороны.
Но и у Марти были свои скелеты в шкафу. Например, работа с мексиканским наркокартелем по отмыванию их грязных денег.
Когда его напарник по незаконному промыслу умудрился украсть у наркокартеля крупную сумму, судьба семейства Берд в корне изменилась.
Чтобы избежать неминуемой смерти, Марти с домочадцами перебирается из Чикаго в популярный курортный городок Озарк. Однако наслаждаться пляжным отдыхом Берду некогда. Ведь ему нужно за короткий срок отмыть для картеля 8 миллионов. И это только первый шаг по искуплению вины перед суровыми мексиканскими парнями.
Психологические проекты про наших с вами соседей, становящихся на тяжелый путь криминала, частенько получаются достойными. Доказано «Во все тяжкие» (http://perekat.kiev.ua/во-все-тяжкие-breaking-bad-сериал-2008-2013/ ). Ozark также вышел «на уровне», радуя нас еще одной непростой историей.
Сериал держится в первую очередь на главном герое. А также интриге на тему того, как именно протагонист будет выпутываться из сложившейся ситуации.
Джейсон Бейтмен создал интересный образ человека витавшего в финансовых эмпиреях и вдруг столкнувшегося лицом к лицу с грубой прозой жизни. Возникает ощущение, что в процессе работы с мексиканцами Берд создал у себя в голове некий иллюзорный образ наркодельцов (вспомните фразу насчет «игры» в Эскобара). Хотя с чего это вдруг: «глазной» пример своей сущности картель ему показал сразу. Тем не менее, реальное их лицо стало для финансиста сюрпризом. Как и то, что отныне для выживания придется использовать непривычные методы. Марти отнюдь не дурак, и мямлей его никто не назовет (в мире чистогана тюфяки не выживают, не зря появился термин «финансовые акулы»). У него хватает разума и выдержки, чтобы начать действовать немедля, не увлекаясь истериками с рефлексиями. Помогло и то, что Берд не слишком эмоциональный человек, практически не выпускающий ничего наружу. Что, правда, влечет за собой неизбежные срывы в виде бессонницы и галлюцинаций. Марти сражается за себя, семью и деньги как настоящий лев. Причем даже готов при нужде пожертвовать собственной жизнью, чтобы спасти родных. Поскольку физической силой и боевыми умениями он похвастать не может, приходится по полной использовать главное свое оружие – мозги. И умение обращаться с деньгами, их математической составляющей. Хрустящие бумажки, электронные версии налички складываются в мир, где Марти чувствует себя, как рыба в воде. Мир больших денег, а точнее чисел и цифр. Он не стремиться заработать ради заработка, он решает математические задачки. Деньги не повелевают Бердом (за исключением одного момента слабости 7 лет назад), для него это инструмент, метод и способ чувствовать себя на коне, заставить числа складываться и вычитаться, так как надо ему, возможность заниматься любимым делом, в котором он достиг некислых высот. Марти — эдакий символ современной деловой Америки, гений калькулятора и повелитель цифр.
Порадовала любопытная нелинейная серия, посвященная прошлому героев, рассказу о том, как они дошли до жизни такой. В ней многие из персонажей получили свою минуту славы. Заодно показав нам подоплеку будущих поступков.
Испытаний герою постановщики подкинут с избытком. Начиная с изначальной предпосылки – отмывания огромной суммы в сжатые сроки. Продолжая местными особенностями провинциального Озарка. Создатели проекта, как и многие другие кинематографисты (см. то же «Фарго») свято уверены, что «одноэтажная Америка» в корне отличается от Америки больших городов. Тут, по их мнению, большинство удовлетворяются тем, что у них есть, не стремятся к манне небесной в виде непонятных инвестиций. А те, кто стремятся, норовят с деревенской непосредственностью обуть городского лоха. Городской и провинциальный подход к бизнесу и жизни вообще различается кардинально, и чтобы стать своим в новом окружении Марти придется чертовски постараться.
Причем его семья периодически норовит вставить мистеру Берду пару тройку палок в колеса.
Супруга сходила налево, эта измена до сих пор висит на чете Бердов тяжким грузом. Сынуля ужасается зверствам папиных «коллег» из картеля, и потихоньку едет крышей. Дочурка периодически взрывается пубертатными бурями. В общем, семейство делает все, чтобы его главе жизнь медом не казалась.
Не забываем также о Камино Дель Рио, представителе того самого наркокартеля, ожидающего от Марти финансовых подвигов здесь и сейчас. Периодически тонко намекающего на последствия несвершения означенных подвигов. Что не добавляет герою спокойствия.
А чтобы окончательно добить протагониста, создатели сериала вводят в дело ФБРовца-социопата, висящего на хвосте у Марти и поехавшего за них в Озарк под видом туриста-рыболова. Причем, чтобы оставаться в современном политкорректном тренде, агента делают гомосексуалистом, крутящим шашни с напарником и местными реднеками. Добавляя слуге закона для полного набора психические отклонения и профдеформацию.
Еще одной прелестью проекта стали второстепенные персонажи. В этом аспекте «Озарк» напоминает убойное «Банши» с его индейцами, Джобом или мистером Проктором. Местное население порой даже затмевает по яркости главного протагониста. Мужик из сиськобара с оригинальными представлениями об эстетике. Хозяйка гостиницы. Умирающий владелец дома. Философский арендодатель сараев.
И, конечно, семейство Лэнгмаров. Местные люмпено-криминальные элементы, сияет меж которых бриллиантом с небрежно ограненными гранями девица Рут. Коварная умная особь, не имеющая, сдается, никаких моральных принципов (или все же имеющая?). Достойный оппонент Марти. А порой и неожиданный союзник, так и норовящий воткнуть в спину Берду ножик поострее.
Без по-настоящему крутых провинциальных ребят, которым Марти становится поперек горла, будьте уверены, дело тоже не обойдется. Семейство Снелл перекликается с Герхардтами из второго сезона «Фарго», и не собирается уступать инициативу заезжему финансисту.
Интригу постановщики поддерживают умело. Столкновения с местными, наблюдение фбр-овцев. Попытки раскрутить гостиницу и придумать еще хоть что-то для легализации бабусиков. Появление серьезных противников. Напряжение растет от серии к серии, хватает жестких моментов. Как только протагонист достигает промежуточного успеха, на него тут же радостно обрушивается следующая неприятность. Новые и новые вызовы. Перипетия за перипетией. Если все налаживаются – значит, вскоре дела резко ухудшатся – для Марти Берда это аксиома. Все по законам драматургии, аж приятно.
Вистов проекту добавляет оператор, чья камера, будто пытливый наблюдатель, исследует героев со всех сторон и с разных ракурсов. Приятные намеки-мелочи, типа стервятников, патрулирующих небо над Озарком. Размышлений о деньгах, отмывании «тугриков», этических дилеммах. Обширные озерные панорамы и крутые катера. Будто действительно на Озарке побывал (ну или точнее на берегах Ланьер-Лейк и Аллатуна-Лейк, где проходили съемки).
Да, нюансов хватает, сопереживать человеку, изначально ворочающему миллионами, чуток сложнее, чем тому же Уолтеру Уайту (особенно в начале его славной наркокарьеры). И к телесной целостности мистера Берда все относятся слишком уж почтительно (это в провинции, где прокурор — медведь). Да и то, что к середине сезона половина Озарка (такое впечатление) знает, чем занимается Марти, и где он держит деньги, заставляет искренне посмеяться над конспирологическими талантами героя. Но преимуществ у проекта все равно гораздо больше.
Эрго. Приятный психологический криминальный триллер о повелителе чисел, столкнувшемся с реальным миром.
Режиссер: Эндрю Бернштейн, Эллен Кёрас, Дэниэл Сакхайм
В ролях: Джейсон Бейтмен, Лора Линни, София Хьюблиц, Джейсон Батлер Харнер, Джулия Гарнер, Энтони Коллинс, Скайлар Гертнер, Джордана Спиро, Кристофер Джеймс Бэйкер, Марк Менчака, Лиза Эмери, Питер Муллан, Эсай Моралес, Бетани Энн Линд