Знамя готэмского бунта, или Человек, который смеется
Артур Флек (Феникс) был клоуном. Но не любимым детворой милым потешником. И не удачливым юмористом, над шутками которого смеялись сотни людей. А обычным сотрудником агентства, представляющего услуги аниматоров и живых реклам.
А еще Артур был психически нездоров, подвержен неконтролируемым приступам смеха и обладал талантом влипать в неприятности.
В другое время в другом месте это вряд ли привело бы к серьезным последствиям. Разве что для самого Флека.
Однако Артур жил в Готэме, в эпоху перемен. Когда верхи, конечно, были бы не против жить по старому. Но низам это существование откровенно стало поперек глотки.
И, похоже, Готэм просто жаждет получить своего безумно-кровавого Джокера.
Фильмы по комиксам всегда считались кинематографом не самого высокого пошиба, ориентированным на подростков и разнообразных фриков. И хотя в последнее время благодаря Марвелу они стали весьма прибыльным и чертовски популярным делом, отношение большинства публики к ним осталось скептически-снисходительным.
Однако кроме «Мстителей», есть кино-комиксы, поднимающие весьма острые и болезненные для общества темы. В первую очередь, это работы снятые по комиксам Алана Мура, те же «Хранители», «V – значит вендетта» и отдельные элементы работ Нолана. В 2019 году мы получили еще одну ленту из того же ряда.
Фильм не основан на конкретных комиксах. Создатели ленты взяли из рисованных историй, по большому счету, лишь образ Джокера – главного врага некоего Бэтмена, показав нам свою версию появления этого «веселого» персонажа, тесно завязанную на кризисы, социальные противоречия современного общества.
Версию вполне реалистичную и чертовски тяжелую.
Впрочем, чего еще ожидать от Готэма, далеко не самого приятного места на нашей фантастической Земле. Вдобавок Готэма, переживающего не лучшие времена.
Спасибо забастовке мусорщиков, оставившей улицы города утопать в грязи и смраде, и предсказуемому нашествию суперкрыс. Мрачная атмосфера, сопровождаемая депрессивной музыкой, окутывает зрителя с первых кадров. Серые дома, серые грязные улицы, серые трущобы, серые ползущие по стенам тени, серые пустынные станции метро, серые злые люди.
Так как перед нами классический «театр одного актера», огромная ноша легла на плечи исполнителя главной роли Хоакина Феникса («Команда 49: Огненная лестница»). Хоакин, похудевший ради этого образа на 24 кило, справился на «отлично», демонстрируя зрителю шикарное развитие образа. Артур – фрик, откровенный лузер, больной на голову, долгое время «гостивший» в психушке, сидящий на таблетках. Ребенок, переживший жуткую психотравму. Мечтательный, незлой, не очень умный, погруженный в свою реальность, живущий с матерью, мечтающий радовать людей, «нести радость и смех в этот холодный темный мир». А тут еще и проблема с неконтролируемым смехом, настигающим парня в самый неподходящий момент. Благодаря Фениксу и его персонажу мы увидим, как тонка грань между радостью и печалью, как натужно и страшно может выглядеть смех, как мгновенно сменяют друг друга состояния веселья и отчаяния. Дело даже не в профессиональных качествах Артура как комика, способного по своему желанию вызывать и убирать состояние радости. А в том, что неконтролируемое, истеричное веселье, оказывается, очень несмешная штука. Отношение к смеху у зрителя после этого фильма может изрядно перемениться.
Общество и отдельные его представители не жаловали Артура всю жизнь. Но период, показанный в фильме, стал просто каким-то апогеем апофеоза. Встреча лицом к лицу с худшими людскими чертами, столкновение с грязью готэмских улиц, проблемы на работе, открытие тайн прошлого (все мы родом из детства), падение кумиров. А тут еще и добрый самаритянин Рэндалл (из благих побуждений столкнувший первый камушек с горы и поплатившийся за это), сделавший Артуру судьбоносный подарок. Да сворачивание социальных программ, обеспечивающих его лекарствами. Тут у психически здорового человека крышу снесет, не то, что у парня жрущего в день семь таблеток «от головы». Артур претерпевает жестокую трансформацию – отведав крови, постепенно теряет остатки здравомыслия. Заодно становясь катализатором, спусковым крючком для событий, затрагивающих тысячи людей. Ведь мусорный катаклизм не самая большая проблема Готэма. Обратите внимание на два нежданчика (мама, девушка), органично дополняющих образ Флека.
Перед нами абсолютно не типичный для комиксов злодей. Не двинутый супермозг, не безумный гениальный ученый, не аморальный, инфернальный злец, плюющий на людскую жизнь.
Даже Джокер (что Николсона, что Леджера, что Лето) в кино обычно выглядит более цельным, смертоносным, завораживающим, сообразительным, опасным, осознанным, в конце концов. Джокер Феникса не таков. Да, ближе к финалу перед нами откровенный псих, двинутый по полной программе. Да и раньше ведет он себя не слишком адекватно (слишком уж жестокое у него воздаяние). При этом Артур так и не стал злым. Он даже не знает, существует ли он. Артур оказывается знаменем бунта, коллективным бессознательным бедняков Готэма, выражением воли масс, их воплощением.
Вот мы и подобрались к тому, что сделало это кино приближенным к реальности, а заодно поспособствовало заоблачным сборам. Социальной подоплеке ленты. Перед нами, по большому счету фильм о состоятельных и нищих, о бессмысленном и беспощадном бунте, о зарождающейся революции, о начале противостояния прогнившей системе. Мы видим бессердечное, равнодушное общество, которому наплевать на своих членов. Которое в упор не замечает тех, кто его не устраивает, обращается с ними как с мусором. Так и уничтожает (убирает) – не заметив. Где богатые чувствуют себя солью земли, а бедняки грязью под их стопами. Где у одних все, у других – дырка от бублика. В общем-то, все как всегда.
И никакая демагогия, политические игры уже не могут удержать крышку чайника, взлетающую под напором пара. Социум, где убийство людей (пускай далеко не самых лучших, заслуживающих за свои действия нагоняя, общественных работ и огромного штрафа) вызывает одобрение (они состоятельные мажоры!), не просто болен, он фактически уже мертв. Весь мир действительно сходит с ума и психом может стать любой. И вопрос «отчего все люди такие грубые», отчего они готовы за оттоптанный мозоль удушить ближнего своего, стал девизом этого сумасшествия.
А более миллиарда сборов по миру доказывают, что низы таки-да не хотят, а власть имущим стоило бы задуматься о своем поведении. А то мало ли.
Жаль запоминающихся второстепенных актерских работ нам не завезли.
Разве что Мюррей (Роберт Де Ниро («Славные парни»), «Спящие», «Звездная пыль», «Профессионал», «Красные огни», «Афера по-американски», «Забойный реванш», «Ирландец») да мамаша. Но их тут по минимуму.
Эрго. Психологическая трагедия неплохого, в принципе, человека, ставшего заложником общественных течений, с отличной ролью Феникса и депрессивной атмосферой Готэма. А также очередное подтверждение того, что за психически нездоровыми людьми нужно приглядывать тщательнее.
Режиссер: Тодд Филлипс
В ролях: Хоакин Феникс, Роберт Де Ниро, Зази Битц, Джоли Чань, Марк Мэрон, Фрэнсис Конрой, Мэри Кейт Малат, Ши Уигхэм, Брайан Коллен, Бретт Каллен, Билл Кэмп, Гленн Флешлер, Ли Гилл, Джош Пэйс