Земля кочевников (Nomadland), 2020 — рецензия (обзор)

Увидимся на дороге, или Американская тоска/Жизнь в движении

2011 год. США. После закрытия фабрики в городке Эмпайр и потери работы, 60-летняя Ферн (МакДорманд) бросает устоявшуюся жизнь, отправляясь кочевать по стране на видавшем виды фургоне.

Как выясняется, она такая далеко не одна. Людей, живущих в дороге, многие сотни. Ферн знакомится с «коллегами», меняет приработки и штаты.

Все это время пытаясь переосмыслить бытие,  разобраться в себе, побудительных мотивах и воспоминаниях.

 

Лучший фильм по версии премии «Золотой глобус» и один из фаворитов оскаровской гонки. Вещь небезынтересная, но специфическая.

Во-первых, перед нами глубоко американская история. Только необъятная страна, фанатеющая от движения вперед, роад муви и первопроходцев, могла породить такое явление, как массовые кочевники, живущие в дороге. В тесной Европе такие номады, вероятно, тоже имеются, но в гораздо меньших количествах.

История напрочь лишенная внешнего действия, зато наполненная переживаниями, воспоминаниями, переосмыслением и людскими судьбами.

С серьезным документальным оттенком. В большинстве ролей реальные кочевники, играющие самих себя. К примеру, Линда Мэй, Суонки и Боб Уэлсс.

Вещь полная тихой меланхолии, легкой лиричной печали, эмоциональной тоски по былому. Перед нами люди далеко не первой молодости, для которых большинство свершений в прошлом. Пережившие множество утрат и поражений. Находящиеся на исходе жизни. Завершающие гештальты. Стремящиеся перед смертью ухватить краешек давней мечты. Эта атмосфера накладывает грустный отпечаток на всю картину.

И мощной социальной подоплекой. Как я уже говорил, большинство героев — старики. Всю жизнь проработавшие на благо родной Цитадели демократии. При попытке получить от государства законное пенсионное обеспечение, выяснившие, что вместо пенсии их ждет мизерная подачка, за которую прожить нет ни малейшей возможности. Прям как у нас, право слово. Но если в наших палестинах к этому давно привыкли, то для жителей США такие известия стали шокирующими. Заставляющими предпринимать действия, о которых раньше и помыслить не мог. Например, бросать дом, родной город, отправляясь колесить по стране на фургоне, становящимся отныне твоим единственным пристанищем и крепостью. Ведь дом это то, что ты носишь внутри себя. Об отсутствии работы, закрытии градообразующих предприятий создатели ленты также не забудут.

Зацепят постановщики тему недвижимости, домов, активно втюхиваемых простым американцам. Жилищ, которые откровенно не по карману, заставляющих влазить в долги, ипотеки, испытывать нервные срывы. И другую сторону процесса — жирующих риелторов, за бокальчиком вальяжно обсуждающих перспективное, приятное для них любимых время.

Тиранию доллара и рынка, которую граждане принимают с радостью и энтузиазмом. Концепцию «рабочих лошадок», от которых общество избавляется с большой радостью, когда те становятся неспособны к активной работе.

В общем, подумать есть над чем.

Фильм снят по роману Джессики Брудер «Земля кочевников: выжить в Америке XXI века».

Еще одной сильной стороной ленты стал быт этих самых кочевников – современных первопроходцев. Ночлег в фургоне, попытки обустроить свое жилище на колесах. Нюансы обхождения с туалетами, ведрами и какашками. Отношение обычных людей – от брегливо-удивленного до агрессивного. Презрение и непонимание родственников. Натуральный обмен. Правила безопасной парковки. Запасное колесо, которое может стать залогом выживания, ведь ты один на многие пустынные мили. Трогательные истории бродяг в их эмоциональных рассказах. Теплые, товарищеские отношения среди кочевников. Поддержка друг друга и всяческая помощь своим. «Рандеву бродяг на колесах». Учебный лагерь для начинающих кочевников в пустыне Аризоны. Тамошний гуру. Автомобиль – как друг, товарищ и брат. Восторг при виде роскошных и навороченных RV — домов на колесах.  Случайные подработки – машина хочет бензина и техобслуживания, да и кочевникам кушать надо. Тяжелые, грязные, неблагодарные. От уборки сортиров, сбора свеклы в тяжеленных ящиках, до однообразного куховарства в забегаловках.

И, конечно же – американская природа. Ведь красота мира, которую ты видишь во множестве ее проявлений, единение с землей становятся одними из самых привлекательных сторон кочевого образа жизни. Люди, которые на протяжении пары дней видят разные климатические сезоны от зимы до лета. Окунаются из снежной зимы, когда зуб на зуб не попадает, в жару пустыни. Наблюдают каждый божий день массу красивенных рассветов и закатов. Наслаждаются волшебными пейзажами, пустынными равнинами, могучими лесами, величественными реками и горами, завораживающими озерами, океанскими штормами. Встречаются с дикими животными и вольными птицами.

И все это в одиночестве, без присутствия собратьев гомо сапиенсов.

Профессиональные актеры, которых тут ровно две штуки, на уровне.

Ферн (Фрэнсис МакДорманд («Перекресток Миллера», «Фарго», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури», «Благие знамения»). Некогда смелый, эксцентричный подросток с шилом в одно месте. Вышедшая замуж и сбежавшая из дома, как только подвернулась такая возможность. Нашедшая большую любовь к полуслучайному супругу. Искренне хранящая память о заболевшем и умершем муже. Работящая и пытающаяся вернуть почву под ногами после крушения прошлой жизни. Оставившая обычную жизнь в прошлом. Нашедшая себя в пути и кочевом существовании. Спокойно-умиротворенная, холодная, полная воспоминаний. Отрицающая возможность вернуться к классическому существованию, принимая кочевой быт осознанно и в полной мере.

Дэйв (Дэвид Стрэтэйрн («Секреты Лос-Анджелеса», «Клан Сопрано», «Перелом», «Спайдервик: Хроники», «Линкольн», «Годзилла», «Пространство»). Пожилой мужчина, влюбившийся в случайную знакомую. Не сумевший в свое время стать сыну хорошим отцом, пытающийся компенсировать эту ошибку. Променявший жизнь в фургоне на большую дружную семью. Сыграно даже пронзительнее чем МакДорманд. Обратите внимание на тоску в глазах Дэйва, появление чувств к Фен. Его внутренние изменения, взгляда, пластики, походки после возвращения на ферму. Стрэтэйрн – хороший актер, как оказывается.

Эрго. Пронзительная, медиативная, печальная американская сага о пожилых лишних людях, нашедших себе сублимацию былой потерянной жизни в вечном движении. Перед просмотром надо настроиться на меланхоличную историю, полную тоски и переживаний, но без малейших признаков экшена.

Режиссер: Хлоя Чжао

В ролях: Фрэнсис МакДорманд, Дэвид Стрэтэйрн, Гэй ДеФорест, Патриша Грайр, Линда Мэй, Анджела Рэйс, Карл Р. Хьюз, Дуглас Дж. Соул, Райан Аквино, Тереза Бьюкэнэн, Кариэ Линн Макдермотт Уайлдер, Брэнди Уилбер, Макензи Этчеверри, Аннетт Уэбб, Боб Уэллс

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.