Грейхаунд (Greyhound), 2020 — рецензия (обзор)

Охота на волков, или Капитан, спасающий садовый шланг

Февраль 1942 года. Вторая мировая война. Из Америки в Ливерпуль отправляется очередной атлантический конвой, везущий союзникам топливо и военные грузы.

В охранении конвоя четыре боевых корабля, возглавляет которые капитан Эрнест Краузе (Хэнкс) на эсминце «Грейхаунд». На маршруте их ждет самое опасное место — Черная Яма посреди Атлантики, где корабли на долгое время остаются без воздушного прикрытия.

Как оказалось, Яма не зря имеет свою грозную славу. Стоило конвою пересечь ее границы, как на радаре была замечена немецкая подводная лодка.

Вскоре капитану Краузе предстоит убедиться, что она тут не одна.

 

Военных фильмов мировой кинематограф подарил благодарному зрителю немало. Только за последний год на экраны вышли «Мидуэй» (http://perekat.kiev.ua/midway-мидуэй-эммерих-2019-рецензия-обзор/ ) и «1917» (http://perekat.kiev.ua/1917-april-6-1917-2019-война-рецензия-обзор/ ). Решил еще разок сходить на эти галеры и Том Хэнкс, выступивший в новой ленте одновременно сценаристом и исполнителем главной роли. Возвращение Тома на фронт в целом вышло зачетным.

Лента, несмотря на то, что большинство событий происходит на мостике одного-единственного корабля, перебиваясь лишь «общаками» конвоя и картинками эсминца в бурном море, получилась напряженной и практически не отпускающей зрительское внимание.

Фильм снят по мотивам романа Сесила Форестера (автора, в частности, шикарного цикла о Хорнблауэре ) «Добрый пастырь».

 Действие уже с 11 минуты бросается с места в карьер, не останавливаясь до конца своего полуторачасового хронометража. Как и в «1917» или «Панфиловцах» постановщики не тратят много времени на знакомство с героями (точнее героем, кроме персонажа Хэнкса, остальные откровенная массовка). Десяток минут на врастание в эпоху и поехали!

Светится точка на экране радара, начинаются смертельные «кошки-мышки», не позволяющие зрителю оторваться от экрана. Отлично показана тактика противолодочной борьбы (насчет ее соответствия реальности – вопрос в знатокам), действия экипажа эсминца. Охота, где в любой момент преследователь может стать добычей. Противостояние воли, мастерства, маневра, скрытности, интуиции. Дуэль капитанов и их команд, где есть место удаче. Поединок, где лишь в последний момент в дело вступает свинец снарядов или взрывчатка бомб.

Создатели ленты от души подкинули нашему бравому капитану перипетий. Весь фильм его и зрителя будто бросают вверх-вниз на гигантских валидольных качелях. Только решили одну проблему – тут же нужно разбираться со следующей. Саспенса нам отвалят сполна. Как ребята на мостике умудрялись не поседеть после пары столь напряженных суток – сие эльфам неведомо. Вдобавок непременные минуты, а то и часы затишья скрываются под ножницами монтажера: в результате вся лента выглядит как одна непрерывная борьба за жизни сотен людей, десятков кораблей и сотен тысяч тонн важнейшего груза.

Снято «Greyhound» атмосферно и завораживающе. Огромные просторы океана. Свинцовые волны. Свищущий ветер, срывающий барашки с огромных валов воды. Маленькие скорлупки кораблей. Морские похороны. Обледенение, усталость, жутчайшее нервное напряжение. Смерть, проходящая на расстоянии пары сантиметров и половины градуса касания торпеды. Ложные цели от хитрых подводников. Дружественный огонь. Угрозы столкновений. При таких условиях и противника не нужно, сами потопнуть недолго. А уж противник объявиться не замедлил.

Но кроме адреналина и атмосферности у Greyhound есть еще один козырь. Уставший, чуток зазвездившийся и грузный, но все равно талантливый Том Хэнкс («Облачный атлас», «Капитан Филлипс», «Шпионский мост», «Чудо на Гудзоне», «Сфера», «Секретное досье»).

Его капитан вышел сдержанным, не ярким, но сыгранным с душой. Немолодой мужчина, получивший должность капитана военного судна, и в первый же свой боевой поход столкнувшийся с таким, перед чем спасовали бы многие его опытные коллеги. Набожный, религиозный, не садящийся за стол без непременной молитвы. При этом его вера состоит не только из внешних атрибутов, Эрнест искренне переживает по поводу гибели людей. Неважно, какой они национальности. Ему приходится принимать нелегкий морально-этический выбор: оставить на смерть нескольких, чтобы спасти многих. Или рискнуть, попытавшись успеть всюду. Он отличный профессионал, настоящий «Первый после бога», в кризисной ситуации сутками не сходящий с мостика, принимающий сложные решения, держащий руку на пульсе не только своего корабля, но и всего конвоя. Он нормальный человек, мерзнущий на пронизывающем ветру, меняющий, в конце концов, натершую ему кровавые мозоли обувь, вспоминающий любимую, переживающий по поводу верности своих решений, сожалеющий о гибели матросов, понимающий, что уже не сможет узнать их получше. Образ капитана Эрнеста Краузе возникает перед нами цельным и наполненным. Несмотря на отсутствие шлейфа роли. Все, что мы знаем о его предыдущей жизни – это наличие у него любимой женщины (единственная представительница прекрасного пола появляющаяся в фильме).

Дополняют картину снятые из поднебесье корабли, скользящие по поверхности (и под поверхностью) Атлантики. Маневрирующие, уклоняющиеся, стреляющие, горящие, гибнущие. И красоты природы, как то северное сияния  на фоне взрывающихся судов. Да, графика далеко не идеальна, но свою функцию исполняет исправно.

Имеется, безусловно, некоторое количество нюансов, но их на диво немного.

Кроме Хэнкса запоминающихся персонажей в ленте нет как класс.

Герои с прибором кладут на качку, стоя памятниками себе в рубке эскадренного миноносца, идущего по волнам нехило штормящей Атлантики (а ведь это даже не линкор, какой-нибудь, да и те кидает как игрушки).

Враг обезличен: немцев в ленте почти нет, только голос из радиоприемника и хищные силуэты субмарин, и при этом ведут себя они потрясающе нагло. Дело не в том, что фрицы часто плавают в надводном положении: подводные лодки того периода при малейшей возможности шли по поверхности океана. А в откровенном хамстве, самоуверенности и гордыне асов Деница. Бог с тем, что они проводят «пацанский» наезд по радио на капитана «Грейхаунд». Но вот привычка идти по верху фактически в виду эсминца (меньше километра), а особенно вступить в артиллерийскую дуэль с двумя (!!!) боевыми кораблями, это за гранью добра и зла. Тут сценаристы несколько попутали берега.   

Эрго. Атмосферная военно-морская история с отличным градусом напряжения, непрерывным саспенсом, хорошей ролью Хэнкса. Есть пара помарок, но они почти не портят впечатления.

Режиссер: Аарон Шнайдер

В ролях: Том Хэнкс, Стивен Грэм, Элизабет Шу, Майкл Бенц, Роб Морган, Дэвид Мальдонадо, Джими Стэнтон, Мэтт Хелм, Том Бриттни, Мануэль Рульфо

Запись опубликована в рубрике КИНО-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.