Красная страна, Аберкромби Джо

krasnaja_stranaДжо Аберкромби «Красная страна». — М.: Эксмо, 2014 г.

Чернушный вестерн, или Грязевые ванны от дядюшки Джо

Золотая лихорадка настигла Дальнюю страну, «Дикий Запад» Земного Круга. Сотнями и тысячами  устремились сюда люди самых разных рас и сословий, в тщетной надежде «урвать кусочек пожирнее».

Шай Соут не интересовало золотоискательство. Ей вполне было достаточно фермы, младшей сестренки с братишкой, и трусливого отчима Лэмба.

И глаза б ее не видели эту пресловутую Cтрану, если бы не банда головорезов, спалившая ферму, и похитившая детей, пока Шай с отцом торговались с купцом за урожай.

Банда, след которой ведет как раз туда, куда Шай абсолютно не хотелось ехать.

В места полные кровожадных аборигенов-духолюдов, пьяных старателей, бессердечных  бандитов, корыстных наемников, недавно разбитых повстанцев, и прочей людской мерзости.

В Дальнюю страну.

 

Джо Аберкромби, всего семь лет назад появившийся на фантастическом небосклоне, и сразу же обласканный критиками, как весьма перспективный молодой автор «черного» фентези, прошедшее c момента дебюта время даром не терял.

Его цикл о Земном Круге, начатый в 2008 романом «Кровь и железо» (трилогия «Первый Закон»), уже насчитывает пять романов и пару-тройку рассказов. Это не считая нового детища Джо, цикла подросткового фентези «Расшатанное море».

«Красная страна» произвела на критиков еще большее впечатление, чем трилогия «Первый Закон», а в наших палестинах, например, «Мир фантастики» объявил ее «Фентези года».

 

Скажу сразу, меня роман порадовал гораздо меньше, чем первые вещи цикла. Книга написана в том же ключе «черного фентези», сохраняя и выпячивая все авторские «приколы» и особенности. Как положительные, так и отрицательные.

И то, что в дебютном «Первом Законе», рассказывающем о мире, и не лишенном стратегического размаха, не так бросалось в глаза, и воспринималось скорее в положительном ключе, в местечковой «Красной стране» вызывает менее теплые чувства (понятно, что там был почти эпик, а тут вестерн, но все же).

Натуралистичность, отсутствие романтики и полностью положительных героев. Масса внимания людским порокам. Но одно дело, когда эти авторские особенности демонстрируются на фоне эпического полотна, решающего судьбы держав. И совсем другое, когда они же разыгрываются на сцене провинциального захолустья, где кроме как на эти самые чернушные особенности и смотреть не на что.

Очень грязный мир.

Причем дело как в персонажах, среди которых огромная редкость обычные вменяемые люди без замшелых скелетов в шкафу.

Ход мысли автора понятен, подавляющее большинство людей действительно не являются высокоморальными агнелоподобными существами, скорее наоборот. Но у Аберкромби почти все герои — это просто клинические случаи. Алчности. Трусости. Гордыни. Злобы. Такое впечатление, что Джо своими типажами иллюстрирует энциклопедию смертных грехов.

Так и в самой локации этой книги. Нет ощущения бескрайних равнин, бурных рек, величественных гор, которых ждешь от местного Фронтира.

Есть болото жажды наживы, засасывающее всех, кто к нему прикоснулся. Есть мелкие людишки, копошащиеся в грязи, навозе, ненависти и жадности. Есть местечковые проблемы Шай, старателей, наемников, командированного инквизитора. Есть натуралистичность ради натуралистичности.

И, похоже, Джо искренне нравится описывать человечью мерзость и фекалии. То ли он находит в этом некое извращенное удовольствие, принимая на каждой странице личные грязевые ванны. То ли пытается показать все глубины падения, и отвратить от них читателя. Кто знает.

Факт в том, что лично мне уже к середине книги вся эта чрезмерная чернуха, рассчитанная на  любителей фентезийной «правды жизни» изрядно поднадоела.

 

Вдобавок языковая проблема развернулась в полный рост. Слабенький язык, корявенькие, рваные диалоги. Да и подзатянуто изрядно.

В «Первом Законе» еще можно было в этих аспектах грешить на переводчика. Но когда подобное повторяется и в другой книге – похоже, это проблема авторская.

 

Но есть в «Красной стране» и положительные моменты.

В первую очередь – это конечно персонажи, практически каждый из которых, включая даже мелких второ-третьестепенных, глубоко проработан, и влечет за собой немалый «шлейф роли». И то, что большинство из них «наши соседи», легко позволяющие себе трусость, подлость, предательство, вызывает к ним дополнительное читательское сопереживание. «Узнаю брата Колю» — один в один.

В чем-чем, а в работе с героями Аберкромби себе поблажек не позволяет.

Неплохо описаны боевые сцены, которых, правда, здесь на удивление немного. Есть довольно динамичные, захватывающие отрезки. Есть забавные и интригующие.

Есть. Но, к сожалению, они погоды не делают.

А делает всеобщий пессимизм, висящий над Дальней страной, и затягивающий в свою орбиту невинного читателя. Нет, уж спасибо, товарищ Джо, нам такого взгляда на жизнь и с деньгами не нать, и даром не нать.

 

Что касается пресловутой стилизации «Страны» под вестерн. Да. Стилизовал. Без балды. Ковбойцы. Индейцы. Бандитцы. Аналоги «Длинных Ножей». Все как у взрослых.

Но, во-первых, далеко не он пионер соединения фентези и фронтира. А во-вторых нашему-то человеку чего с того вестерна? Не американец какой, чай, на Джонах Уэйнах выросший.

Да, мило, да забавно, но пищать по этому поводу от восторга считаю излишним.

Эрго. Чересчур чернушная (даже не черная) фентези, играющая на любимом американском поле, отчего-то изрядно перехваленная рецензентами. Что, у всех все так плохо? Оптимистичнее надо смотреть на жизнь, господа критики, от улыбки станет всем светлей, забыли?

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.