«Из ада», или Звездолет на холме
2047 год. К орбите Нептуна, где обнаружен пропавший недавно исследовательский корабль «Горизонт событий» отправляется спасательная экспедиция, среди членов которой создатель Горизонта доктор Вейр.
Со внезапно обнаруженным Горизонтом нелады. Людей на борту нет, зато в наличии один замороженный труп и кровавые следы. Оказывается, Горизонт снабжен гравитационным двигателем, позволяющим создавать порталы в пространстве-времени. И должен был отправиться к ближайшей звезде Проксима Центавра.
Но, по-видимому, что-то пошло не так. И теперь спасателям предстоит иметь дело с чем-то абсолютно невообразимым.
И смертельно опасным.
Культовый в определенный кругах (и узнаваемый в немалом количестве последователей, вспомним хотя бы относительно свежих «Летящих») фильм с непростой судьбой. Благодаря целому комплексу причин снималась и монтировалась лента в авральном режиме, вдобавок куче материала не нашлось места в финальной версии. В прокате Event с грохотом провалился, зато компенсировал свои недобранные висты после выпуска на видео.
Перед нами своеобразная лента, с одной стороны беззастенчиво использующая множество хоррор-концептов, показанных в куче фильмов от Чужого, Призраков, Сияния до Соляриса (отсюда заимствований особенно много) и похождений Пинхэда. С другой –атмосферный космический ужастик, смешавший научную фантастику с мистикой, проблемы героев в вакууме с древним ужасом из глубин людской истории.
Дизайн корабля «Горизонт событий» вдохновлен собором Нотр-Дам де Пари.
Гнетущая, тревожная, параноидальная атмосфера вышла у постановщиков на славу. Сны доктора, полные предчувствия неприятностей и жутковатых картинок. Первое знакомство с циклопическим Горизонтом, чуть не закончившееся трагедией. Пустые коридоры корабля с парящими в невесомости вещами. Отсутствие экипажа и странные сигналы биосканера. Исследование Летучего Голландца и пугательные бу!-моменты. Незамеченные сразу героями кровавые странности на стенах. Впечатляющее ядро гравитационной системы. И нарастающие как снежный ком галлюцинации.
Именно на них на протяжении изрядной части ленты будет построен основной хоррор-элемент. Обратите внимание, большую часть времени антагонист использует не физическое, а моральное и психологическое воздействие. Слабости, страхи, темные секреты, фобии героев, их потери, призраки прошлого, воспоминания, грешки, промахи обращаются против них. Заставляя терять критическое восприятие и душевное равновесие, совершать глупости и ошибки. Лишь в финале ситуация меняется, переходя на уровень непосредственного контакта. Как на меня не самый удачный переход. Именно первая половина фильма, с ее нагнетанием, пустотой Горизонта, неверными глюками, попытками разобраться в происходящем, становится наиболее напряженной и берущей за душу. После условного экватора нам добавят динамики и трэша, но изрядно покалечат напряженную атмосферу. Да и первая версия злодея (без зеркал души) смотрелась интереснее второй. Кстати почему «они не нужны чтобы видеть»? Может, как раз дело в тех самых «зеркалах»?
Отдельное спасибо за нестандартного для космических ужастиков противника, создающего натуральный диссонанс восприятия (какое время на дворе?). Никаких кислотных пришельцев, не надейтесь. Все по-другому.
Ну и как не упомянуть моральную основу картины, напоминающую зрителю, что «есть многое на свете друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам». Порицающую людей науки, безоглядно лезущих в непознанное, играющих с законами природы и вещами, которые неспособны объяснить и до конца понять. В стремлении к новому не задумываясь привлекающих на головы человечества проблемы, по сравнению с которыми все людские страхи покажутся детским писком на лужайке.
Да, до сих пор ничего страшнее расщепления атома (хотя и этого, знаете ли, многим хватило) «яйцеголовые» не придумали, но кто знает, что будет дальше. К этой концепции примыкают вопросы о неготовности людей к далеким полетам в неведомые уголки вселенной и опасностях, вероятно, поджидающих там. Сидите, мол, дома, не гуляйте?
Вейр (Нил («Острые козырьки», «План побега», «Тор: Рагнарёк», «Вторжение», «Тор: Любовь и гром», «Бюро магических услуг»). А вот и типичный представитель этих самых ученых. Вежливо-снисходительно-пренебрежительный по отношению к команде. С горящими глазами рассказывающий о своем детище – Горизонте. Одинокий трудоголик, потерявший единственного близкого человека. Отличающийся не самой крепкой психикой и изрядным самомнением.
Как шикарно обыграны тени на лице доктора ближе к финалу! (Я дома!).
Вторым центральным образом стал Миллер (Фишборн/Фишберн («Заражение», «Человек из стали», «Пассажиры», «Бэтмен против Супермена»). Суровый как горы и монументальный капитан спасательного корабля. Настоящий «отец солдатам», точнее своей команде, готовый для них на что угодно. Тоже имеющий жаркий скелет в шкафу.
Из остальных членов команды можно вспомнить боевую старопма Старк (Ричардсон («Девушка с татуировкой дракона», «Красные огни», «Красный воробей», «Песочный человек»). Пилота Скотти (Пертви («Эквилибриум», «Лютер», «Готэм») радующего некислой интуицией. Да офицера с не до конца ясными обязанностями («травма») Ди Джея (Айзекс («Сердце дракона», «Чёрный ястреб», «Погоня», «Ярость») – этого как всегда у Айзекса за стильный вид.
Графика в картине неоднородна. Местами смотрится на уровне, порой радуют визуальные статичные картинки корабля, как изнутри, так и снаружи. Местами откровенно «гуляет», что неудивительно, учитывая, что времени на ее создание было в обрез.
Кровавые, неаппетитные моменты в наличии, но самое забавное, что их должно было быть на порядок больше – отснятый материал «реальной жести» не вошел в ленту, а позднее был утерян.
Эрго. Космический хоррор с неожиданным для этого поджанра антагонистом. Из главных достоинств – недурная атмосфера и первая часть ленты, вторая — изрядно слабее. Из недостатков – чрезмерное количество заимствований.
Режиссер: Пол У.С. Андерсон («Мушкетеры», «Помпеи»)
В ролях: Лоуренс Фишборн, Сэм Нилл, Кэтлин Куинлен, Джоэли Ричардсон, Ричард Т. Джонс, Джек Ноузворфи, Джейсон Айзекс, Шон Пертуи, Питер Маринкер, Холли Чэнт, Барклай Райт, Ноа Хантли, Роберт Йезек, Эмили Бут, Тереза Мэй