Семейная сага, или Долгое предчувствие гражданской войны
Король Визерис Таргариен не имел сына. Наследником Железного трона был его брат Деймон –брутальный и жестокий мужчина.
Далеко не всем была по нутру эта кандидатура. И однажды король решил назначить престолонаследником свою дочь Рейниру. Дело неслыханное в Вестеросе, лорды которого не могут даже помыслить о женщине на Железном троне.
Вдобавок Деймон не собирается отказываться от своих амбиций. А со временем возникает все больше потенциальных претендентов на верховную власть.
А значит, королевство может заполыхать в огне гражданской войны.
HBO, после завершения в 2019 году Игры престолов, снятых по романам Мартина и ставших одним из популярнейших сериалов в истории телевидения, не собиралось забрасывать золотую жилу Вестероса. Было несколько вариантов того, какую историю расскажут зрителю следующей. В результате остановились на экранизации романа «Пламя и кровь», ведающей о династических разборках Таргариенов.
Выбор, мягко говоря, небесспорный.
Проект концентрируется на похождениях полудесятка персонажей из одной семьи, оставляя провинциально-местечковое впечатление.
После размаха «Игры» с ее десятками важных персонажей, прыжками по карте от Стены до Вольных городов, House происходит в основном в столице, лишь изредка выбираясь на другие локации.
Я не читал первоисточник Мартина о Таргариенах (явно не я один, популярность этого романа-хроники гораздо ниже Льда и пламени), соответственно смотрел с чистого листа, не побуждаемый соблазном сравнивать книгу и фильм. Однако сравнения с ИП избежать не удастся.
Ведущих героев минимум-миниморум.
Визерис Таргариен – мирный король, не ведущий захватнический войн. Слабый правитель, зависимый от мнения совета. Знающий свой долг, хотя способный им порой пренебречь. Приличный человек (редкость для облеченных властью), увлекающийся историей и раскрашиванием макетов древних городов. Мечущийся между двух наследников – дочерью от первого брака и долгожданным сыном от новой жены. Терпящий жестокие лишения от собственного Железного трона, явно решившего извести негодного сидельца.
Консидайн («Нокдаун», «Номер 44») выдает несколько неплохих сцен, адекватно передавая характер человека, не особо наслаждающегося властью, вынужденного вместо своих любимых исторических штудий тратить время на государственные дела.
Его дочь Рейнира (Олкок), затем Д’Арси.
Поскольку сезон четко делится на две половины по 5 серий, между которыми проходит около 10 лет, некоторых героев играют разные лицедеи, что должно демонстрировать бег времени. Детишки и вовсе перевоплощаются не один, а порой и не два раза. Странноватый ход. Первая половина в результате напоминает затянувшуюся экспозицию, а привыкнуть к изменившимся лицам и обострившимся отношениям, выходит далеко не сразу.
Юная (потом уже не очень) принцесса, всей душой стремящаяся избегнуть судьбы женщин того времени, воспринимающихся в первую очередь как утробы, должные принести отцу наследника. Детская, точнее подростковая психотравма – пример матери, погибшей во время родов, серьезно ударил по психике Рейниры. Не прочь заслужить славы и послужить королевству как рыцарь.
Не желает ни замужества, ни любовных отношений, напротив, склоняется к одиночеству. Хотя открытие чувственной стороны жизни многое изменит.
Постепенно проникается идеей стать первой женщиной на Железном троне, изменить патриархальный мир, и начинает прилагать массу усилий, дабы достичь этой цели.
Мы будем изучать матримониальные проблемы Рейниры, участвовать в плясках вокруг девственности и похождениях в духе Гаруна аль-Рашида, наблюдать за ее материнской ипостасью, бросающей вызов двору, зарождением долгоиграющего союза с дядей. Нам показывают типаж, отличный от самых запомнившихся дам Игры престолов. Это не Арья, не Санса и не Серсея (хотя именно на нее Рейнира со временем становится немного похожа). Уже хлеб.
Олкок не блещет актерскими талантами, частенько напоминая снулую рыбу. А вот Д’Арси смотрится на порядок живее и интереснее.
Принц Деймон (Смит («Залечь на дно в Брюгге», «Терминатор: Генезис»). Младший брат Визериса – стиляга, бабник, эпатажник, называющий себя проклятием Визериса и его дочери. Амбициозный, но в меру. Обижающийся на брата за то, что тот не предлагал ему пост десницы, но ни разу всерьез не пытавшийся отобрать место у старшенького. Жестокий, наглый, брутальный, стремящийся занять подобающее брату короля место.
Алисента Хайтуэр (сперва Кэри («Чудо-женщина», «Tomb Raider», затем Кук («Первому игроку приготовиться», «Медленные лошади»). Лучшая подруга Рейниры, до крови терзающая пальцы от волнения.
По воле отца пошедшая на сближение с Визерисом, ставшая матерью его детей. Как настоящая мать готовая на все ради своего старшего. Кардинально меняющая отношение к бывшей подруге. Кэри юная и взволнованная. Королева-2 — Кук – заматеревшая и возмужавшая (или возженившаяся?).
Ее отец – десница короля Отто Хайтауэр (Иванс («Корабельные новости», «Аноним», «Алиса в Зазеркалье», «Человек-паук: Нет пути домой»). Стоящий за троном нескольких королей, но в какой-то момент поддавшийся нездоровым амбициям.
Корлис Веларион (Туссэн) – Морской змей. Глава древней семьи, не уступающей родовитостью Таргариенам. Жаждущий урвать свой кусок власти, желательно пожирнее.
Кристон Коль (Франкель) – рыцарь из Королевской гвардии. Благородный и отважный, вдобавок почти не стареющий. Страдающий недержанием речи. До глупости переживающий за свою честь, что не мешает ему совершать вещи, мало соответствующие обетам рыцаря той самой Королевской гвардии. А позднее кардинально пересматривать отношение к ситуации.
Ларис Стронг (Джейсон («Волшебники») — калека, вкрадчиво-коварный до такой степени, что вызывает подозрение с первого взгляда. Духовный предок Вариса и лепший кореш Королевы-2.
Персонажи, честно говоря, не блещут. Харизматичных героев типа Джейме, Беса, Неда Старка или Мизинца не ждите. Таргариены вместе с окружением скучноваты, вызывают слабое сопереживание и маловато интереса.
Благо их хотя бы развитием не обделили. Герои проходят некислый путь не только в отношениях, но и в изменении характеров, целей, подходов к жизни. Мечутся от любви к ненависти, от дружбы к презрению. Умнеют, осознают, меняют подход друг к другу, долгу и ответственности, преисполняются коварства, все искуснее участвуют в игре престолов.
Эволюция персонажей становится одной из интереснейших сторон проекта.
Практически все действие происходит при королевском дворе. Нам не покажут никого, кроме аристократов, причем самой высшей пробы. Серьезно, я не припомню никого их героев, кто бы не откликался на кличку: «леди», «лорд» или «сир». Причем протагонисты практически не взаимодействуют с иными сословиями, те остаются серой неразборчивой массой, не позволяя прочувствовать ни обширность социума, ни его наполненность. Эдакая театральная постановка из горячо любимого британцами Шекспира.
Первая приличная битва возникнет лишь в третьей серии и останется единственной до финала. Снята она, правда, неплохо.
События развивается крайне неторопливо, в этом Драконы напоминают своего прямого средиземского конкурента. А вот хронологический промежуток сериал охватит немалый – в несколько десятков лет, причем, как я уже говорил между некоторыми сериями проходит то два года, то целых 10 лет. Куда там Ведьмаку с его хронопрыжками.
Впрочем, постановщики время от времени стараются напомнить нам о колорите средневекового Вестероса.
Турнир в честь королевских родов привлекающий внимание оригинальными шлемами. Как полагается, демонстрирующий женскую сторону: таинство рождения, не лишенное боли и крови и мужскую: жестокое мордобитие «летних» рыцарей, стремящихся со всей молодецкой дурью уконтрапупить противника. На кой рожать сыновей, если через полтора десятка лет они по глупости отбросят копыта во время зряшной забавы?
Королевская охота с целым палаточным городком, сотней участников, матерыми псами и пшиковым исходом.
Свадьба наследницы престола, не Красная, хотя без крови не обошлось. Наряды, яства, речи, любопытные танцы с элементами полета.
Пиры горой и приемы с изысканными нарядами.
Покажут панорамы городов и замков, порой прямиком со спины дракона. Жаль драконов, хотя в проекте их обещали целых 17 штук, до обидного мало. Казалось бы – главное преимущество сериала — больше драконов! Ан нет, жадничают. Особенно в первой половине сезона, после экватора ситуация выправляется. Хотя даже тут не сады.
Драконы смотрятся неплохо, а вот с изображением реальных животных в сериале просто беда.
Мы мельком увидим Харенхолл во время расцвета. Кусочек Драконьего камня. Твердыню Виларионов. Но больше всего столицу – с ее Красным замком, улицами полными люда, ночной жизнью, септой и борделями.
Непременного для ИП секса вроде как хватает, но главных персонажей, занимающихся любовью, подают достаточно целомудренно.
Похвастают постановщики красивыми кораблями и любопытными каретами.
Введут в дело пророческий сон Таргариенов – оказывается они были настоящими благодетелями, заботящимися не о своей власти, а о объединении Вестероса перед лицом грядущего врага.
Не позабудут попенять на тяжелую женскую долю в патриархальном мире оглашенных самцов – мол, не примут даму на престоле, невзирая ни на какие достоинства и родословную. Рожайте мол нам сыновей и не претендуйте на большее. Не поспоришь – средневековые времена не блистали толерантностью, хотя некоторые фемины и тогда находили способ показать мужикам кузькину мать.
А заодно пройтись по сексуально-брачным обычаям Таргариенов и однополой любви.
Эрго. Вялотекущая семейная сага, подавляющую часть сезона лишь подбиравшаяся к тому, ради чего ее ждали. Собственно Танцу драконов. Всем спасибо, дальше, пожалуй, без меня.
Режиссер: Мигель Сапочник, Грег Яйтанс, Клер Килнер
В ролях: Пэдди Консидайн, Эмма Д`Арси, Мэтт Смит, Милли Олкок, Ив Бест, Оливия Кук, Рис Иванс, Соноя Мидзуно, Дэвид Хорович, Грэм МакТавиш, Билл Патерсон, Стив Тюссен, Уил Джонсон, Энтони Флэнеган, Эмили Кэри, Эван Митчелл, Гарри Коллетт, Фрэнки Уилсон, Райан Корр, Фабьен Фрэнкел, Джефферсон Холл, Майкл Картер