Лучшее фентези: 10 неординарных фентези с оригинальными фантастическими концепциями и интересными миротворческими «фишками»

Частенько под маркой фентези к нам в руки попадают уныло однотипные произведения.

И шагают бесконечными рядами благородные воители, светлые маги, разноцветные эльфы и туповато-коварные злодеи.

К счастью «Страна фантазия» обширна, богата, многогранна и способна порадовать любого, самого взыскательного читателя.

Сегодня я представляю вашему вниманию 10 действительно неординарных ее представителей.

Брэндон Сандерсон «Обреченное королевство».

«Квента». От руки убийцы, посланного странными дикарями-паршенди, пал король Алеткара. Шесть лет его наследник ведет войну с виновниками смерти отца. Войну, превратившуюся в состязание между кронпринцами и охоту за скальными демонами.

И все меньше времени остается до поры, когда на Рошар обрушится настоящая опасность, способная уничтожить весь мир.

Чаще всего героическое фентези может похвастаться эпичными героями, глобальными сражениями, изысканными интригами и магическими изысками. Такого добра у Сандерсона хватает, но интересно «Королевство» не этим.

«Фишка». Мир Рошара отличается от обычного на уровне биологии. Виновны в этом регулярные, жуткие Сверхштормы, изменившие животных и растения. Чтобы приспособиться к этому атмосферному явлению, живым организмам Рошара пришлось серьезно эволюционировать. Фауна, чтобы устоять перед непогодой, обросла хитиновыми панцирями и увеличила количество конечностей. Флора при приближении бури, или любого живого существа научилась прятаться в камень или грунт. Но никто из них не против полакомиться питательными веществами, приносимыми Штормом.

Люди не стали отращивать раковины, кардинально изменив архитектуру жилищ. И начав использовать Штормсвет, появляющийся во время бури, в качестве платежного средства (наполняя им драгоценности), а также источника магии.

На этом фоне остальные особенности Рошара, такие как спрены — духи любого эмоционального действия; преобразователи — способные превращать одну материю в другую; и клинки осколков, режущие камень как масло, выглядят лишь приятным дополнением к основному миротворческому блюду.

Полный обзор Королевства тут http://perekat.kiev.ua/обреченное-королевство-сандерсон-б/

Яцек Дукай «Иные песни».

«Квента». Отправляясь в дебри Африки, на границу ужасного Изменения, Иероним Бербелек, некогда «величайший стратегос наших времен», человек, плюнувший в лицо Чернокнижнику, преследовал исключительно меркантильные  цели. Выяснить, не является ли некая Шулима Амитасе одной из крыс Чернокнижника. Кратистоса, практически уничтожившего Бербелека. Никто и догадаться не мог, к чему приведет поездка в места обитания какоморфов, вдали от цивилизации принимающих абсолютно чудовищные Формы. Поездка, в результате изменившая судьбы всего человечества.

Поляк Яцек Дукай замахнулся не просто на очередную историю альтернативной земли. А на ее версию, опирающуюся на труды древнегреческих философов, и кардинально отличающуюся от знакомой читателю. Причем не только в религиозном или политическом смысле, а на уровне физических и биологических законов.

«Фишка». В здешнем мире Дух, Мысль, Воля властвует над бренным телом, а не наоборот. Основной принцип: «тело, это всего лишь одежда для разума». Сильный духом способен продлевать свою жизнь, и долго оставаться во здравии. Слабый, не обладающий стальной волей, оказавшись вне поля влияния кратистоса, может и вовсе утратить людскую форму. Медики-текнитесы сомы в состоянии исправить или улучшить практически любой физический недостаток.  А профессиональные воины–аресы в силах перед атакой влиять на структуру материи, после чего малейшее их прикосновение становится смертельным.

Тут не редкость физические изменения организма: протагонист в морфе стратегоса, изрядно выше ростом себя же купца. А здешние «земные боги», кратистосы, изменяют людей и мир одним влиянием своей морфы.

Благо хоть психологически люди остаются людьми. Причем людьми, все действия и побудительные мотивы которых утрированы и выпячены наружу на всеобщее обозрение. Ни к чему подковерные игры и подсиживание соперника (конечно же, я не говорю о политике). Встаньте лицом к лицу, и через пару минут вы все между собой решите. Причем, не прибегая к физическим мерам воздействия. Своеобразный якорь, «спасительный круг» для читателя, ошарашенного изменениями, постигшими землю с легкой руки Дукая.

Плюс шикарные психологические этюды.

Обзор Песен тут http://perekat.kiev.ua/иные-песни-дукай-я/

Генри Лайон Олди «Путь меча».

«Квента». В белостенном Кабире, где большинство жителей озабочено в основном предстоящими турнирами, начинаются загадочные убийства. За их расследование берется Дан Гьен по прозвищу Единорог, один из Высших Мэйланя. Он умен, опытен, искусен, но абсолютно не готов к тому, с чем ему предстоит столкнуться.

Кстати, Единорог вовсе не человек. 

Холодное оружие всегда вызывало у людей восторженные чувства. Им восхищались, его воспевали и давали имена.

Но лишь Олди сделали следующий шаг.

«Фишка». В этом мире существуют две разумные расы. Люди и Блистающие: разнообразный «холодняк». Вторые способны влиять на своих носителей ментально, называют их Придатками, воспринимая  как своеобразных «друзей наших меньших». Живое вроде существо, но мозгов как у бабочки. Люди в свою очередь и не подозревают о том, что многие действия спровоцированы их собственным оружием.

Лишь постепенно, после массы перипетий, эти странные отношения переходят в настоящий симбиоз.

Плюс великолепный взгляд на поединки, как на бескровные Беседы, показывающие не желание убивать, а лишь уровень мастерства. И интересные мысли о сути боевых искусств.

Чайна Мьевиль «Вокзал потерянных снов».

«Квента». Нью-Кробюзон. Безумный город, место, где в фантасмагорический клубок смешались самые различные расы, культуры и верования. Для кого-то ад, для кого-то — любимый дом. Но когда на улицы Нью-Кробюзона вырывается нечто невиданное и жутко опасное, гибнуть начинают и те и другие.

Смешение жанров, популярное в последнее время в кинематографе, не редкость и для фантастической литературы. Но мало кому удавалось соорудить настолько ядреный коктейль, какой удался одному из «новых странных».

«Фишка». Город, созданный Мьевилем, буквально напичкан всем, что только можно представить. Обычные люди, разумные кактусы, жукоголовые-хепри, гротескные переделанные, водяные с русалками. Магия, стимпанк, социальные и расовые проблемы, городские клоаки, счетные машины, воздушные монорельсы, Безумные Боги, паровозы и посольство Преисподней.

Казалось бы, приготовить съедобное блюдо из этой депрессивной смеси продуктов не под силу никому. Но Чайна тем и хорош, что взявшись за малоподъемную ношу, неплохо справился с задачей.

Также это отвратительно-притягательное путешествие на стыке многих жанров, подарит нам возможность поразмышлять над многими актуальными в обычной жизни вопросами.

Обзор Вокзала тут http://perekat.kiev.ua/mieville-вокзал-потерянных-снов-мьевиль/

Яцек Пекара «Слуга Божий».

«Квента». Иисус Христос не умер на кресте. Погибли те, кто пытался принести Ему смерть. Ведь гнев Сына Божьего был ужасен.

XV век. Европа, которая уже пять веков слышит «Отче наш» в варианте: «Хлеб наш насущный дай нам днесь, и дай нам силу, чтобы не прощали мы обидчикам нашим. И позволь нам отразить искушение, а зло пусть ползет в пыли у стоп наших».

Молодой инквизитор Мордимер Маддердин берется за дело об убийстве, на первый взгляд не сулящее ничего необычного. Однако все оказывается не так просто.

Выбрать точкой бифуркации для истории об альтернативной Европе случившееся на Голгофе? Крайне смелое решение, особенно для автора из фанатично-католической Польши.

«Фишка». Христианство Пекары, начавшееся с неудавшегося распятия, всерьез отличается от привычного нам. Жестокое, немилосердное, отрицающее всепрощение. Даже молитва Господу, принося определенные «плюшки», сопровождается жесточайшей болью.

Также в здешнем мире никому даже в голову не придет сомневаться в наличии Бога. Как минимум потому, что в происходящее на земле активно (как для Ангелов) вмешиваются Ангелы Господни. Крайне неприятные типы, доложу я вам. Неуравновешенные, непостоянные и гневливые. Вполне в ключе действий Сына Божьего, принесшего на Голгофу в буквальном смысле этого слова, не мир, но меч.

Под стать небожителям и их служители.

Инквизиторам, к примеру, работы невпроворот. Костры, еретики, ведьмы, колдуны. Только настоящие, а не как у нас. Работа, как вы понимаете, нервная. Одна отрада, после завершения дела с блудливой девкой покувыркаться, да вина бутыль-другую приговорить.

Целибат, благочестие, грех чревоугодия? Нет, не слыхали.

В общем, добро пожаловать в нарочито-неидеалистичный мир с несимпатичными протагонистами, после знакомства с которым начинаешь больше ценить действия настоящего Христа.

Обзор Слуги тут http://perekat.kiev.ua/слуга-божий-пекара-я/

Сюзанна Кларк «Джонатан Стрендж и мистер Норрелл».

«Квента». 19 век. Туманный Альбион. Уже более двух столетий магия, некогда переполнявшая Острова, сохраняется лишь в качестве теоретической дисциплины. Почему так случилось, с пеной у рта до сих пор спорят лучшие ученые умы.

Но нашлись два джентльмена, перешедшие от слов к делу, и решившие вернуть магию на родину.

Редкий пример Романа с большой буквы, крайне нетипичный для современного фантастического сообщества. Увлекательный и завораживающий привет, будто переданный нам из золотого века романистики.

«Фишка». Маги-джентльмены, возвращающие волшебство в Британию, не стремятся поработить Землю, бесконечно возвыситься над живущими, или заняться еще какой глупостью из списка, любимого колдунами в фентези.

Они влюбляются, сорятся, попадают впросак и в большие неприятности, изобретают и вставляют друг другу палки в колеса. В общем, просто живут в своем, продуманном автором, чертовски гармоничном мире.  

А заодно представляют разные взгляды на получение и использование знания, на взаимодействие людского и волшебного миров. На усердную работу с источниками и вдохновение. Возведенную цивилизацию и изначальное творение. Исследователей и популяризаторов. Работают выразителями духа старой доброй Англии.

И, конечно же, вплотную познакомят читателя с фэйри. Существами, давным-давно принесшими магию в людской мир. Существами, которым и в голову не приходило отказываться от волшебства. Существами, непредсказуемыми, как сама природа, и способными на множество не вяжущихся с нашей моралью поступков.

Обзор Стренджа тут http://perekat.kiev.ua/джонатан-стрендж-и-мистер-норрелл/

Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона».

«Квента». С обычной девочкой Джейн однажды случилось то, о чем мечтают практически все дети. Она попала в Волшебную страну. Вот только «Нэвэрленд» оказался не таким, как видится маленьким детишкам.

И даже знакомство со старым и сварливым драконом, казалось решающее многие проблемы Джейн, в результате лишь приносит ей новые неприятности.

Один из основателей киберпанка, даже играя на поле «твердого фентези», не пожелал отказываться от элементов собственноручно изобретенного поджанра.

 «Фишка». Мрачноватый «Авалон» Суэнвика кардинально отличается от прототипов, созданных более позитивными (или наивными?) авторами.

Механических драконов со скверным характером тут собирают на заводах, гномы вершат революцию, вурдалаки напоминают мелких бандюганов, а высокомерие декадансных эльфов сравнимо лишь с их презрением к окружающим.

Социальные вызовы сплетаются с психологическими зарисовками, непростая история взросления с исследованиями общественных проблем.

Здешняя страна фэйри неплохо продумана, хорошо описана и оставляет чертовски гнетущее впечатление.

Возможно потому, что чересчур напоминает наш с вами мир.

С другой стороны: а есть ли смысл на зеркало пенять?

Обзор Дочери тут http://perekat.kiev.ua/дочь-железного-дракона-суэнвик-фенте/

Джо Аберкромби «Красная страна».

«Квента». Дальняя страна, «Дикий Запад» Земного Круга.

Ну а какой фронтир без золотой лихорадки?

И вот она пришла.

На Запад устремились толпы старателей, которых с нетерпением поджидают племена аборигенов-духолюдов, кровожадные бандиты плюс остатки недавно разбитых повстанцев.

Быстро едешь — раньше помрешь? Да как не едь, проблем не оберешься. Тем более если тебе, как Шай Соут, приходится разыскивать банду головорезов, похитивших твоих брата и сестру. Банду, направляющуюся в самое сердце Дальней страны.

 Кровосмешение фентези с вестерном? Редчайшая редкость, тем более в исполнении апостола «черного фентези».

«Фишка». Аберкромби замахнулся на классический вестерн, разве что без великого изобретения полковника Кольта. Стилизация, антураж, персонажи – все в духе любимого американцами  «западного» жанра. Бандиты, «ковбойцы», «индейцы», «Длинные ножи». Прям Джоном Уэйном повеяло.

Вот только чернушный антураж здешнего фронтира чересчур давит. Романтика? Благородство? Верность? Еще какие позитивные качества?

Нет, это явно не к старине Джо.

Обзор Страны тут http://perekat.kiev.ua/krasnaja-strana-aberkrombi/

Питер Бигл «Последний единорог».

«Квента». Единственное оставшееся на земле чудо на раздвоенных копытах отправляется на поиски своих пропавших сородичей. В мир, утративший волшебство и память о прекрасном. В мир, где рассказывают страшные истории о короле Хаггарде и жутком Красном Быке.

Одно из самых известных в мире фентези, из наших сегодняшних героев наиболее близкое к классическому представителю «Страны фантазии».

«Фишка». Главным героем книги выступает вовсе не человек. А самое настоящее волшебное существо, причем не находящееся в одной форме все время. Кстати, единорог отнюдь не единственный сказочный персонаж, который встретится нам в романе Бигла.

В словосложении Питер достиг поистине выдающегося мастерства. Текст до предела наполнен, до волшебства поэтичен, гармоничен, изысканно ироничен, объемен и весьма хорош на вкус. Будто блюдо, приготовленное матерью и отведанное в детстве, когда деревья были большими, а неведомая, но, безусловно, прекрасная жизнь лишь занималась на горизонте, как майская заря.

Но главное достоинство «Единорога» в том, что он возвращает нам сказку. Вобравшую лучшее от своих детских коллег, но не уклоняющуюся от суровой правды жизни. Наполненную волшебством, отголосками легенд, ощущением необычного. Сожалеющую об утрате способности видеть магическую сторону бытия. И, тем не менее, сохраняющую веру в людей и в счастливый исход любого безнадежного предприятия.

Обзор Единорога тут http://perekat.kiev.ua/последний-единорог-бигл/

Нил Гейман «Американские боги» 

«Квента». Парень по имени Тень, выйдя из тюрьмы, вместо объятий любящей жены и размеренной жизни получает работу у загадочного господина Среды. Очень скоро новому сотруднику Среды придется познакомиться с очень странными существами и в корне пересмотреть свои представления о реальности.

Роман в 2001 году собравший фактически все награды, до которых смог дотянуться. Роман, позволяющий глубже узнать Америку и взглянуть на ее историю под другим углом.

«Фишка». Штаты – земля без богов (не считая его Величества Доллара)? Пустынное место, лишенное мифоистории? Как бы не так!

Америка, по мнению Геймана, переполнена высшими сущностями, привезенными с собой разнообразными переселенцами.

Каждый бог шикарно описан, воплощен и несет в себе национально-идейный пласт. Они вспоминают, сорятся, дружат, любят и умирают.

Порой кажутся реальнее большинства наших соседей по дому. Великолепная работа автора по изучению древних культов.

Плюс ироничный детектив, изрядная доля саспенса, живое, отнюдь не энциклопедическое изложение, ряд небезынтересных размышлений.

А насколько вкусными вышли у Геймана атмосферные рассказы о прибытии в Америку! Каждую историю хочется прочесть минимум в виде повести.

Тот нечастый случай, когда книга полностью достойна всех обрушившихся на нее похвал.

Обзор Богов тут http://perekat.kiev.ua/американские-боги-гейман-american-gods/

Потрясающие воображение миры. Шикарные фантдопущения. Богатые, нетривиальные идеи. Вкусная пища для мозгов. Отличный язык и незаурядный саспенс.

Этим встречают вас по-настоящему интересные жители «Страны фантазии».

Страны, двери в которую открыты для всех.

Второй топ лучшего фентези встречаем тут http://perekat.kiev.ua/best-fantasy-2-лучшие-книги-в-жанре-фентези-2/ ,

третий http://perekat.kiev.ua/best-fantasy-лучшие-книги-в-жанре-фентези-3/,

четвертый тут http://perekat.kiev.ua/лучшие-книги-в-жанре-фентези-часть-4/

Запись опубликована в рубрике КНИГИ-РЕЦЕНЗИИ с метками , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.