Джек Лондон Light, или Судьба собаки
Бэк, собака судьи Миллера, был дружелюбным и игривым калифорнийским псом.
До той поры, пока его не похитили и отправили на Юкон, где как раз в цене крупные звери, способные долго тянуть сани по бескрайним заснеженным просторам.
Тут Бэк познал многое: добро и побои, ласку и схватки насмерть. Но с каждым днем он понимал, что есть нечто сильнее хозяев и старых привычек.
Зов предков.
The Call of the Wild, одна из известнейших работ Джека Лондона, неоднократно гостила на наших экранах. И в виде полнометражек и в виде телепостановок (первая экранизация появилась еще в 1923 году).
Однако новое время требует новых версий, и Бэк вновь отправился узнавать, что главное в собачьей жизни.
Что забавно, если забыть оригинал Джона Гриффита Чейни, новая «облегченная» версия «Зова» для младшего школьного возраста, производит приятное впечатление. Милого, ми-ми-шного, позитивного, душевного, детского полумультика.
Итак, сперва поговорим о работе Сандерса, а после вспомним, как это было «на самом деле».
Перед нами своеобразный ностальгический гимн потерянной Америке (хотя дело происходит в Канаде). Земле, где можно собраться и «учесать» от проблем за край карты. Земле, дарящей своим гражданам ощущение свободы. Земле, где лосось десятками лениво уворачивается от киля лодки, золото валяется под ногами, а с берега за тобой наблюдают непуганые олени. Где все добывается своим трудом, верного друга на всю жизнь можно случайно встретить в толпе, а подлецы попадаются в пропорции один на десяток тысяч.
Фильм очень нежный и чертовски сильно заботится о чувствах зрителя (или скорее о рейтинге). Мы увидим буквально пару ударов, перенесенных Бэком, никаких собачьих ссор и даже схватка за первенство в упряжке пройдет корректно, без увечий для обоих участников.
Зато милоты нам отсыплют в достатке.
Собаки все нарисованы (точнее созданы при помощи технологии захвата движений, за Бэка отвечал конкретно каскадер и тренер Терри Нотари), и это четко видно, посему постановщики могли себе позволить поиграться с их мимикой. До нарочито человеческих реакций создатели стараются не опускаться, но, по большому счету, по собачьим мордам можно без проблем прочитать их эмоции, мысли и желания.
Поднятые брови, огромные глаза, выразительные, подвижные мордахи. Крепкая дружба, трогательная преданность, верность до гроба, пара – тройка спасений в последний момент, персонифицированный дух волка, выбор свободы. Трогательно и душещипательно. Без шуток.
Бэк показан очень позитивным и спокойным псом, оскалившимся буквально пару раз за фильм. Он напоминает эдакого не слишком умного, но с большим сердцем философа-стоика, находящего позитив практически во всем, что происходит с ним в жизни. Амбиций у него особых нет, вожаком упряжки он становится нехотя, по воле случая. С остальными псинами не конфликтует принципиально (исключая собачьего антагониста Шпица). Людей любит искренне, беззаветно, не помышляя ни о каких бунтах, даже если хозяева ему достаются так себе. А уж если наоборот! Еще порой разыгрывает ремейк советской киноленты «Друг» с Шакуровым, правда при этом не разговаривает.
Природа в ленте потрясающа (интересно какой процент реальных съемок, а какой труда компьютерщиков). А благодаря перегонам почтовой упряжки, последующему путешествию за край карты водой и сушей, мы увидим ее во всей красе. Заснеженные пустыни, могучие горы со смертоносными лавинами, бурные реки с перекатами, очаровательные цветущие долины, окруженные вековечными лесами. Плюс как бонус куча животин, от северных оленей до медведей и лосося.
Атмосферу людского 19 века, хотя ее здесь немного, постановщики также передали на уровне. Портовые города и небольшие поселения. Трепетное ожидание почты и бритье двуручным топором. Не говоря уже о нарядах.
Харрисон Форд («Собственность Дьявола», «Огненная стена», «Ковбои против пришельцев», «Игра Эндера», «Звёздные войны: Пробуждение силы», «Бегущий по лезвию 2049») уместен, демонстрируя пожилую версию Торнтона (что несколько противоречит основному детскому настрою картины). Уставшего от жизни, крепко пьющего, растерявшего все, что ему было дорого, ничего не желающего, лишь пассивно коптящего небо в ожидании Костлявой.
Именно Бэк дарит Джону еще одно волшебное лето, возможность переоценки себя, заряжая энергией для возвращения в цивилизацию.
Из людских персонажей можно вспомнить основного антагониста Хэла (Стивенс («Легион»). Сорвавшегося за сто верст киселя хлебать, основываясь на росчерке карандаша.
И пару почтальонов Перро (Си) и Франсуа (Кара Ги). О том, как они выглядели в книге, читайте далее.
Лента прямым текстом напоминает недогадливо сомневающемуся зрителю, что команда — это прекрасно, а одиночке в жизни будет сложновато. А также поясняет, что даже деньги/золото в жизни не главное. Так чуток на пропитание (до конца жизни) взял, а остальное пускай в реке лежит, следующего счастливчика ждет. Главное – вера в себя, друзья (пускай блохастые), поддерживающие в трудную минуту и ощущение, что жизнь всегда можно начать заново.
Все корректно, ведь постановщики создавали семейное кино, которое можно посмотреть с младшими членами твоего рода.
А теперь вскользь припомним, что они изменили, чтобы получить такой результат. А изменили они очень многое.
-В первую очередь настрой весьма жесткой и натуралистичной повести Лондона, которой в оригинальном исполнении аж никак не придашь детский рейтинг.
-Люди здесь в основном если не сволочи, то обычные гомо сапиенсы, думающие в первую очередь о себе. Дикари, знающие лишь «Закон дубины и клыка». Собак бьют часто и порой с удовольствием. Да и сами представители Canis lupus familiaris аж никак не выглядят в «Зове» ангелами. Скорее обыкновенными животными, без проблем рвущими глотки слабым, до смерти дерущимися за еду, место в стае и отнюдь не жалеющими побежденных. Тот же Бэк в момент разборок за место «царя упряжки», попросту перегрыз Шпицу лапы (а потом того немножечко скушали). Да и вообще наш главный герой не стал эдаким мудрым даосом, будучи переполнен обычными собачьими страстями. Да и медведя он не просто отогнал. Вместе с отсутствующим в фильме лосем.
-В оригинале Торнтон показан здоровым, полным сил и планов мужиком (которого, к примеру, в версии 1935 года играл один из секс-символов Голливуда Кларк Гейбл).
-Главный злодей фильма Хэл в книге благополучно «ухнул» под лед почти сразу после «знакомства» с Торнтоном, и никого более не беспокоил. В фильме эту сцену вроде как обозначили, но после про нее стыдливо позабыли (и куда делись двое спутников Хэла — непонятно).
-На этом фоне исчезновение друзей Торнтона (который шел в долину с корешами и не «за туманами», а конкретно за золотом), а также метаморфозы с почтальонами (место смуглого канадца Перро занял натуральный негр, а темнокожего метиса Франсуа заменила женщина-индианка?!) выглядят некритичными (хотя последняя пара – неправдоподобной, ну неполиткорректное было тогда время, что поделать).
-Также постановщики сильно изменили финал повести. Главгадами, лишившими собаку хозяина, у Лондона работали индейцы-ихеты. Причем Бэк не просто отомстил «по понятиям» непосредственным виновникам, но и открыл натуральную охоту на индейских добытчиков, которые после этого обходили долину десятой дорогой.
Вот такой вот был милый пес у злого, точнее правдивого Лондона. Но детям эту историю вряд ли разрешили бы показывать.
Эрго. Детская «облегченная» версия «Зова», предназначенная для семейного просмотра с чадами младшего и среднего школьного возраста. Милые собачки, прекрасная природа, утерянная Америка. С повестью Лондона сходства немного.
Режиссер: Крис Сандерс
В ролях: Терри Нотари, Харрисон Форд, Дэн Стивенс, Кара Ги, Карен Гиллан, Брэдли Уитфорд, Джин Луиса Келли, Уэс Браун, Терри Нотари, Омар Си, Колин Вуделл, Абрахам Бенруби
P. S. Можно сказать, что зритель изменения не оценил. При 125 лимонах бюджета (куда столько?) сборы составили чуть больше 100 миллионов баксов.